Примерное время чтения: 13 минут
375

Эволюция порыва. В Москве открылась крупнейшая выставка абстракциониста Миро

Выставка Хуана Миро. Фото Романа Кульгускина
Хуан Миро, 1935 год Хуан Миро, 1935 год. Фото с сайта wikipedia.org

«Его картины преисполнены вдохновением, наблюдая Миро за работой, ты уносишься вслед за ним в его мимолетный, хотя и абсолютно реальный мир. Его экспрессия создает чистейшую эмоциональность, лишенную притворной слащавости», — написал о художнике один из классиков театра абсурда Эжен Ионеско.

Картины Хуана Миро, несмотря на кажущуюся простоту и мифологичность, созданы на основе окружавших автора в быту простейших вещей, оказавшихся вокруг него во время скитаний по Европе и Азии. Миро не причислял себя к той или иной художественной школе, однако его переосмысление реальности стало толчком к дальнейшему развитию абстракционизма и сюрреализма, а работы испанского художника сделали его одним из важнейших авторов европейской культуры XX века. На родине Миро считается представителем «великого трио», будучи вписанным в историю наряду с Пабло Пикассо и Сальвадором Дали. Выставка «Хуан Миро. Образы», открывшаяся в Московском музее современного искусства, призвана рассказать в какой атмосфере работал художник, реконструируя среду, в которой он черпал вдохновение.

Фрагмент картины «Портрет Винсента Нубиолы», 1917 год. Нажмите для просмотра полной версии

Родившийся в Барселоне Хуан Миро рисовать начинает от скуки — после нескольких лет нелюбимой работы, на которой настояли родители. Вдохновленный импрессионистами того времени 24-летний художник начинает с пейзажей в яркой эстетике фовизма, популяризованной в начале века Анри Матиссом, ставившим во главу угла яркие цвета, передававшие энергетику и страсть образов. Художник оттачивает свой почерк, фантазируя на основе видов сельской местности провинции Таррагона. Со временем Миро добавляет своим картинам всё больше чётких деталей, сохраняя пёструю палитру красок, однако быт и окружение совершенно не устраивают своенравного художника.

Фрагмент картины «Ciurana, the Path», 1917 год. Нажмите для просмотра полной версии

В поисках новых впечатлений Миро отправляется в Париж, где общается с Пикассо и другими художниками, прославившимися в то время на ниве сюрреализма и дадаизма. Картины Миро приобретают оттенок кубизма и обрастают всё большим количеством деталей. В этот период он создает «Стоящую обнаженную» и «Ферму».

«Ферму» Миро писал на протяжении девяти месяцев, изобразив загородный дом своей семьи в Монт-роч-дель-Камп. Впоследствии картину купил Эрнест Хэмингуэй, а в 1987 году работа была подарена Национальной галерее искусства в Вашингтоне. Сам Миро называл «Ферму» ключевой работой своего творчества: «В этой картине я пытался одновременно показать и горы, и муравьев».

Фрагмент картины «Ферма», 1921-1922 год. Нажмите для просмотра полной версии

В этот же период в Париже проходит первая международная выставка работ художника, но оборачивается провалом. Как и показ работ в Испании еще в 1917 году. Публику не интересуют работы малоизвестного художника, который вынужден прозябать в нищете и безвестности. Тем не менее, в богемных кругах французской столицы Миро постепенно приобретает авторитет и уважение и обрастает всё большим количеством связей.

После «Фермы» Миро окончательно отказывается от элементов реализма. Под влиянием писателей и поэтов того времени художник формирует новую манеру письма, а его образы становятся более иррациональными. Сравнивая себя с Полем Клее и Джорджо де Кирико, на стыке импрессионизма и итальянской метафизической живописи Миро создает картины «Поцелуй», «Портрет госпожи К.» и «Ниспровержение», а также знаменитую работу «Карнавал Арлекина».

Фрагмент картины «Карнавал Арлекина», 1924 год. Нажмите для просмотра полной версии

В 1925 году галерея Пьера в Париже устраивает выставку работ Миро, который лишь с третьей попытки смог добиться успеха и внимания критиков и общественности. «Миро — самый большой сюрреалист среди нас», — заявил Андре Бретон о 33-летнем художнике.

Спустя некоторое время Хуану Миро и Максу Эрнсту, известному в то время немецкому дадаисту, поступает заказ от Сергея Дягилева — влиятельного русского импрессарио. Миро и Эрнст создают декорации и костюмы для выступления российского балета в рамках ежегодных Русских сезонов. Но состоявшаяся в мае в театре Сары Бернар премьера «Ромео и Джульетты» провалилась — публике не понравились аляповатые костюмы, а соратники художников, в числе которых был и Бретон, обвинили их в распродаже сюрреализма ради сиюминутной коммерческой выгоды.

Программа Русских сезонов Дягилева 1926 года в рамках выставки Хуан Миро. Образы Программа Русских сезонов Дягилева 1926 года в рамках выставки «Хуан Миро. Образы». Фото Романа Кульгускина

После этих событий Миро решает взять паузу. Испанец исповедовал отличный от коллег по цеху подход к работе — Миро просыпался рано утром и тщательно анализировал каждую свою картину, отдаляясь от инстинктивного выражения ощущений. Он отправляется в Голландию, где посвящает себя изучению работ местных художников XVI-XVII вв.

Через некоторое время, вдохновлённый жанровой живописью, Миро создает серию «Голландские интерьеры». В этих работах испанец переосмысливает работы Хендрика-Мартенса Сорха, Яна Стена и других, но затем переключается на другие источники вдохновения. «Борясь с абстрактными формами и многозначительной двусмысленностью, порождающей конфликт, я надеюсь открыть первоначальную форму. Со времен наскальной живописи человечество так и не создало ничего по-настоящему нового в области искусства», — пишет Миро.

Картина Хендрика-Мартенса Сорха «Лютнист» 1661 года и работа Хуана Миро «Голландский интерьер I» 1928 года. Коллаж AIF.ru

Хуан Миро начинает заново искать свой почерк и манеру выражения, но совершенно некстати в Испании вспыхивает гражданская война, под влиянием которой Пикассо рисует «Гернику». Живопись Миро становится более ожесточённой и резкой — в знак протеста против фашизма он рисует афишу «Помогите Испании!». Блуждая в творческом поиске, под воздействием картин Ван Гога Миро создает «Натюрморт со старым ботинком». Тем временем обстановка в Европе продолжает накаляться — от Второй мировой войны художник поначалу скрывается в Париже, но за несколько дней до оккупации переезжает на побережье Нормандии.

Фрагмент картины «Натюрморт со старым ботинком», 1937 год. Нажмите для просмотра полной версии

В тихой деревушке, ведя замкнутый образ жизни, Миро по-прежнему пытается выработать новый метод выражения своих взглядов. В тиши и спокойствии он заканчивает серию картин «Созвездия», где доминирует космологическая символика.

Вернувшись к яркой палитре, Миро уходит от фовизма и создаёт сложную структуру при помощи отдельных простых по форме элементов. Художник также начинает пробовать себя в керамике и литографии, создавая скульптуры, позаимствовав часть символов из японской каллиграфии и античной культуры Южной Америки.

Фрагмент картины из цикла «Созвездия». Нажмите для просмотра полной версии

Через несколько лет после окончания войны Миро возвращается в Париж уже в статусе признанного художника со своим собственным почерком. У него много заказов по обе стороны Атлантики — к этому моменту 55-летний художник известен не только в Европе, но и в США. Так, Миро получает заказ на фреску для Гарвардского университета, а также расписывает стены парижского отделения «Юнеско». За совместные с Лоренсом Артигасом работы Миро получает Гран-при Фонда Гуггенхайма и всё больше увлекается скульптурой, открывая новые способы самовыражения.

В начале 60-х годов Миро создаёт серию триптихов, где пытается выразить эмоции минимальным набором средств. Крупный формат работ с небольшими и редкими деталями, а также тщательно проработанными переливами оттенков призван подчеркнуть отстраненность размышлений автора. Сам Миро сравнивал эти работы с религиозным ритуалом, а позже заявил, что эти картины — кульминация дела его жизни.

Фрагмент картины из триптиха «Синее». Нажмите для просмотра полной версии

Затем художник создает «Фонд Миро», в рамках которого стремится поддерживать молодых авторов, пытающихся, как и сам испанец ранее, найти собственный голос в изобразительном искусстве... Этот фонд действует до сих пор — в нём содержится более трёх сотен работ многих художников, и именно при поддержке Фонда Пилар и Хуана Миро на Майорке организована выставка в Московском музее современного искусства, благодаря чему публике представлен целый ряд работ художника, ранее не бывавших в России.

Хуан Миро скончался в 1983 году на Майорке от порока сердца, в возрасте 90 лет. В данный момент Миро признан одним из самых влиятельных европейских художников XX века, поскольку за счёт смешения стилей картины художника представляют собой размышления в более широком контексте, чем произведения его современников.

Реконструкция творческой студии Хуана Миро в рамках выставки Хуан Миро. Образы Реконструкция творческой студии Хуана Миро в рамках выставки «Хуан Миро. Образы». Фото Романа Кульгускина

Обращаясь к космологической символике и испанским пейзажам, абстракция в картинах Миро принимала несколько иной смысл — через живопись и скульптуры художник раскрывал свой взгляд на окружающую действительность в целом, тогда как многие его коллеги стремились выразить вырванные из контекста конкретные образы. Работы Миро одновременно несли в себе простоту наскальных рисунков и каллиграфическую символику, изображения звёздных систем и летящих птиц. Художник стремился выразить целый мир с присущей ему многогранностью и неустанно искал более глубокие и универсальные средства для отражения своих взглядов.

«Если через три тысячи лет кто-нибудь наткнется на мои работы, я хотел бы, чтобы эти люди заметили, что своим трудом я стремился помочь свободомыслию не только в критериях живописи и искусства, но и человеческого духа в целом», — написал Миро в блокноте, в котором до последних дней жизни оставлял карандашом наброски будущих работ и проектов.

 

Читайте также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах