aif.ru counter
Елена Меньшенина 2714

Эволюция «Щелкунчика»: от императорского балета к революционному и обратно

Ровно 121 год назад зрители впервые увидели самый «новогодний» балет — «Щелкунчика» Чайковского.

Леонид Сарафанов в роли Щелкунчика в постановке Начо Дуато в Михайловском театре.
Леонид Сарафанов в роли Щелкунчика в постановке Начо Дуато в Михайловском театре. © / Игорь Руссак. / РИА Новости

18 декабря 1892-го в Санкт-Петербурге состоялась премьера балета «Щелкунчик». В России деревянную игрушку для колки орехов прославила не классическая сказка Амадея Гофмана (о ней в нашей стране в конце XIX слышали далеко не все), а именно балет Петра Чайковского. За 121 год праздничная фантазия композитора превратилась в мегапопулярную постановку, а сходить в канун Нового года на «Щелкунчика» стало обязательным пунктом для отечественной «элиты». При этом совсем не обязательно быть экспертом в балете — главное, посетить «статусное событие». Особенно престижным считается посмотреть «Щелкунчика» 31 декабря и в Большом театре.

Чем удивил Чайковский

Впервые постановка «Щелкунчика» предстала перед российскими зрителями в Мариинке — в XIX веке это был «культурный центр» страны. В основу двухактового балета легла сказка «Щелкунчик и мышиный король», а либретто создал легендарный Мариус Петипа. Роли детей, Клары и Фрица, ныне исполняемые взрослыми артистами, тогда танцевали настоящие дети — ученики Петербургского Императорского театрального училища (ныне это Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой). Так, благодаря Чайковскому, сказка Гофмана пришла в Россию.

Сцена из балета П. Чайковского Щелкунчик в постановке Мариинского театра, 1892 год
Сцена из балета П. Чайковского «Щелкунчик» в постановке Мариинского театра, 1892 год. Фото: РИА Новости

В день премьеры Петр Ильич приготовил зрителям сюрприз. Когда на сцене появилась фея Драже, в зале раздалась мелодичная «хрустальная» музыка, похожая на звон капель воды в фонтане. Как и откуда взялся незнакомый звук, было непонятно даже опытным музыкантам. Оказалось, Чайковский в одной из своих поездок обнаружил в Париже новый музыкальный инструмент — челесту. Внешне диковинка напоминала небольшое пианино, а звучала как колокольчики. В строжайшей тайне композитор привез инструмент в Россию, запретив о нём хоть кому-то рассказывать, и зрители смогли его услышать лишь на премьере. С этого дня в отечественных симфонических оркестрах появилась челеста.

Сделано в Мариинке, «раскручено» в Большом

Большой театр поставил «Щелкунчика» на 27 лет позже, чем Мариинка, уже после в разрушенной войной и революцией стране. Но даже это не сказалось на размахе постановки. В первой версии (1919 года) вся сцена представляла собой огромный стол, сервированный кофейным сервизом, из которого «выпархивали» танцоры. Декорациями занимался художник Константин Коровин — друг живописца Валентина Серова и поэта Константина Бальмонта. А вот хореографию ставил выпускник всё того же Императорского театрального училища, известный балетмейстер Александр Горский.

В советское время балет ставился многократно: за «Щелкунчика» брался балетный техникум при ГАБТе (1932) и ленинградский балетмейстер Василий Вайнонен. Причем, сначала (в 1934 году) Вайнонен поставил спектакль «дома», в Мариинке (тогда она называлась Театром имени С. М. Кирова), а спустя 5 лет перенёс его в Большой. Вайнонен старался сделать представление понятным и для взрослых, и для детей, вследствие чего получилась простая, но эмоциональная постановка.

Но самый громкий успех выпал на московскую версию «Щелкунчика» Юрия Григоровича — именно в этой редакции уже советский балет объездил весь мир. С лёгкой руки Григоровича постановка превратилась из детской сказки в сложный философский спектакль о недостижимости счастья и о мире фантазий. А ёлка начала двигаться по сцене — приближаться к зрителям и отдаляться. Постановка увидела свет в 1966 году и с тех пор не покидает репертуар ГАБТа.

От Клары до Маши

Балет менялся вместе со страной. Сначала «немецкое происхождение» сказки сыграло с ней злую шутку. После начала Первой мировой войны в угоду «антинемецким» настроениям некоторые герои приобрели русские имена, Мари стала Машей. Некоторые, но не все — отрицательного персонажа по-прежнему звали Фрицем.

Увеличивалось количество актов (вместо двух становилось три), Машу танцевала то одна балерина, то две (ребёнок и взрослая), появлялись новые трактовки. Так, Рудольф Нуреев придумал другую концовку: в ней щелкунчиком оказывался помолодевший волшебник, который может оживлять игрушки.

Неизменно было одно: над балетом работали профессионалы и лучшие артисты своей эпохи. Например, в классическом варианте Вайнонена дирижировал лично Евгений Мравинский. Сейчас музыкальным руководителем питерской постановки «Щелкунчика» является маэстро Валерий Гергиев, а ГАБТ исполняет спектакль Юрия Григоровича.

Сцена из балета П. Чайковского Щелкунчик в постановке Начо Дуато в Михайловском театре
Сцена из балета П. Чайковского «Щелкунчик» в постановке Начо Дуато в Михайловском театре. Фото: Игорь Руссак, РИА Новости

За многие годы изменилось и отношение к балету Чайковского как произведению искусства. «Щелкунчик» на заре своей истории был постановкой «не для всех» (поход в Мариинку не могли себе позволить не только крестьяне и ремесленники, но и многие представители тогдашнего среднего класса). Затем, пройдя через революционное время, снова стал балетом для «культурной элиты». Сейчас же «Щелкунчик» фактически снова стал постановкой для богатых, на которую многие приходят как на статусное событие или светский раут. Так, самые дешёвые билеты на спектакль 31 декабря в Большом театре стоят от 3500 рублей. А место в партере обойдется дороже, чем в 13 000 рублей.

Вряд ли Чайковский рассчитывал на такой эффект, но факт есть факт. Когда Николай Цискаридзе уходил из Большого театра, единственной просьбой бывшего руководства было станцевать в новогоднем «Щелкунчике». Артист отказался — захотел хоть раз встретить День рождения не на сцене (Цискаридзе родился как раз 31 декабря). Зато в преддверии  2014-го спектакль сыграют подопечные «главного Щелкунчика страны» — наверняка это станет очередным светским событием.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Обязательно ли удалять аппендикс при аппендиците?
  2. Зачем предупреждать авиакомпанию, если опаздываешь на самолет?
  3. Что за опасный астероид, угрожающий Земле, обнаружили учёные?


Самое интересное в регионах