Юлия Шигарева 5 987

Олег Табаков: «Театр - это живое дело»

Актер и режиссер рассказал АиФ о новом сезоне в двух «подведомст­венных» ему театрах - МХТ им. Чехова и Театре п/р О.

Олег Табаков. Фото: www.russianlook.com

«Мы переживём!»

Юлия Шигарева, «АиФ»: Олег Павлович, вы объявили, что в Театре п/р Табакова восстановят два старых спектакля, на сцену МХТ им. Чехова тоже вернётся снятая из репертуара постановка. Получается, можно в одну и ту же реку войти дважды?

                                                               
КСТАТИ
В новом сезоне в Театре п/р Олега Табакова артистов ожидает переезд из легендарного подвала в новое здание на ул. Гиляровского. Премьеры «Табакерки» - «Школа жён» Мольера с Александром Семчевым в главной роли, «Двенадцатая ночь» Шекспира, поставленная Михаилом Станкевичем, с Михаилом Хомяковым - Мальволио. Старый спектакль «Табакерки» «Билокси-блюз» в постановке Александра Марина станет дипломной работой выпускников Театральной школы Олега Табакова. В МХТ им. Чехова ближайшая премьера - «Братья Карамазовы» режиссёра К. Богомолова, в планах - «Контрабас» с Константином Хабенским, комедия А. Островского «Правда - хорошо, а счастье лучше», работы молодых режиссёров. Но главный сюрприз зрителям преподнесёт Владимир Машков.

Олег Табаков: Можно! А нужно ли - на это ответит зритель. Понимаете, обновление театров - это не назначения или перемещения. Это создание спектаклей, которые хотят видеть все. В 2000 году в МХТ им. Чехова заполнялось чуть больше 40% зрительного зала. А потом выпускник нашего «Подвала» (Театр п/р Табакова на ул. Чаплыгина. - Ред.) Володя Машков взял вполне коммерческую пьесу Рэя Куни «№ 13» и сделал спектакль, который хотят видеть все. Вот это и есть процесс обновления! После «№ 13» были «Белая гвардия», «Гамлет», «Последняя жертва», «Зойкина квартира», «Трёхгрошовая опера». Поэто­му пожаловаться на слабую продажу билетов мы не можем.

Понимаете, театр - это живое дело. Никаких гарантий никто не даст, будь ты сыном премьер-министра, дочерью президента или Николая Чудотворца. Не это решает успех спектакля, а, скажем так, завещание Александра Сергеевича Пушкина: «Над вымыслом слезами обольюсь». Если эта потребность жива у актёров, если могут они воспроизводить на сцене живую жизнь человеческого духа, тогда и обновление случается. А когда не случается… Знаете, я за свою бытность худруком спектаклей закрыл больше, чем это сделала советская власть.

У Табакова крепкий тыл - новый курс его Театральной школы. Фото РИА Новости

Ю.Ш., «АиФ»: Владимир Машков давно уже не ставит спектакли ни в МХТ им. Чехова, ни в «Табакерке». А вы проанонсировали его возвращение. Тяжело было его уговорить вернуться?

О.Т.: А Володю и не нужно было уговаривать!  Машков просто на какое-то время уехал на заработки в Голливуд. А теперь вернулся домой и браво и весело взялся за дело: активно снимается в кино и в театре уже вовсю репетирует. Так что, надеюсь, 13 декабря 2013 года в МХТ им. Чехова будет показан новый вариант «№ 13».

Ю.Ш., «АиФ»: А тем временем другой ваш ученик, Сергей Безруков, этот театральный сезон встречает в роли худрука сразу трёх театров.

О.Т.: Я смотрю на всё это несколько иначе. Радостно, ревностно - нет, это всё не то. Я человек пожилой, знаю цену театральным обновлениям. Утверж­дать, что всё в его театрах (Безруков объединил Московский областной дом искусств «Кузьминки», Московский областной камерный театр и Московский областной драматический театр в Московский губернский театр. - Ред.) сложится безоблачно, не стану. Желаю Сергею того же, что пожелал первокурсникам моей школы, - здоровья, удачи. И терпения. А там уж что Бог даст - что будет заслуживать.

Ю.Ш., «АиФ»: Здесь его роли в спектаклях сохранятся?

О.Т.: Найдёт время, захочет - будет играть. Во всяком случае его уход не подпадает под понятие «не проживём без него». Нет, мы слишком крепко стоим на ногах.

Ю.Ш., «АиФ»: А себе какую роль в новом сезоне отводите?

О.Т.: Кое-что для себя я оставил. Что это? «Невиновный» Фрица Хохвельдера. Глядя на меня, о чём ещё можно подумать? Конечно, невиновный! (Хитро улыбается.)

Олег Табаков и Константин Хабенский в спектакле Чайка режиссера К. Богомолова Олег Табаков и Константин Хабенский в спектакле «Чайка» режиссера К. Богомолова. Фото: www.russianlook.com

Упадок мастерства?

Ю.Ш., «АиФ»: В этом году исполнилось 100 лет драматургу Виктору Розову. Будете ли вновь возвращаться к его пьесам или тем, что были написаны в 60-70-е годы?

О.Т.: Ну, ты такие вопросы задаёшь - я прямо не знаю!.. Мы возвращаемся не к пьесам 60‑70-х годов, а к тем, что задевают нерв жизни, вне зависимости от того, когда они написаны. Кто из нас предполагал, что «Гнездо глухаря» Розова, прошедшее в 1970-е годы не слишком шумно и воспринимавшееся почти как политическая двусмыслица, может стать такой житейской неразрешимой историей нашего времени? Так что, как говорил Немирович-Данченко, надо ставить только современные пьесы. Но! В отсутствие современных пьес надо ставить классику, которая чем-то существенным попадает в проблемы сегодняшнего дня.

Ю.Ш., «АиФ»: И что попадает?

О.Т.: Поживём - увидим. А Розов, дядя Витюша, как мы его звали... Он был одним из немногих, кто с годами не только не утратил, но и увеличил процентное содержание совести в теле. Он ведь в первый день войны после памятной речи Молотова пошёл вместе с другими сокурсниками в сторону военкомата. Но дошёл до этого военкомата только он один. А потом защищал подступы к Москве. Вместе с ещё одним товарищем (не буду называть его фамилии) они как-то сидели, прижавшись друг к другу, в глубо-о-окой воронке. Наступала зима. Звёзды в мороз высветились особенно ярко. И Витюша, запрокинув голову, сказал: «Господи, какая красота!» Его приятель сорвался на визг: «Врёшь! Врёшь! Ты боишься!» А Розов стоял и молчал…

Драматург Виктор Розов, апрель 1999 года Драматург Виктор Розов, апрель 1999 года. Фото: www.russianlook.com

Он был… Да никак это не надо квалифицировать. Скажу лишь, что он дал кусок хлеба трём поколениям моих собратьев по театру. Трём! Мы помним Виктора Сергеевича, и Художественный театр к юбилею драматурга открыл выставку и издал книгу «Счастливый современник». Вот говорят: не занято место Наташи Гундаревой… Да. Конечно. И не будет занято. Как не будет занято место Виктора Сергеевича Розова. Не говорю уже о том, что мы вообще оскудели очень по сочинительскому цеху, - могу назвать лишь Васю Сигарева. Дальше не хочу перечислять, потому что вряд ли сойдёмся в оценках. Мы сегодня имеем такое оскорбительно низкого качества телевидение в первую очередь в силу упадка сочинительского мастерства. Понимаете, дядя Витюша был - и чего-то было делать нельзя… Вот так-то!

Думаю, что испытания, которые выпали на долю Россий­ского государства, - они связаны не только с легкомыслием российской интеллигенции в 1910-1920-е годы. И даже не с 72 годами нечеловеческого эксперимента над человеком, совершённым Российской социал-демократической партией большевиков. Нет, самое суровое испытание устроил нам капитализм с нечеловеческим лицом. Так что если мы хотим себя сохранить - сохранить как людей прежде всего, то сделать это по силам только нам самим. И только в том случае, если будем неудовлетворены собой. И лирическая, почти детская мечта о совершенствовании - если она нас не покинет, значит, есть надежда, что что-то состоится.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (5)
  1. Андрей Виноградов
    |
    10:20
    04.09.2013
    0
    +
    -
    И потому с него должен сыпаться песок.
  2. Николай-2003
    |
    12:55
    04.09.2013
    0
    +
    -
    Актёры кривляются, стараясь убедить себя и зрителей в собственном перевоплощении. На самом деле они ВСЕГДА ИГРАЮТ САМИХ СЕБЯ. По сути актёры - рассказчики анекдотов в лицах, только подготовленные многократным повторением. Не споря с высказыванием авторитетного Олега Табакова о том, что "театр живое дело" (оно, конечно, живое в том смысле, что им занимаются живые люди) я замечу, что давно пора перестать врать о "чуде перевоплощения, происходящем каждый вечер" и относиться к театру как к реальности, т.е. одному из видов искусства развлечения за деньги.
  3. Александр VII
    |
    18:24
    04.09.2013
    0
    +
    -
    А я думаю, что лукавит Табаков, говоря, что "Табакерка" проживёт и без Безрукова. Ведь кому, как не ему знать, что из 4-х спектаклей "Табакерки", играемых на основной сцене МХТ, Безруков - звезда трёх. И не будь там его, не собрать им такого зала и не видеть таких аншлагов.
  4. Витольд
    |
    16:51
    05.09.2013
    0
    +
    -
    Нет, Театр - не развлечение за деньги. Он Зеркало, что, под своим углом, показывает бытие. И каждый делает свой выбор... Театр заставляет задуматься. Театр должен потрясать и предлагать перемены. И зритель, если он Зритель, должен что-то в себе менять. К лучшему. А развлечение - это не Театр.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Сможет ли Россия заменить своего участника на «Евровидении»?
  2. Как теперь переводить деньги из России на Украину?
  3. Кто такой Валерий Козлов, ставший исполняющим обязанности главы РАН?


Получаете ли вы «серую» зарплату?

Новое на AIF.ru