Марина Мурзина 10 6077

«Мощь русской бабы». За что режиссеры и зрители любили Наталью Гундареву

28 августа 1948 года родилась Наталья Гундарева.

Один из её коллег-актёров, Пётр Меркурьев, сказал, что она, «к счастью, миновала все эти эпитеты - «знаменитая, выдающаяся, великая». А очень быстро и навсегда достигла самого высокого для артиста звания - «любимая», которое никакими указами и декретами не утверждается, а даётся зрителями».

В самом деле, кажется, невозможно представить человека, который не любил бы Гундареву-актрису или просто был бы равнодушен к ней, - столько в ней было истинности и искренно­сти. Такая «мощь русской бабы», по словам Михаила Ульянова, называвшего её «некрасовской женщиной». На съёмках фильма «Вас ожидает гражданка Никанорова» Гундарева и проявила себя как «некрасов­ская женщина»: увидев, что прямо на режиссёра Леонида Марягина мчится потерявший управление грузовик, она буквально кинулась на него, оттолкнув от неминуемой гибели. А в 80-х сама, едва восстановившись после страшной автокатастрофы, немедленно вновь села за руль. «Вам бы заводом командовать!» - говорили ей. «А что? И смогу!». Два года её депутат­ства в Госдуме - это множество «пробиваний» и «добиваний» ради помощи искусству и людям искусства.

Eё называли жар-птицей . И конопатым чудом
Eё называли «жар-птицей». И «конопатым чудом». Фото: www.russianlook.com

«Народная по сути»

Коренная москвичка из таганской коммуналки, она одинаково достоверно играла княгинь и бомжих-алкашек, колхозниц и королев. После одной из ролей «простых деревенских» ей писали: хорошо, что в кино снимают доярок, а не актрис! А когда однажды на съёмках прямо в гриме бомжихи она зашла перекусить в кафе, её с позором вывели оттуда. В общении она умела и держать дистанцию, и находить общий язык с людьми из разных слоёв общества. Рассказывают, как однажды Гундарева с актёрской делегацией летела с Камчатки. Неожиданно всех артистов позвали в вип-зал местного аэропорта. Там их ожидали ломящийся от деликатесов стол и генерал пограничных войск, восседавший во главе всей этой роскоши. Он подсел к Гундаревой: «Можно я вас потрогаю? Я никогда в жизни не сидел так близко с живой актрисой». И начал её бережно так поглаживать - по плечику, по руке. Гундарева расхохоталась: «Что ж ты, генерал! Не знаешь, как женщину трогать?»

Гундарева на съёмочной или сценической площадке могла и умела и поставить на место, и резко отчитать - за непрофессионализм, недисциплинированность, халатность, но всегда по делу, ради дела. Потому что сама была дисциплинированна безукоризненно - являлась на съёмку или репетицию с вызубренным текстом и с неизменной тетрадкой (эту знаменитую гундарев­скую тетрадку вспоминают буквально все, кто с ней работал!). В неё актриса, как примерная школьница, скрупулёзно записывала все пожелания и замечания режиссёра, причём касающиеся не только её самой, но и партнёров.

И когда «главный» Театра им. Маяков­ского (где Гундарева служила всю жизнь и который выбрала из четырёх пригласивших её после Щукинского училища), «великий и ужасный» Андрей Александрович Гончаров, по своему обыкновению, начинал кричать и бушевать на репетициях, всем и всеми недовольный, Наталья Георгиевна спокойно говорила: «Подождите, у меня всё записано, вы же ещё вчера нам по-другому объясняли». И открывала тетрадочку. На неё он, кстати, повысил голос лишь однажды, после чего она просто встала и ушла. Яростный и грозный Гончаров её не просто обожал - уважал. А она искренне считала себя лишь «глиной в руках Мастера».

Наталья Гундарева в фильме «Осень» режиссера Андрея Смирнова, 1985 г. Кадр из фильма

- Вся группа, от шофёра до режиссёра, была в неё влюблена, - говорит кинорежиссёр Андрей Смирнов. - Прежде чем я её увидел сам, ассистентка показала мне фотопробы к фильму «Осень». Я рассмеялся, потому что это лицо излучало такую необыкновенную улыбку. Это была такая русская физиономия! У неё было дарование большой актрисы и фантастическое обаяние. Она поражала абсолютной естественностью и полным отсутствием… как бы поделикатнее об этом сказать? Например, у неё были довольно полные ножки. Однако на них лихо сидела мини-юбка. А по её манере общаться, особенно с мужчинами, было ясно, что она не только не чувствует за собой никаких недостатков, но и предполагает, что любой человек, который не видит, как она хороша, просто идиот.

Я лишь однажды видел Наташину маму. Близко я их семью не знал. Но по Наташе было видно, что с детства она узнала, почём фунт лиха. У неё был на жизнь, мужчин, любовь взгляд зрелой, пожившей русской бабы. И вот это бабье, земное, нутряное народное начало в сочетании с тем романтическим светом, который излучали её синие глаза, розовые щёчки, абсолютно правильной формы губы, поражало больше всего. Она могла сыграть всё - от последней суки до романтиче­ской покорительницы мужских сердец.

Наталья Гундарева в фильме «Сладкая женщина» режиссера Владимира Фетина, 1976 г. Кадр из фильма

Четырежды лучшая

Кинозрители четыре раза называли Гундареву лучшей актрисой года - и в 70-е, и в 80-е, и в 90-е. Главные роли в кино у Гундаревой начиная с 70-х шли одна за другой. В 36 лет она - лауреат Госпремии СССР, в 38 - народная артист­ка. В 90-х гг. на Наталью Георгиевну обрушился звездопад наград: «Ника», «Хрустальная Турандот», «Кумир», «Алмазный венец» и, наконец, в 2001 г. - Международная премия им. Станиславского.

- О Наташе невозможно, не хочется говорить какие-то общие банальные слова, - вспоминает кинодраматург Аркадий Инин. - Прежде всего вспоминаешь серьёзность её отношения к жизни. Она не была «актрисулькой» со всеми этими актёр­скими штучками, прибамбасами. Весёлая, потрясающе красивая, жизнерадостная, общительная, в работе она становилась очень сдержанной: никаких этих вечных актёрских баек, болтовни, перекуров. Хотя всю жизнь курила очень много. Она была очень волевым человеком. Сильным. Последние годы с третьим мужем Михаилом Филипповым ей было, мне кажется, очень хорошо. Надёжно. Они составляли замечательную пару. Их отношения были - мы это видели даже со стороны - очень тёплыми. Думаю, что она, конечно же, очень переживала, что так и не стала матерью. И это проскальзывало в общении с нею. Не то чтобы Наташа сидела за столом и плакалась. Нет! Но проскальзывало. Она действительно великая актриса - сыграла в нашем фильме «Однажды двадцать лет спустя» Надю Круглову, мать десятерых детей, не испытав в жизни чувства материнства, создала энциклопедический и абсолютно достоверный образ Мамы.

Наталья Гундарева в фильме «Однажды двадцать лет спустя». Кадр из фильма

В Щукинском училище, вспоминала Гундарева, её учили играть каждую роль так, как будто завтра умрёшь. Всю жизнь она так и играла - после спектакля нередко кружилась голова, давление зашкаливало. Из-за этих сердечных скачков, с помощью «скорой» полежав чуть-чуть за кулисами, она снова выходила на сцену. Бывало, едва не падала во время действия. Однажды на гастролях спектакль пришлось отменить из-за нездоровья Гундаревой, несмотря на её категорические протесты: зрители не позволили выступать любимой актрисе больной. И буквально осыпали её у служебного входа принесёнными цветами…

Как ни странно, и сегодня не хочется говорить о Гундаревой с трагическим надрывом, с жалостью - слишком она была мощной натурой, ярко одарённой актрисой, независимой, с огромным достоинством женщиной, привыкшей прежде всего самой помогать, спасать, поддерживать, а не ждать помощи и спасения. Игорь Костолевский уверен: «Во времена усреднённой пошлости столь яркие личности вне стада, к сожалению, оказываются не нужны, перестают быть ориентиром, разрушая общий серый фон». Жаль лишь одного: именно таких, по словам Михаила Александровича Ульянова, «судьба забирает торопливо».

Наталья Гундарева скончалась 15 мая 2005 года. Похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (10)
  1. kitaigorodskii sergei
    |
    01:48
    28.08.2013
    0
    +
    -
    когда я видел ее на сцене я всегда восхищался ею когда же она оказывалась рядом случайно я был идиот
  2. Сатрап
    |
    06:25
    28.08.2013
    -1
    +
    -
    Не смешите! Она такая же русская, как я - китаец!
  3. kitaigorodskii sergei aleksandrovich
    |
    13:00
    28.08.2013
    0
    +
    -
    многие мои коллеги спрашивают меня почему когда я случайно оказывался рядом с гундаревой то чувствовал себя идиотом обьясняю дело в том что в те г годы /начала девяностых/ в россии по свидетельству прессы и вообще интеллигенции считалось что в россии происходит огромная утечка мозгов в америку в частности Я ЖЕ ОКАЗАЛСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ из неплохих известных ученых который как раз в это время эмигрировал из США В РОССИЮ ТЕПЕРЬ УЖЕ МНОГО ЛЕТ СПУСТЯ я стал понимать почему на меня в москве тогда смотрели как на идиота к сожалению и гундарева и даже менее знаменитые актрисы придерживались этой точки зрения
  4. Ваня тихий
    |
    14:33
    28.08.2013
    0
    +
    -
    ОНА так же прекрасна как и талантлива. ВЕЛИКАЯ СОВЕТСКАЯ АКТРИСА!!!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда водители будут обязаны надевать светоотражающие жилеты?
  2. Как будет выглядеть форма олимпийской сборной РФ по хоккею?
  3. Зачем сторонники Саакашвили штурмовали Октябрьский дворец в Киеве?




Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах


Новое на AIF.ru