aif.ru counter
Вероника Гудкова 451

Запрет «Клипа»: кино в России грозит тотальная цензура?

В России по цензурным соображениям запрещен к прокату фильм «Клип» режиссера Майи Милош

Министерство культуры РФ на днях отказало в прокатном удостоверении фильму «Клип» сербского режиссера Майи Милош. Об этом журналистам сообщили в Департаменте кинематографии и модернизационных программ минкульта. В «Клипе», фильме о сербской провинциальной старшекласснице, экспериментирующей с сексом и наркотиками и снимающей свои похождения на камеру мобильника, «демонстрируются сцены, содержащие нецензурную брань, сцены употребления наркотиков и алкоголя, а также материалы порнографического характера». «Несмотря на то, что титры фильма содержат указание на совершеннолетие актеров, по сюжету фильма, действие которого происходит в школе, в этих сценах участвуют подростки, не достигшие совершеннолетнего возраста, что противоречит нормам, установленным Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», - цитирует чиновников Министерства культуры РИА Новости.

Этическая, а не сугубо нормативная, проблема в этой ситуации состоит в том, что картина получила широкое европейское признание: фильм удостоен «Золотого тигра» - главного приза Роттердамского кинофестиваля-2012. Жюри кинофорума, в которое входили израильский режиссер Шмуэль Маоз, его сингапурский коллега Эрик Ку и другие эксперты, заключило, что «Клип» - «энергичный, искренний, честный, откровенный и нарушающий все нормы фильм, где современные средства используются для того, чтобы воссоздать шокирующую картину мира, существующую в головах молодого поколения». То есть о том, что кино опрокидывает все этические нормы и не может демонстрироваться публике, в Европе и речи не шло.

Однако в России с моралью строже. О том, что намеченная на 30 августа премьера «Клипа» не состоится, сообщил в микроблоге Сэм Клебанов, генеральный директор компании-прокатчика «Кино без границ». Основание – административный регламент Минкульта, предписывающий отказ в прокатном удостоверении за «сцены, содержащие публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающие терроризм, другую экстремистскую деятельность, а также сцены, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости» и за «информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сцены, пропагандирующие какие-либо преимущества использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». Регламент позволяет повторную подачу заявки на получение удостоверения. Будет ли «Кино без границ» рисковать и подавать ее еще раз – пока неизвестно.

Продюсер Сэм Клебанов и Алла Пугачева. Фото:www.russianlook.com

История с «Клипом» вызвала резонанс в профессиональном сообществе. Председатель КиноСоюза Андрей Прошкин в открытом письме в Минкульт назвал отказ в выдаче прокатного удостоверения «актом цензуры» нарушающим п.5 ст.29 Конституции РФ. Прошкин указывает, что министерство было вправе только «ограничить по возрасту зрительскую группу» фильма. В ответ директор департамента кинематографии Министерства культуры РФ Вячеслав Тельнов в интервью Интерфаксу заявил, что отказ в прокатном удостоверении не является нарушением Конституции – напротив, он служит соблюдению на территории России подписанной ею Конвенции о правах ребенка в части защиты детей от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения». Титры, в которых Милош сообщила о совершеннолетии своих актеров, не убедили российских чиновников: они по-прежнему считают картину, где по сценарию сексом занимаются старшеклассники, пропагандой педофилии. Компромиссную меру – введение возрастного ограничения – департамент кинематографии отверг по причине того, что «на практике далеко не все кинотеатры соблюдают установленные ограничения». Остается неясным, почему за несоблюдение кинотеатрами правила возрастного ограничения должны отвечать прокатчики и в конечном итоге создатели фильма.

Не исключено, что не получит разрешения на прокат в РФ и «Парад», картина еще одного сербского режиссера, Сирьяна Драгоевича, фильм-лауреат трех призов Берлинале этого года (в том числе такой красноречиво-моральной награды, как приз экуменического (христианского) жюри). Это комедия о подготовке гей-парада, которую вряд ли благосклонно примут питерские чиновники от кинематографии, действующие в рамках закона, запрещающего пропаганду гомосексуализма, педофилии и трансгендерности. Не исключено, что за запретом «Клипа» и возможным запретом «Парада» последуют и другие охранительные меры минкульта и прочих органов российской исполнительной власти, направленные на фактическое цензурирование лент как зарубежных, так и отечественных режиссеров. Похожая история недавно обсуждалась на Украине, где власти решилизапретить детские мультфильмы про Лунтика, Симпсонов и Губку Боба как педофилические. Сложившуюся ситуацию «АиФ» прокомментировали эксперты в области кино.

Василий Сигарев, театральный и кинорежиссер, лауреат гран-при «Золотая лилия» и приза FIPRESCI на фестивале goEast в Висбадене, приза фестиваля «Кинотавр» за лучшую режиссуру (фильм «Жить»):

- Я думаю, что запрет «Клипа» - свинство. Я хотел этот фильм посмотреть именно в России, с русским переводом. Я был на разных международных фестивалях и специально там его не смотрел – знал, что он будет в прокате в России, собирался прийти, а теперь, получается, его не посмотрю. Это даже не зачатки цензуры – это прямая цензура! Я не боюсь, что моим фильмам откажут в прокатных удостоверениях – я могу, в конце концов, снимать и выкладывать их в интернет. А если перекроют Интернет, тогда мы будем по-другому разговаривать. Но могу сказать, что на меня в процессе съемок или проката власти не оказывали никакого давления, и я поэтому с трудом верю, что все это – цензура, запреты - может быть.

Павел Руднев, театральный критик, публицист, доцент ГИТИС:

- Искусство, разумеется, должно регулироваться законом - то есть не пропагандировать педофилию, не разжигать межнациональную, межконфессиональную рознь и проч. Но запреты, которые идут дальше, чем общее законодательство, - лицемерны, так как XX век доказал истину: любая цензура для искусства - это ни что иное, как еще один инструмент репрессивного политического механизма. И под неистовой защитой нравственности, под прикрытием мнения «простого народа», как правило, проводятся репрессии, связанные с уничтожением инакомыслия, свободы, политической оппозиции. Кроме того и чаще всего, цензура становится следствием внутрикорпоративных споров о сущности искусства, когда неуспешному художнику очень хочется приостановить деятельность успешного. В этом смысле Сальери, подливающий яд Моцарту, - самый яркий пример цензуры, действовавший, по Пушкину, во имя нравственности и интересов культуры.

Я не знаю ни одного внятного, неклинического примера, когда факт искусства развращал кого-либо или принуждал кого-либо к преступным действиям. А вот примеров, когда лицемерие и ложь властей, коррупция и стяжательство чиновников самого высокого ранга, обман церкви или непорядочные, неправедные действия судов развращали население, - предостаточно. Тот же Пушкин в «Борисе Годунове» отчетливо показал: аморальное поведение власти делает аморальным народ.

Когда сегодня говорят о необходимости цензуры, обычно имеют в виду запрет на антицерковные и антигосударственные высказывания. Но, скажем, никому из чиновников или же яростных защитников нравственности не придет в голову применить цензуру, к примеру, к такому феномену массовой культуры, как тюремный шансон, влиятельность которого на массы в тысячи раз очевиднее влиятельности какого-нибудь радикального произведения элитарной культуры. А, между тем, именно тюремный шансон культивирует и утверждает тюремные ценности, легитимизирует криминальную структуру общества, культ силы, дает картину бытия, где люди делятся только на тех, кто сидит, и на тех, кто сажает. Но, будь я чиновником, запрещать шансон мне и в голову не придет. Единственная форма цензуры, которую можно признать, - это самоцензура художника и цензура художественного вкуса у потребителя искусства.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (25)
  1. Студентас
    |
    21:11
    23.08.2012
    0
    +
    -
    Кому интересен этот бред параноика,очередная кинопомойка,под названием "клип".....Тратить деньги и своё бесценное время на просмотр подобной чуши(судя по отрывку) -это диагноз,лучше сразу к доктору,может успеет помочь...
  2. Краснов Антон
    |
    21:30
    23.08.2012
    0
    +
    -
    Хорошо, вызов принят. Будем требовать запрета и жесткой цензуры шонсона.
  3. Карабас
    |
    21:41
    23.08.2012
    0
    +
    -
    В своем желании снять что-то уродливое, где каждые пять минут молодежь трахает друг друга как кролики, в кризе от доступной наркоты и насилия - хорошо подзаработать на этом креативе полупорно с садизмом - а перед камерой рассказывать и сетовать- какое душевное и доброе было старое кино. Как и на нашей эстраде - воют и бубнят - хрень необычайную - но в концертах - Старые песни о главном. Если кто-то тащится от такого кино - пусть смотрит отдельно. Кто -то получает удовольствие от просмотра сайтов писающих и какающих...?? Это такие же..
  4. буковина украина
    |
    00:29
    24.08.2012
    0
    +
    -
    Среди десятков и сотен моих родных, друзей, соседей, знакомых, однокурсников и одноклассников тюремные песни слушает один человек. Даже в маршрутках их нет уже лет десять...
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как отличить настоящий алкоголь от поддельного?
  2. Что такое генетически отредактированные организмы?
  3. Каких животных могут запретить держать дома?


Самое интересное в регионах