aif.ru counter
Сергей Грачёв 737

Эволюция сериалов на отечественном телевидении за 20 лет

Статья из газеты: ТВ-ГИД № 7 10/10/2012

Недавно в телеэфире стартовал очередной, 12-й сезон сериала «Улицы разбитых фонарей», который не сходит с наших экранов вот уже...

Кадр из сериала "Улицы разбитых фонарей"

Для отечественного ТВ это абсолютный рекорд. По этому случаю «АиФ. ТВ Гид» решил вспомнить и разобраться, как начиналась эпоха сериалов и как эти самые сериалы эволюционировали.

 

  Кадр из сериала «Улицы разбитых фонарей»

Наше «немыло» очень мило

Принято считать, что первыми сериалами, с которыми познакомился отечественный зритель, были «Семнадцать мгновений весны» и «Место встречи изменить нельзя». В общем-то это утверждение верно лишь отчасти. Всё-таки это не совсем сериалы, а скорее многосерийные телефильмы, снятые по законам большого кино. Что такое настоящие мыльные оперы, российский зритель узнал всего 20 лет назад, когда на экранах появилась ОНА - «Рабыня Изаура»!

Этот бразильский сериал стал настоящей «бомбой» для сознания миллионов соотечественников. Страдания юной рабыни стали предметом обсуждения почти всей страны. В «изауропомешательстве» нас переплюнули, пожалуй, только венгры и кубинцы. Во время показа сериала в Венгрии зрители стали собирать деньги на то, чтобы выкупить Изауру из рабст­ва, а на Кубе по просьбе пилотов и пассажиров меняли расписание самолётов, чтобы люди успели посмотреть очередную серию. У нас после показа «Рабыни» народ стал называть свои дачные участки не иначе как «фазенда», а двоюродных сестёр и братьев - кузинами и кузенами. Для отечественного ТВ показ «Рабыни Изауры» - кстати, в изрядно сокращённом варианте - стал экспериментом. Несмотря на то что эксперимент оказался удачным, продолжать его решились не сразу.

Родная Марианна

Кстати
Кадр из сериала "Счастливы вместе"

Несмотря на то что латиноамериканские «мыльные оперы» отечественные ТВ-боссы давно уже не закупают, предпочитая создавать свой продукт, без западных идей у нас обойтись пока не могут. Сегодня актуальна практика покупки прав на адаптированную постановку. Так, например, некогда суперпопулярный сериал «Не родись красивой» - это русская версия колумбийской теленовеллы «Бетти-дурнушка», а сериал «Татьянин день» - наша версия колумбийской же «Войны роз». Так полюбившаяся зрителю «Моя прекрасная няня» - адаптация американского сериала «Няня». «Побег», «Счастливы вместе», «Маргоша», «Огонь любви», «Принцесса цирка», «Монтекристо» - эти и многие другие многосерийные истории были куплены на Западе и сняты под чутким руководством западных консультантов.

Зарубежные кинопрокатчики предлагали запустить в эфир мексиканский сериал «Богатые тоже плачут» - историю любви бедной девушки Марианны и богатого ловеласа Луиса Альберто. Заведующие кинопоказом на центральном ТВ категорически не хотели ставить этот «ужас» в эфир. После «Рабыни Изауры», где была классическая литературная основа, богатые исторические костюмы и декорации, сериал «Богатые тоже плачут» казался нашим телередакторам каким-то убожеством, где герои только и делают, что странно таращат глаза, истерично рыдают и переливают из пустого в порожнее. В итоге было решено показать несколько серий, которые кинопрокатчики предоставили абсолютно бесплатно. Что было дальше - многие хорошо помнят. Через пару недель страна, позабыв об Изауре, следила за переживаниями Марианны. Зритель требовал «продолжения банкета», и он его получил. Вслед за «Богатыми…» один за другим теле­эфир заполняли сериалы «Дикая Роза», «Просто Мария», «Тропикана», «Жестокий ангел» и прочие… Народ запоем смотрел, обсуждал и называл эти мыльные оперы бесконечными. То, что история в 250-300 серий, - это совсем немного, зритель понял после того, как начался показ 2137-серийной «Санта-Барбары» - сериала, название которого стало у нас именем нарицательным. К середине 90-х заокеанские сериалы настолько прочно вошли в отечественный эфир и сознание граждан, что, казалось, они останутся там навсегда. Во всяком случае, в то, что российским кинопроизводителям удастся когда-нибудь снять что-то конкурентоспособное латиноамериканскому «мылу», у нас почти никто не верил. И напрасно…

Россия украинского качества

 

Сегодня больше 90% сериалов, идущих в нашем телеэфире, российского и украинского производства (большинство многосерийных проектов отечественные «мылопроизводители» предпочитают снимать на Украине, поскольку это дешевле). «Сейчас технологии производст­ва «телемыла» - что у нас, что в Латинской Америке - абсолютно одинаковы, - говорит продюсер, член Российской академии ТВ и Международной ТВ-академии «Эмми» Илья Неретин. - Что касается содержания, то по своей сути оно, думаю, также мало отличается. Всё это, разумеется, пришло к нам не сразу. Знаю, что, например, родоначальник и главный продюсер отечественного «телемыла» много ездил по латиноамериканским студиям, чтобы изучить процесс. Нужно было понять, куда и как ставятся камеры, как пишется сценарий, на какие сроки в производстве нужно ориентироваться, как монтировать, и множество других вещей. Всему этому мы научились, так же как научились снимать многосерийные телефильмы, которые часто ошибочно причисляют к «телемылу». Действительно, сегодня в противовес низкосортным сопливым «мылодрамам» сформировался отдельный жанр «мини-сериал» (в 8-12 серий), который так же, как и, например, «Семнадцать мгновений весны», снимается по законам полнометражного прокатного кино. «Ликвидация», «Исаев», «Фурцева», «Дело гастронома № 1», «Бригада», «Идиот», «Мастер и Маргарита» и прочие - удачных примеров уже немало.

Отдельно стоит сказать о сериалах, живописующих будни стражей порядка и медиков. Многосерийные истории о жизни и тех и других неизменно имеют у зрителей большой успех. Ситуация довольно парадоксальная, учитывая, что полицейских рядовые граждане попросту боятся и, мягко говоря, не слишком уважают, а врачам по меньшей мере не доверяют.

  Кадр из сериала «Идиот»

Жанр сериала долгое время считался у нас низкопроб-ным даже среди самих кинематографистов и актёров, которые в этих сериалах снимались. Сегодня все уже понимают: сериал сериалу рознь. Многие эксперты во всём мире говорят о том, что сериалы сейчас зачастую интереснее и качественнее дорогих голливудских фильмов.

 

Что с ними стало...

Луселия Сантос (Изаура). Сериал «Рабыня Изаура» стал для неё дебютом. На тот момент ей было 18 лет. После она продолжила съёмки в сериалах, однако свой первый успех повторить не смогла. Есть сын. Дважды была замужем, но сейчас в разводе. В мае этого года отметила 55 лет.
Вероника Кастро (Марианна). Сериал «Богатые тоже плачут». За 25 лет карьеры снялась в 25 сериалах. Выпустила множество сольных музыкальных дисков, ведёт шоу на мексиканском ТВ. У Вероники два сына, но она никогда не была замужем. 19 октября актрисе исполняется 60 лет.
Рохелио Гера (Луис Альберто). Сериал «Богатые тоже плачут». Много снимался в полнометражных художественных фильмах. Женат третьим браком. Растит пятерых детей.
Виктория Руффо (Мария). Роль в сериале «Просто Мария» разрушила её брак. Супруг не смог смириться с обрушившейся на неё славой. Сейчас замужем за известным мексиканским политиком. В 43 года родила двойню. В этом году актрисе исполнилось 50 лет.
Тонье Маури (Хосе Игнасио). Роль в сериале «Просто Мария». Много лет является секс-символом Мексики. На родине 43-летний Тонье больше известен как певец. Он счастлив в браке, по-прежнему появляется в телесериалах, продюсирует их и поёт на сцене.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие новые штрафы введут за разведение костров?
  2. Какие смартфоны оказались самыми лучшими?
  3. Как задать вопрос Владимиру Путину на прямой линии в 2019 году?


Самое интересное в регионах
Роскачество