Срочная новость Взрывы возле стадиона в Стамбуле. Хроника событий Срочная новость

Новый сезон в Большом: классическая опера и неожиданный балет

АиФ.ru рассказывает о премьера Большого театра, который открывает новый сезон 14 сентября.

Сергей Каптилкин / РИА Новости

Главный театр страны открывает новый, 239-й сезон — в воскресенье 14 сентября на исторической сцене Большого покажут оперу Модеста Мусоргского «Борис Годунов». На предстоящий сезон запланировано девять премьер — 6 оперных и 3 балетных — подробнее о них рассказывает АиФ.ru.

Новый музыкальный руководитель и юбилей Чайковского

Первой из шести новых постановок станет «Орлеанская дева» Петра Чайковского — опера в концертном исполнении Симфонического оркестра и хора Большого театра. И музыка, и либретто были написаны композитором в 1879 году, основой для произведения послужили одноимённая драма Фридриха Шиллера, драма «Жанна д’Арк» Барбье и опера Мерме. Описанная немецким драматургом и переведённая Жуковским на русский язык история героини, которой удалось повести за собой французскую армию и тем самым выиграть ключевое сражение Столетней войны, была популярна в России во второй половине XIX века. Почти одновременно с первой постановкой оперы в Мариинском театре в 1881 году спектакль по этой трагедии был сыгран в Малом театре — роль Жанны (Иоанны) исполняла Мария Ермолова. Чайковский, использовавший не только произведение Шиллера, но и другие источники, слегка изменил сюжет и финал немецкой трагедии: героиня погибает на костре, обвинённая своим же народом в сговоре с дьяволом, тогда как у Шиллера она гибнет от раны, окружённая своей армией. Премьера оперы Чайковского именно в этом сезоне не случайна — 7 мая 2015 года исполнится 175 лет со дня рождения композитора.

Премьера «Орлеанской девы» в Большом состоится 26 сентября — постановку представит музыкальный руководитель театра дирижёр Туган Сохиев, назначенный на эту должность в феврале 2014 года. Для него этот спектакль станет дебютом на сцене Большого. Уроженец Владикавказа Сохиев окончил Петербургскую консерваторию, где учился у профессора Ильи Мусина и где долгое время работал в Мариинском театре. Помимо этого, у Сохиева большой международный опыт: он является руководителем Национального оркестра Капитолия Тулузы и Немецкого симфонического оркестра в Берлине, приглашённым дирижёром Венского филармонического и Лондонского симфонического оркестров, выступает в Европе и Америке.

Помимо «Орлеанской девы», Туган Сохиев встанет за дирижёрский пульт в ещё одной новой постановке Большого — опере Жоржа Бизе «Кармен», премьера которой назначена на 15 июля. Режиссёром этого спектакля станет Алексей Бородин. Кроме новых работ, Сохиев также займётся текущим репертуаром — будет дирижировать в «Богеме» и «Травиате».

28 ноября в Большом театре покажут оперу «История Кая и Герды» композитора Сергея Баневича — этот спектакль по мотивам сказки Андерсона «Снежная королева» будет предназначен прежде всего для детей. Режиссёром постановки стал Дмитрий Белянушкин, а дирижёром Антон Гришанин. Показывать «Историю Кая и Герды» будут на Новой сцене Большого, где в декабре также состоится премьера оперы «Риголетто» Джузеппе Верди. Работой над этой постановкой вместе с Большим театром занимались сразу несколько музыкальных коллективов — бельгийский Театр де ла Монне, Большой театр Женевы, Рейнская национальная опера и Оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе. Потому многонациональным оказался и творческий коллектив, работавший над «Риголетто»: место дирижёра занял итальянец Эвелино Пидо, а режиссёром стал канадец Роберт Карсен, работавший как в оперных, так и в драматических театрах по всему миру.

27 февраля на сцене Большого театра появится ещё одна опера Чайковского — на этот раз «Пиковая дама» в постановке Льва Додина. Петербургский режиссёр ставил этот спектакль по повести Пушкина сначала в Нидерландской опере в Амстердаме, а позднее в Парижской национальной опере в 2005 году. Художником-постановщиком спектакля был ныне покойный сценограф Давид Боровский — именно эта версия и будет перенесена на сцену Большого театра в новом сезоне.

В апреле 2015 года на исторической сцене зазвучит музыка Моцарта — 24 числа здесь представят «Свадьбу Фигаро» в постановке худрука Театра им. Пушкина, режиссёра Евгения Писарева, и британского дирижёра Уильяма Лейси, который впервые выступал в Москве два года назад. В 2012 году он стоял за дирижёрским пультом на премьерных показах оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Шекспир и Лермонтов в танце

23 октября на исторической сцене покажут возобновлённую версию «Легенды о любви» — балета на музыку Арифа Меликова и либретто Юрия Григоровича и Назыма Хикмета, турецкого поэта и драматурга. Именно его драма «Ферхад и Ширин», написанная по старинной персидской легенде, легла в основу сюжета балета. Принцесса Ширин, младшая сестра царицы, тяжело больна — от недуга её избавляет таинственный незнакомец, однако взамен просит у царицы не драгоценности, а её красоту. Ради сестры она идёт на жертву, однако уже вскоре — после встречи с красавцем-художником Ферхадом — жалеет о своём решении. И царица мешает счастью Ширин и Ферхада, который, конечно, влюбился в исцелившуюся принцессу. Царица отправляет художника высоко в горы, прокладывать русло для реки, которая избавит город от засухи. С любимой герой сможет воссоединиться, лишь когда работа будет окончена — несмотря на разлуку, он не может предать свой народ и оставить его без воды. Премьера балета в постановке хореографа Юрия Григоровича состоялась в Большом театре в 1965 году.

Сцена из балета Арифа Меликова Легенда о любви . Ферхад заслуженный артист РСФСР Александр Ветров. Ширин народная артистка РСФСР Алла Михальченко. Государственный академический Большой театр СССР. 1989 год
Сцена из балета Арифа Меликова «Легенда о любви». Ферхад — заслуженный артист РСФСР Александр Ветров. Ширин — народная артистка РСФСР Алла Михальченко. Государственный академический Большой театр СССР. 1989 год. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

На Новой сцене во второй половине сезона состоятся сразу две балетные премьеры. Первой станет «Гамлет» — долгожданный спектакль молдавского хореографа Раду Поклитару, руководителя украинской труппы «Киев Модерн-балет», который этим летом привозил в Москву «Лебединое озеро». Мастерство хореографа можно было оценить и во время открытия Олимпиады в Сочи: именно он ставил один из самых красивых и запоминающихся отрывков церемонии, «Первый бал Наташи Ростовой». Вместе с Поклитару над либретто и балетом, в котором будет звучать музыка Шостаковича, работал режиссёр Деклан Доннелан. Британец — частый гость российских театров, его спектакли выходили в Малом драматическом театре в Петербурге, во МХАТе им. Горького, в Театре им. Пушкина. Доннелан участвовал в фестивалях «Золотая маска» и Чеховском, а также работал в Большом театре — в 2003 году он поставил здесь балет «Ромео и Джульетта».

Под конец сезона, 13 июня, на Новой сцене появится «Герой нашего времени». Музыку к этому балету по произведению Михаила Лермонтова, чей 200-летний юбилей празднуют в 2014 году, специально написал молодой композитор Илья Демуцкий. В качестве хореографа-постановщика выступит Юрий Посохов. А вот режиссёром спектакля, также написавшим к нему либретто и придумавшим декорации, стал Кирилл Серебренников — не новичок музыкальном театре. Он ставил «Фальстафа» в Мариинке и был режиссёром нескольких спектаклей дирижёра Теодора Курентзиса, а в 2011 году работал в Большом театре над оперой Римского-Корсакова «Золотой петушок». «Герой нашего времени» станет для Серебренникова первой балетной постановкой.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какой мировой рекорд установила российская фигуристка Евгения Медведева?
  2. Какой цвет выбран главным на 2017 год?
  3. Какая погода будет в Москве и регионах 10 и 11 декабря?

О чём бы вы хотели прочитать в следующем номере «АиФ Про Кухню»?