aif.ru counter
Ольга Шаблинская 4420

Магия таланта. Майя Плисецкая покоряла публику своей энергетикой

20 ноября великая балерина отпраздновала бы 90-летие.

Майя Плисецкая после окончания спектакля «Конек-Горбунок», 1971 год.
Майя Плисецкая после окончания спектакля «Конек-Горбунок», 1971 год. © / Соловьев / РИА Новости

«Сижу не жрамши»

- Для любого ребёнка, который любил балет, Майя Михайловна была идолом искусства танца, - рассказывает Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета им. Вагановой. - Плисецкую очень любили грузины, и по тбилисскому ТВ, когда я ещё до поступления в хореографическое училище учился в Тбилиси в школе, часто показывали фильм режиссёра Катаняна «Майя Плисецкая». Я его знаю наизусть! Это же потрясающе - как там Майя Михайловна рассказывает о том, что такое руки в балете, как с их помощью можно показать характер, национальность... Что надо сразу искать характер героя - это даст тебе главный ключ в пластике! Плисецкая владела этим мастерством в совершенстве.

«Кармен-сюиту» в исполнении Плисецкой я видел три раза - в Тбилиси и в Москве, на её 60-летие... Сцена, когда её Кармен умирала... Она сделала её очень просто, но при этом излучала такое количество фантастической энергии, которая пробивала зрителя насквозь... «Я слишком поздно поняла, что в балете главное не шея, а голова» - это тоже фраза Плисецкой... Сила таланта была настолько велика, что даже не очень удачные по мнению «знатоков» спектакли в её исполнении смотрелись гениально. Любая её роль классического репертуара была революцией на тот момент - Майя Михайловна опережала эстетику балета, наверное, лет на 25. 

Николай Цискаридзе и Майя Плисецкая
Николай Цискаридзе и Майя Плисецкая. Фото: www.globallookpress.com

В 1998 г. мне повезло познакомиться с Плисецкой лично. В Музее им. Пушкина мы с Майей Михайловной участвовали в одном блоке концерта...

У Плисецкой был очень острый язык, поэтому её побаивались: она давала такие оценки и комментарии, которые приклеивались к человеку навсегда. При этом и по отношению к самой себе была иронична. «Когда надо похудеть, сижу не жрамши». Или её спросили: «А после 60 танцевать можно?» Плисецкая ответила: «Можно. Смотреть нельзя». 

Насчёт её энергетики... Когда в первый раз после долгого перерыва Галина Вишневская вернулась в Большой театр, Плисецкая прилетела на её вечер танцевать «Умирающего лебедя». Я сидел в зрительном зале. Майя Михайловна бисировала... С каким наслаждением я кричал ей «браво»! Потом прибежал домой и включил телевизор - этот же концерт показывали по ТВ с опозданием в час. И увидел совершенно другую картинку: экран не передал той магии, энергии, что она излучала в зал... Мне жалко тех, кто не видел её живьём. К сожалению, плёнка передаёт только четверть того чуда, с которым сталкивался зритель великой Майи. 

Когда я только начал работать в Большом, до нашего знакомства постоянно приходил на все выступления Плисецкой в Москве. В те годы руководство театра не очень с ней контактировало, и родную сцену ей приходилось арендовать. К сожалению, артисты ГАБТ никогда не принимали участия в мероприятиях Майи Михайловны. Театр не помогал в организации её юбилеев. И платила она за всё сама - даже за то, чтобы концерт снимала телекомпания. Зато потом пошёл период, когда всё стало наоборот: в последний юбилей Плисецкой выполнялись все её просьбы. 

Несколько раз видел репетиции спектакля «Кармен-сюита»: Майя Михайловна давала молодым балеринам советы, показывала разницу между тем, что делают они, и тем, что хотел балетмейстер. Говорила такие точные вещи! А никто это почему-то не хотел принимать во внимание... Когда я начал наблюдать других артисток в ролях Плисецкой, понял: самая большая их ошибка - они хотят занять её место. Это бесполезно. С природой соревноваться нельзя... В замечательной пьесе Горина есть фраза: «Не торопитесь стать вдовой Мюнхгаузена. Это место пока занято». Солнце - одно. Плисецкая всегда будет недосягаема. 

Она любила «АиФ»

- Я так и не могу говорить о ней в прошлом времени, - поделился своей болью с «АиФ» супруг Майи Михайловны, знаменитый композитор Родион Щедрин. - Мне трудно... Меня и за границей просили о ней рассказать, но пока не могу... Хотя прошло уже полгода... Но тем не менее я не готов... Позже, конечно, что-то скажу или напишу. Но не сейчас... Поймите меня. Мы же были 57 лет рядом... Но я буду очень счастлив, если вы сделаете статью о ней. Майя всегда читала «Аргументы и факты». И везде, где мы только ни были, мы покупали «АиФ». Вот это напишите обязательно... 

- Нужен протест, чтобы тебя заметили, и талант, чтобы тебя запомнили. Вот Майю Плисецкую заметили и услышали... - уверен писатель Михаил Жванецкий. - Майя Михайловна была личностью совершенно неординарной, её было не только видно, но и слышно, в отличие от другой великой балерины - Галины Улановой... Помню забавный случай в Театре эстрады. Выступал Райкин, спектакль закончился - зал ревёт. Аркадий Исаакович вышел за занавес, поклонился, зал продолжает реветь... Какой-то генерал с огромным букетом цветов ринулся к сцене и заслонил Райкина женщине в первом ряду. Ею была Майя Плисецкая. И вот она сидит и своей роскошной ногой - под зад его! Я в тот момент был за кулисами, так что увидел этот изумительный жест... Генерал обернулся с выражением лица: «Сейчас расстреляю». Но, увидев Плисецкую, прошептал: «Ой, извините…» А Майя Михайловна, как ни в чём не бывало, слегка улыбнулась и дальше сидела смотрела на Райкина и аплодировала... Невероятный талант, независимость, бесстрашие - в этой великой женщине было всё... 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (2)
  1. Natalia G[googleplus]
    |
    07:41
    20.11.2015
    0
    +
    -
    Смотрела её ,,живьём'' в ,,Кармен-сюите''.впечатление от её выступлений самые яркие.Считаю , что не смотря на большое количество хороших балерин в российском балете- она осталась непревзойденной по таланту, энергетике ,шарму и обаянию.Браво,Майя!Вечная ей память!
  2. Три Анин[facebook]
    |
    17:05
    20.11.2015
    0
    +
    -
    Я "живьем" ее не видел ... посмотрел ролик "Майя Плисецкая. Умирающий лебедь", где она дергается, качается и движется рывками ... даже мысли нет ее обидеть, но это не балет ... в молодости она может и танцевала, но....это не выдающийся балет.... пенсию зря не дают... это негатив тем, кто убедил ее танцевать до таких лет....
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем запомнился режиссёр Франко Дзеффирелли?
  2. Кого подозревают в убийстве чемпиона России по сноуборду Дмитрия Кольцова?
  3. Можно ли замораживать молоко?


Самое интересное в регионах