aif.ru counter
Елена Яковлева 7779

Режиссёр фильма «Про любовь» Анна Меликян: «Меня достала тема любви»

Режиссёр фильма «Про любовь» Анна Меликян рассказала АиФ.ru о съёмках романтической комедии, ожиданиях от проката и работе российской киноиндустрии.

Анна Меликян.
Анна Меликян. © / Алексей Виссарионов / АиФ

10 декабря в российских кинотеатрах стартует долгожданный фильм Анны Меликян «Про любовь» с внушительным актёрским составом: Рената Литвинова, Владимир Машков, Евгений Цыганов, Михаил Ефремов, Юрий Колокольников, Равшана Куркова, Юлия Снигирь и многие другие. Романтическая комедия от режиссёра фильмов «Звезда» и «Русалка» ещё летом завоевала сердца многих зрителей, получив главный приз и приз жюри кинопрокатчиков на фестивале «Кинотавр».

Накануне выхода «Про любовь» в широкий прокат корреспондент АиФ.ru встретилась с Анной Меликян, чтобы узнать, как работали над комедией, будет ли «Про любовь – 2» и почему в России не снимают кассовые фильмы.

«„Подхалтурить“ — это не мой путь»

Елена Дудник, АиФ.ru: Правда ли, что фильм «Про любовь» вырос из ваших короткометражных работ?

Анна Меликян: Да, он вырос из моих короткометражек, которые стали очень популярны в Сети. Я обратила внимание, что ни один мой полнометражный фильм не был так популярен, как эти откровенные картины про любовь. У меня родилась идея сделать альманах, подсняв ещё пару короткометражек, — честно говоря, «подхалтурить». Но, когда начала писать сценарий, поняла, что «подхалтурить» — не мой путь. Тогда появился отдельный, самостоятельный сценарий, в который эти отснятые короткие истории уже не входили. Получается, что они меня просто вдохновили, но кино родилось совершенно самостоятельное, полноценное.

— Фильм состоит из нескольких новелл, объединённых темой любви. Есть ли среди них место реальному сюжету из вашей жизни?

— При первом взгляде кажется, что это вообще не имеет никакого отношения ко мне. Но на самом деле во всех этих историях запрятано много личного. Мне важно, что я смотрю на экран и знаю, откуда это, почему это и что это вообще… Я знаю что-то, о чём никто никогда не догадается. Это какая-то моя игра со зрителем.

— В отличие от ваших предыдущих работ, в фильме «Про любовь» огромное количество популярных актёров. Вы впервые собрали звёздный состав с целью привлечь широкую аудиторию?

— Я не могу сказать, что это моё первое зрительское кино, просто я в первый раз об этом подумала. Мои предыдущие фильмы — и «Звезда», и «Русалка» — тоже зрительские, люди их смотрят, любят. Но просто раньше я снимала, совершенно не думая, понравятся они зрителю или нет. Мне было неважно. В этот раз, начиная снимать, я просто об этом осмысленно стала думать, вот и вся разница.

— Было ли у вас понимание, какой нужно снять фильм, чтобы он понравился массовому зрителю?

— Система видеопроката в нашей стране для меня — большая загадка, поэтому всегда ориентируюсь только на себя, на свой вкус. Я не понимаю, что такое «ориентироваться на массы», мне это непонятно.

Универсальный фильм

— Перед показом фильма «Про любовь» на фестивале «Кинотавр», где состоялась его премьера, вы признавались, что очень переживаете, как зрители воспримут вашу работу. Сейчас, перед выходом картины в широкий прокат, ваше волнение сохранилось?

— На «Кинотавре» я волновалась, как фильм воспримет кинопублика, потому что там всё-таки специфический зритель. Я думала, что это совершенно не фестивальное кино, и удивилась, что его вообще пригласили в конкурс. Теперь волнуюсь, насколько фестивальное кино может понравиться обычной публике, поскольку неожиданно этот фильм стал очень популярным и любимым среди кинообщественности.

— Как вы отнеслись к тому, что ещё до премьеры «Про любовь» считали главным претендентом на победу в конкурсе?

— Всё это было очень странно. Ещё никто не видел работу, а все уже думали, что это что-то невероятное… Это меня бесило. Представьте, так опозориться? Когда все чего-то ждут, то обычно разочаровываются и думают: «Ну и чё? Ничего особенного».

— Тем не менее никто не разочаровался…

— У нас было огромное количество болельщиков, это помогло получить главный приз. То, как реагировал зал, произвело впечатление на жюри, они поняли, что не могут ничего не дать. Реакция зрителей была невероятная.

— А вы бы хотели, чтобы фильм «Про любовь» представлял Россию на «Оскаре»? В 2009-м на знаменитую кинопремию уже выдвигали ваш фильм «Русалка», но, к сожалению, в шорт-лист он не попал.

— Я не думаю, что это подходящий для «Оскара» фильм. «Про любовь» был снят для российского зрителя. Если предыдущие мои фильмы более универсальны, то этот, мне кажется, именно для нашей публики.

— В чём же это проявляется?

— В первую очередь, в юморе и каких-то нюансах, связанных с нашей ментальностью.

— В ваших предыдущих полнометражных работах всегда было место трагедии: героини страдали, умирали… «Про любовь», напротив, чистая комедия. Почему именно сейчас вы решили отказаться от драматизма?

— Очень долго в моей жизни был этот драматизм, и я подумала, что надо меняться. Мы живём в такое время, что и так непонятно, как жить и что делать. Остаётся только одно — дурака валять и танцевать. Я решила так и поступить.

— С таким подходом было легко работать?

— Съёмки были физически очень тяжёлыми, потому что длились всего 25 дней. Но от этого фильма было ощущение какой-то лёгкости. Да, наверное, я могу сказать, что это мой самый легкорождённый фильм.

— Может быть, поэтому и самый любимый? Вы уже признавались, что эта одна из ваших лучших работ.

— Ну, самый любимый — потому, что последний, потому что предыдущие я уже не помню. А последний всегда лучше всего отражает тебя сегодняшнюю, поэтому — самый любимый.

Ещё раз про любовь

— Соавтор сценария к фильму «Про любовь» Андрей Мигачёв пообещал, что если зрители будут хорошо принимать картину, то съёмочная группа займётся сиквелом.

— С точки зрения бизнеса, если будет успех, то глупо не сделать продолжение. Но мне бы хотелось, чтобы это было не как принято в российском кинематографе: слепили что-нибудь второе, чтобы быстренько выпустить и собрать деньги. Я хочу, чтобы эта история получилась ещё лучше, чем первая.

— Летом в социальной сети на официальной странице фильма была опубликована просьба присылать сценарии для продолжения проекта «Про любовь». Получается, что вы уже готовитесь к работе над сиквелом?

— Пока нет. Просто мы хотели посмотреть, насколько это возможно, чтобы «люди с улицы» прислали какие-то истории. Но, честно говоря, ничего хорошего не пришло, и этот опыт немножко меня расстроил. 

— В объявлении было указано, что сценарии принимаются до 1 октября 2015 года. Много предложений пришло за это время?

— Их было много, и я лично читала каждую заявку, потому что боялась, что редакторы могут что-то пропустить. Это же очень индивидуально, вдруг там есть какое-то зерно, а люди не увидят.

— Известно, что вы очень требовательно подходите к выбору сценария. Вы даже говорили, что сценарии считаете самым слабым местом в отечественном кинематографе, не доверяете сценаристам, поэтому часто сами берётесь за эту работу…

— Не то что не доверяю, просто это очень субъективно. Скажем, мне пару дней назад в социальной сети какой-то парень написал, что «вот вы не взяли мой сценарий, а его сейчас экранизируют». Видимо, этим жестом он хотел мне показать, что «вы в этом ничего не понимаете, а другие взяли и снимают». Но он не понимает, что это очень субъективно. Для кого-то его сценарий хорош, но я ведь подбираю материал под себя, и это значит, что лично мне он не подходит — он не возбуждает мою фантазию настолько, чтобы я могла провести с ним целый год своей жизни.

Анна Меликян на премьере фильма «Про любовь».
Анна Меликян на премьере фильма «Про любовь». Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

— Вы ответили что-нибудь этому сценаристу?

— Нет, я увидела его сообщение, когда была на съёмочной площадке в самый разгар работы, и просто зафиксировала, сколько обиды было в этой фразе…

Как только ты начинаешь что-то отвечать, люди думают, что ты готова к разговору, и начинается продолжение. А у тебя просто нет времени. Иногда лучше не отвечать, чтобы не усугублять.

— А на съёмках какого фильма вас застало это сообщение?

— Каждый год для благотворительного аукциона я снимаю короткометражки. Во время этой работы он мне и написал.

— Это будет новая короткометражка про любовь?

— Меня так достала тема любви, что это, наверное, будет мой самый грустный фильм — о смерти любви.

— Вероятно, вас, как режиссёра, снявшего фильм про любовь, замучили с вопросом…

— Что такое любовь?

— Да. Вы всё же нашли ответ?

— Я возненавидела этот вопрос. Сначала ты расходуешь все благостные ответы — про бабочек в животе, про всё это. Потом у тебя возникает ненависть к этому вопросу, и ты начинаешь говорить какие-то гадости — о том, что любовь — это вообще ничего хорошего, это боль и страдания, и вообще, было бы прекрасно обойтись без этого… Такие ответы — истерия, когда уже больше не можешь постоянно говорить: «Любовь — это смысл жизни». Ну это действительно смысл жизни. Кажется, это и так понятно, что об этом говорить?

«Делаю то, что хочу»

— Многие ваши коллеги считают, что отечественный кинематограф сейчас находится на низком уровне, происходит смена поколений режиссёров. У вас какое мнение на этот счёт?

— Интересно, в какую смену вхожу я — которая уже поменялась или которая приходит? (Смеётся.) Мне кажется, у нас сейчас есть довольно интересное авторское кино. В плане российского коммерческого кино, конечно, нельзя сказать, что всё хорошо. Есть хорошие фильмы, но это скорее исключение. Однако здесь проблема в том, что у нас нет тех бюджетов, которые есть на Западе. Наши бюджеты просто несравнимы. 

— Фильм «Про любовь» был снят при поддержке Министерства культуры. Как вы считаете, можно ли было подготовить такой масштабный проект без господдержки?

— Нет, невозможно. Ну только если найти каких-то меценатов, но их становится всё меньше. Они разбегаются, потому что понимают, кино — не совсем выгодный бизнес. И людей, влюблённых в кинематограф, готовых жертвовать деньги, всё меньше и меньше. Поэтому, конечно, без поддержки Фонда кино, Министерства культуры снять фильм невозможно.

— С недавних пор в российском кино существует ряд ограничений: нецензурная лексика, курение на экране. Для вас это проблема?

— Мне не нравятся эти запреты. Пока меня всё это не коснулось, но как только коснётся, будет очень сильно смущать и раздражать. Думаю, что я всё равно продолжу делать то, что хочу. Значит, просто этого никто не увидит.

Кадр из фильма «Про любовь».
Кадр из фильма «Про любовь».

Плохих жанров не бывает

— Вы часто снимаете короткометражные фильмы. Откуда такая любовь к небольшому формату? Не оттого ли, что здесь нет цензуры и вы можете выражаться свободнее?

— Короткий метр мне нравится потому, что это поле для экспериментов. Я стараюсь каждый раз не просто рассказать ещё одну историю, а ставить себе какую-то новую задачу. Для меня короткий метр — это такой учебно-экспериментальный процесс, в котором я расту, а потом прихожу в полный метр и что-то делаю.

— А ещё поэкспериментировать с форматом не думали? Сейчас всё большей популярностью пользуются сериалы.

— Я готова снимать сериалы, но вопрос в сценарии. Пока мне интересные сценарии не попадались, а самой его писать, наверное, не хватит запала.

Если бы я получила интересный материал, то почему бы и нет? Я вообще поняла, что мне всё равно, что снимать — короткий метр, длинный, сериал. Мне просто нравится снимать. Важно, чтобы мне было интересно.

— С форматом понятно. А на какую тему снимать или с каким жанром работать — тоже всё равно?

— Да, это может быть всё, что угодно. Вот сейчас я снимаю короткий метр. А перед этим задала себе вопрос: какой жанр не люблю? И поняла, что не люблю фантастику. Тогда решила, что сниму короткий метр в жанре фантастики. И сняла. И вообще, теперь думаю, что буду снимать только фантастику. Мне это очень интересно. Не бывает каких-то жанров неинтересных, мне интересно всё — и темы, и жанры.

— Обычно когда заканчиваете работу над фильмом, думаете о том, что следующий будет ещё лучше? Или боитесь, что лучше уже не получится?

— С одной стороны, я всегда с ужасом думаю о том, что — ну всё, лучше ничего уже не сделаю и дальше пойду вниз по наклонной. Особенно, когда рассматриваю биографии разных режиссёров и ужасаюсь, что происходит с людьми во второй половине жизни… Но, конечно, хочется верить, что ты будешь исключением и даже в 90 лет будешь снимать крутые фильмы.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. andrei roumiantsev[mailru]
    |
    18:06
    01.05.2016
    0
    +
    -
    Уже после пошлого наукообразного определения "любви" в преамбуле фильма "ПРО ЛЮБОВЬ" мне расхотелось его смотреть дальше. Я думаю, Меликян не верит в Бога, потому в ней столько цинизма, скрытого под ее обаятельной улыбкой. Но она не нейтральна, она служит дьяволу, понимает то или нет.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кого новый закон освобождает от уплаты налога при продаже квартиры?
  2. Можно ли приватизировать жилье после смерти главного квартиросъемщика?
  3. Что за ГОСТ для фотографирования младенцев появится в России?


Самое интересное в регионах
Роскачество