aif.ru counter
Игорь Карев 0 3360

Политика, секс и Будда. Чем запомнился Бернардо Бертолуччи

Все материалы сюжета Легендарные актеры и режиссеры кино

​В Риме на 79-м году жизни скончался выдающийся итальянский режиссер, автор «Последнего танго в Париже» Бернардо Бертолуччи.

Бернардо Бертолуччи.
Бернардо Бертолуччи. © / Evandro Inetti / www.globallookpress.com

Бернардо Бертолуччи принадлежал к тому поколению итальянских кинематографистов, которое дало миру имена Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Пьера Паоло Пазолини. Он родился в 1940 году в городе Парма; его отец был известным поэтом и историком, когда-то он помог Пазолини напечатать первую книгу — так что в каком-то смысле фамилия помогла Бертолуччи выбрать дело всей своей жизни.

Правда, начинал он как писатель — его первые опыты в этом деле относятся к 15-летнему возрасту, он даже получил престижную литературную награду — Premio Viareggio — за свой дебют. Кино он тоже увлекался, снимался короткометражные истории на любительской камере, а позже даже бросил учебу на факультете современной литературы в Римском университете, чтобы снимать уже полнометражные профессиональные фильмы. Толчок к этому, видимо, стал опыт работы ассистентом на одной из картин Пазолини.

Дебютом в большом кино для Бертолуччи стала детективная драма 1962 года «Костлявая смерть» (La Commare Secca), за ним следует «Перед революцией» (Prima Della Rivoluzione), в котором режиссер явно показал свои политические взгляды и желание провоцировать зрителей. В 60-е он работал над документальными проектами (например, над «Нефтепроводом»), подал Серджио Леоне идею спагетти-вестерна «Однажды на Диком западе» — и, пожалуй, готовился к тому, чтобы прославиться на весь мир.

Политические взгляды Бертолуччи того времени не были чем-то необычным. Он считал себя марксистом, атеистом, был противником националистических учений и всегда, всю жизнь, тяготел к левым идеям. Всю эту смесь режиссер и выплеснул на зрителей в начале 70-х. Сначала в «Конформистах» он обрушился на фашистскую идеологию и провел параллели между государственным строительством и национализмом. А потом в «Последнем танго в Париже» — своем самом известном фильме — дал волю собственным эротическим фантазиям.

Бернардо Бертолуччи и Пьер Паоло Пазолини.
Бернардо Бертолуччи и Пьер Паоло Пазолини. Фото: Public Domain

Исполнителям главных ролей — Марлону Брандо и Марии Шнайдер — работа над фильмом удовольствия, правда, не принесла, но кинокритики и вообще вся кинообщественность по всему миру заговорили о новом гении. Шнайдер получила итальянскую премию «Давид ди Донателло», Брандо и Бертолуччи — по номинации на «Оскар» (как лучший актер и лучший режиссер).

Марлон Брандо и Мария Шнайдер в фильме «Последнее танго в Париже».
Марлон Брандо и Мария Шнайдер в фильме «Последнее танго в Париже».  Кадр из фильма

Бертолуччи позже вспоминал, что на создание «Последнего танго» его вдохновил джазовый саксофонист и композитор, аргентинец Гато Барбьери, который написал музыку к фильму и получил за нее номинацию на премию «Грэмми» за лучший альбом-саундтрек.

«Название „Последнее танго в Париже“ посвященное ему [Барбьери]. Для меня это было танго, и музыка, которую он написал для фильма, была романтичной и душераздирающей», — рассказал Бертолуччи в интервью, которое далее в марте 2018 года.

Бернардо Бертолуччи с отцом. 1975 г.
Бернардо Бертолуччи с отцом. 1975 г. Фото: Public Domain

Но признание означало также и то, что к творчеству Бертолуччи начали предъявлять повышенные требования, а он не торопился оправдывать ожидания. Следующие работы режиссера критики не приняли и в начале 80-х он покинул Италию — то ли из-за обиды, то ли по другим, творческим причинам. Скорее всего, все же творческим — в последующие годы он работал по всему миру, его принимали даже в Голливуде, хотя даже в отношении с большими студиями он всегда делал авторское кино, проецируя на экран свой внутренний мир.

«Оскара» Бернардо Бертолуччи все же получил — за эпик «Последний император»; в общем там было сразу девять заветных статуэток, но ему персонально достались две — за режиссуру и как соавтору сценария. Номинацию «Лучший фильм» картина, впрочем, тоже выиграла.

Бернардо Бертолуччи во время съемок фильма «Последний император».
Бернардо Бертолуччи во время съемок фильма «Последний император». Фото: www.globallookpress.com

Собственно, после этого триумфа Бертолуччи окончательно перешел в разряд классиков. В 1988-м, на первой церемонии премии Европейской киноакадемии, ему даже вручили специальный приз «За исключительный культурный и финансовый вклад». А впереди у него были и «Маленький Будда» — дань его увлечению буддизмом, и «Ускользающая красота». И «Мечтатели» 2003 года — такие провокационные, как и «Последнее танго», но в новых условиях, скорее, вызывающие ностальгию по 60-м. Вернее, по 1968 году и событиям в Париже, свидетелем которых Бертолуччи в то время не стал.

Ради него даже придумывали новые награды: в 2007-м Бертолуччи отказался от почетного «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля за вклад в кинематограф (поскольку не собирался завершать карьеру), и ему вручили специального «Золотого льва» — в честь 75-лети этого киносмотра. Такую премию он принять согласился. Про карьеру, кстати, Бертолуччи не лукавил — в 2011-м он выпустил еще один фильм, экранизацию романа Николо Амманити «Я и ты», в котором словно вернулся в самое начало своей карьеры и снова начал изучать поведение совсем молодых людей.

По сообщению итальянского издания Repubblica, Бернардо Бертолуччи умер в своем доме в Риме после продолжительной болезни. Причины смерти пока не называются. По сообщению представителя режиссера, он долго болел и лечился от рака.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Зачем замораживают накопительные пенсии?
  2. Что известно о стрелке, открывшем огонь в центре Страсбурга?
  3. Что такое Министерство госбезопасности ГДР (Штази)?


Самое интересное в регионах