Примерное время чтения: 7 минут
2891

Георгий Натансон: «Татьяну Доронину и Инну Чурикову забраковали на моих про

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. В пробирке вырастили мясо! 14/09/2011
                                                               
Справка
Георгий НАТАНСОН родился в 1921 г. в Казани. Режиссёр театра и кино, сценарист, драматург, режиссёр «Мосфильма». Народный артист РФ, лауреат Госпремии СССР. Снял: «Аэлита, не приставай к мужчинам», «Валентин и Валентина» и др.

Вкус на баб

- Как-то я работал на картине Довженко «Жизнь в цвету» (другое название - «Мичурин». - Ред.), мы должны были снять эпизод, как молодые студентки опыляют яблоневые цветы. Надо было подобрать 10 красавиц. Когда я увидел юную Аллу Ларионову, которая была вся в веснушках - само очарование, сразу взял у неё номер телефона. Через неделю звоню и назначаю свидание в скверике. Безусловно, в неё влюбился. А тогда у меня только дочка родилась. И конечно, я ничего лишнего себе не позволял. Были только поцелуи на лавочке. А целовалась Аллочка грандиозно! И когда я стал ассистентом по фильму «Садко», то предложил её на роль Любавы. Но режиссёр Птушко узнал, что девушка - студентка, и отмахнулся: «Она ещё ничего не умеет». Спустя несколько месяцев, уже отчаявшись найти Любаву, режиссёр всё-таки согласился: «Давай свою Ларионову. Хоть посмотрю, какой у тебя вкус на баб». Как только Аллочка вошла в павильон, её утвердили незамедлительно.

С ещё одной красавицей, Татьяной Дорониной, мне удалось поработать не раз. Я отправился в Ленинград искать актрису для своего фильма «Старшая сестра». На две другие женские роли я уже подобрал Наташу Тенякову и Инну Чурикову. В Ленинградском театре Товстоногова я увидел Татьяну Доронину и обомлел - это же индивидуальность, такой актрисы нет! Мы сделали отличные пробы, но худсовет никого не утвердил. Про Доронину сказали, что она говорит тихим голосом: «Этой девочке кино противопоказано». Про Наталью Тенякову: «А у этой каши полный рот». Чурикова их вообще возмутила: «Вы сценарий-то читали?! Там же написано: «белокурая красавица», а у этой один нос да уши». Даже Михаила Жарова не утвердили: «Вы с ним не справитесь! Это большой артист! Он с Пырьевым всё время ссорится, а вас и слушать не будет…»

И вот меня надоумили записаться на приём к председателю Госкино Алексею Романову. Я чуть ли не в слезах рассказал ему о своей проблеме, и он предложил выход: «У нас будет коллегия, где соберутся министры кинематографии союзных республик. Приносите свои пробы. Посмотрим». Они посмотрели и всё одобрили. Я, окрылённый, прибежал на «Мосфильм». Зашёл к директору киностудии Кузнецову, который мне сказал: «Поздравляю! Только «Мосфильм» к вашей картине «Старшая сестра» никакого отношения иметь не будет. Снимайте её с коллегией министров». Но я её всё же снял. Картину эту ещё до выхода в СССР отправили на декаду советского кино в Рим и Милан.

Во время съёмок «Старшей сестры» была ещё одна интересная история. Мы сделали полкартины. И вот Татьяна Доронина обратилась ко мне: «Георгий Григорьевич, мы всё снимаем. А можно посмотреть?» После просмотра Таня грустно взглянула на меня и произнесла: «Это всё ужасно… Это вне искусства…» Я пытался её уговорить, тогда она предложила: «У меня есть знакомая, которая разбирается в искусстве. Я ей верю. Давайте ей покажем». Пришла маленькая худенькая женщина, с ней - юноша. Они посмотрели отснятый материал, и женщина похвалила картину: «Таня, это всё гениально! Слушайся этого режиссёра». Это были мама Эдварда Радзинского и сам Эдвард Станиславович. Так мы познакомились. Через какое-то время Эдвард задал мне вопрос: «Вы видели мою пьесу в «Ленкоме» «104 страницы про любовь»? Посмотрите, все считают её событием. Я вам дам право экранизации». Я просто прочёл пьесу, мы сделали сценарий фильма «Ещё раз про любовь», послали в Госкино. Ответа нет. Я позвонил. Меня вызвал Романов: «Георгий Григорьевич, да как вы могли взяться за пьесу какого-то Радзинского, где девушка, едва встретилась с мужчиной в ресторане, сразу оказалась у него в постели?! Чему вы научите нашу молодёжь?! Ищите другой сценарий!» Я в течение полугода уговаривал зама Романова Баскакова дать разрешение на съёмку. И уломал-таки.

Первым пробовался на роль главного героя Владимир Высоцкий. Пробы были неплохие, Татьяне Дорониной он нравился. Но Володя как-то «не монтировался» с Дорониной. Поэтому его не утвердили. А пробы эти, кстати, пропали, их украли, и с тех пор о них ничего неизвестно. После Высоцкого возник Александр Лазарев. Он идеально подошёл. Мы же в «Ещё раз про любовь» снимали первую в СССР постельную сцену. Таня попросила убрать из съёмочного помещения практически всех. Снималась она в одной рубашоночке. Никогда бы не подумал, но с Александром Лазаревым мне пришлось помучиться из-за этой сцены. Ложась в постель, он категорически отказывался снимать не только брюки, но и… ботинки. Мы долго спорили. В итоге победил Лазарев - лёг в кровать в ботинках.

Жена бонапартиста

Мне запрещали задействовать в кино не только знаменитых актёров и актрис, но и… полководца Жукова. Фильм «Посол Советского Союза», снятый к 100-летию со дня рождения Ленина, я показал Алексею Романову. Он одобрил, но с оговоркой: «Георгий Григорьевич, вы сделали замечательную картину! Только у меня просьба: поезжайте на «Мосфильм» и вырежьте Парад Победы на Красной площади». Я удивился: «Почему?» «А вы разве не знаете, что Жуков - бонапартист, он готовил военное свержение советского правительства», - не моргнув глазом, заявил Романов. Тогда я ответил: «Этого не знаю. Я знаю только, что он - победитель фашизма». Романов настаивал: «Георгий Григорьевич, это всё разговоры! Вырезайте, и мы дадим вам высшую категорию оплаты». А на эту высшую категорию можно было сразу «Волгу» купить. Но я отказался: «Я этого не сделаю». - «Тогда я у вас картину не принимаю!» Ушёл и даже руки мне не пожал.

Через полтора месяца Романов вызвал меня к себе. Вышел улыбающийся: «Я вас поздравляю, ЦК разрешил оставить Парад Победы, и вашу картину я посылаю на фестиваль в Сорренто». И вот уже на фестивале ко мне подходит женщина, оператор «Мосфильма», и говорит: «С вами очень хочет познакомиться одна очень приятная женщина - Галина Жукова, жена маршала». Галина Жукова подошла ко мне и пожала руку: «У меня поручение от маршала выразить вам благодарность. Мы перед отъездом смотрели картину «Посол Советского Союза». Много лет Парад Победы по телевидению не показывали. Когда Жуков увидел его вновь в вашей картине, он воспрял духом: «Не забыла меня ещё Россия!»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах