Александр Филиппенко: театр одного актёра

Все материалы сюжета Легендарные актеры и режиссеры кино

2 сентября 1944 года родился известный советский и российский актёр театра и кино, народный артист России Александр Филиппенко.

Александр Филиппенко.
Александр Филиппенко. © / Антон Денисов / РИА Новости

Александр Филиппенко снялся более чем в 80 фильмах. Из-за характерной внешности ему чаще всего достаются роли злодеев — одним из первых сыгранных персонажей был, к примеру, Кощей Бессмертный в киносказке Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках». Об этой и других ролях, фильмах и спектаклях Александра Филиппенко вспоминает АиФ.ru.

Сцена из поэтического спектакля Мистерия-буфф по пьесе Владимира Маяковского. Дама Алла Казанская, Американец Александр Филиппенко. Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова. 1983 год
Сцена из поэтического спектакля «Мистерия-буфф» по пьесе Владимира Маяковского. Дама — Алла Казанская, Американец — Александр Филиппенко. Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова. 1983 год. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

Будущий актёр родился в Москве, однако детство и школьные годы провёл в Алма-Ате, где тогда жили его родители — преподаватели Горно-металлургического института. В столицу Александр Филиппенко приехал поступать в Московский физико-технический институт, на факультет молекулярной и химической физики, и, окончив его, два года работал по специальности в Институте геохимии. Ещё в студенческие годы, несмотря на нетворческую специальность, Филиппенко играл в КВН и выступал с эстрадными номерами в театральной студии МГУ «Наш дом», а в 1970 году принял решение продолжить образование — на этот раз на режиссёрском отделении Театрального училища им. Щукина.

Время учёбы актёр называет самым золотым в своей жизни — всё потому, что ещё студентом он был принят на службу в Театр на Таганке. За 6 лет, проведённых в труппе Любимова, Филиппенко сыграл в спектаклях «Гамлет», «Товарищ, верь!», «Тартюф», «Час пик», «Пугачёв». Одновременно с этим состоялся и кинодебют: в 1969 году он впервые появился на экране в судебно-криминальной драме Наума Трахтенберга «Я его невеста». Горой Филиппенко — простой парень Володя Харламов — оказывается на скамье подсудимых, ему незаслуженно грозит большой срок. Единственный, кто встаёт на защиту, — девушка Валя, случайная знакомая, которую он однажды спас от хулиганов и которая теперь, чтобы спасти Володю, выдаёт себя за его невесту. В 70-х Филиппенко снимается много, но в основном в эпизодических ролях, посвящая больше времени театру — в 1975 году актёр покидает Таганку и переходит в Театр им. Вахтангова. В этом театре он прослужил 20 лет и сыграл герцога Бекингема в «Ричарде III» Шекспира, Ихарева в «Делах давно минувших дней» по «Игрокам» Николая Гоголя, Бухарина в «Брестском мире» Михаила Шатрова, Жданова в «Уроках мастера» Дэвида Паунела, Мосье Боярского в «Закате» Исаака Бабеля.

В кино тем временем за Филиппенко закрепилось злодейское амплуа. «Придёшь показываться режиссёру, что-то рассказываешь, он согласно кивает головой и… просит: «Ну-ка повернись вправо, теперь влево. Хорошо. Дайте ему в руки автомат!..» В кино, если какой-нибудь типаж приклеится, отодрать его бывает очень трудно. Для многих режиссёров я — такой яркий представитель тёмных сил…» — признаёт сам актёр. Сыграв Кощея, Филиппенко в тот же год появился на экране в образе Смерти — в рок-опере Владимира Грамматикова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» по мотивам поэмы Пабло Неруды и на музыку Алексея Рыбникова. Хрипловатый голос и дьявольский блеск в глазах сделали именно его персонажа одним из самых запоминающихся в фильме.

Неудивительно, что спустя много лет без Филиппенко не обошлись обе экранизации романа Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1994 году он сыграл Коровьева-Фагота в версии Юрия Кары, в 2005 — Азазелло в мини-сериале Владимира Бортко. «После Кощея Бессмертного, Смерти и других ярких представителей тёмных сил это просто оказалось мне „в масть”», — рассказывал Филиппенко в одном из интервью.

Покинув в 1994 году Вахтанговский театр, Филиппенко появляется в спектаклях разных столичных театров. Среди сыгранных им персонажей есть Клавдий и Тень отца Гамлета — в сатириконовской постановке пьесы Шекспира актёр исполнил сразу две роли. В 2000 году на сцене «Et Cetera» в спектакле Роберта Стуруа по пьесе «Венецианский купец» Филиппенко сыграл Антонио, тогда как партия еврея-ростовщика Шейлока досталась Александру Калягину. Выбор кинематографического злодея Филиппенко на эту роль критики посчитали определённым вызовом для самого исполнителя. Герой в версии Стуруа — мечтатель, визионер, которому видятся в грёзах путешествия в волшебную страну и который, кажется, знает о жизни то, что недоступно всем остальным. Отсюда отстранённость, замкнутость, пугающее выражение лица-маски и высокомерие, присущее скорее аристократу, нежели купцу. Одновременно с этим спектаклем Филиппенко играл в постановке пьесы «На дне» Горького в Театре под руководством Табакова — режиссёр Адольф Шапиров пригласил его на роль Сатина, демонического, циничного, уставшего человека, жёстко, даже агрессивно произносящего свои реплики.

Александр Филиппенко в роли Антонио в спектакле Шейлок по драме Уильяма Шекспира Венецианский купец на сцене московского театра Et cetera под руководством Александра Калягина. 2000 год
Александр Филиппенко в роли Антонио в спектакле «Шейлок» по драме Уильяма Шекспира «Венецианский купец» на сцене московского театра «Et cetera» под руководством Александра Калягина. 2000 год. Фото: РИА Новости / Дмитрий Коробейников

И всё же наиболее значимое место в творчестве Александра Филиппенко уже не первое десятилетие занимают моноспектакли и эстрадные монологи, с которыми артист выступает и на театральных подмостках, и на концертных площадках. В 1978 году Марк Розовский поставил для него моноспектакль «Взрослая дочь молодого человека» по пьесе Виктора Славкина — именно там появился знаменитый монолог про «Козла на саксе». Спустя 10 лет он же стал режиссёром спектакля Филиппенко «Мёртвые души. Последние главы…» и вечера советской сатиры, на котором актёр читал и обыгрывал рассказы Зощенко и повести Платонова. Позднее в репертуаре появились авторские программы-монологи, посвящённые творчеству Есенина и Довлатова.

С 2007 года Александр Филиппенко выходит на сцену театра «Практика» и в одиночку играет «Один день Иван Денисовича» — читает текст Солженицына на фоне лаконичной, придуманной ныне покойным сценографом Давидом Боровским декорации с задником в виде карты СССР с отмеченными на ней лагерями. «Мой спектакль — не эстрада. Это, скорее, опыт литературного театра», — говорит об этой постановке актёр.

Уже несколько лет Филиппенко выступает ещё и с программой «Демарш энтузиастов» — монологом, состоящим из собственных воспоминаний о 60–80-х годах, а также из стихов и рассказов того времени. Со сцены звучат песни Окуджавы и Высоцкого, а цитата из Жванецкого «Наша страна — родина талантов, но наша родина — их кладбище» становится своеобразным эпиграфом к повести Сергея Довлатова «Заповедник» — её исполнитель знает почти наизусть. Филиппенко обыгрывает и сатирический диалог героя с майором КГБ, и его прощание с женой и дочерью перед их отъездом в Америку. По ходу действия зачитывает ещё и фрагменты своих дневников, вспоминая, к примеру, судьбоносный 1968-й год с Пражской весной, предшествовавший этому процесс Синявского и Даниэля, цитирует Евтушенко и бросает в зал: «Сегодня он играет джаз…». Зал охотно отвечает: «…А завтра родину продаст». Возвращаясь из года в год к текстам Зощенко, Гоголя, Довлатова, актёр уверен, что они будет актуальны всегда — читая со сцены, он делится со зрителем тем, что увидел между строк, надеясь, что и новая, молодая публика сможет увидеть то же самое.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Martin
    |
    09:59
    02.09.2015
    2
    +
    -
    Действительно замечательный актер! Поздравляем! (Видео заблокировано на ютьюбе)
Комментарии (3)
  1. Martin
    |
    09:59
    02.09.2015
    2
    +
    -
    Действительно замечательный актер! Поздравляем! (Видео заблокировано на ютьюбе)
  2. Александр Суровцев[vkontakte]
    |
    10:20
    02.09.2016
    0
    +
    -
    Вот рядом статья о Гафте - это актёр!! А Филиппенко - не то чего-то, хоть ему и надоели парады. Не то, однако!! Не орёл!!
  3. Алла Свирина[vkontakte]
    |
    19:19
    02.09.2016
    0
    +
    -
    На редкость неприятнейшая, нашпигованная ненавистью к советским временам личность, от которой не только замутит!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что собой представляет американская атомная подлодка «Мичиган»?
  2. Почему Марин Ле Пен покинула пост главы своей партии в ходе выборов?
  3. Что нужно знать о «народных облигациях», поступающих в продажу?

Как вы относитесь к идее проверять новобрачных на способность иметь детей?

Новое на AIF.ru