Примерное время чтения: 9 минут
392

Создан Медиаинститут общественного здоровья

Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Врач и журналист», на которой была презентована уникальная в своем роде площадка для решения коммуникационных проблем и осуществления диалога медицинского, медийного и пациентских сообществ под названием Медианститут общественного здоровья. На базе института также в ближайшее время будут открыты Школа здоровой информации — для журналистов, Школа врачей и Школа пациентов. 

Конференцию открыла эксперт по коммуникациям в сфере общественного здоровья, экс-руководитель пресс-службы Минздрава России и директор Медиаинститута общественного здоровья Варвара Кажберова, которая анонсировала запуск проекта: «У нас формируется уникальная в своем роде площадка между пациентским, медийным и медицинским сообществами. Мы считаем, что это насущная потребность настоящего момента. Безусловно, мы живем в эпоху информации, когда роль человека в системе коммуникаций «государство-общество-личность» стремительно возрастает. И роль массмедиа и информации тоже постоянно растет. Вместе с тем, многие вопросы в области медицины и общественного здоровья освещаются конфликтно, а некоторые, наоборот, не получают никакого освещения. Мы решили вмешаться в это и сформировать площадку диалога, где будет представлена действительно грамотная, профессиональная информация. Площадка будет независимой, она носит название Медиаинститут общественного здоровья».

Проект был создан при поддержке Минздрава России, Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, а также ряда научных, образовательных и общественных организаций: Всероссийского союза общественных объединений пациентов, общероссийского общественного движения «За здоровую Россию», Ассоциации медицинских журналистов, Национального общества профилактической кардиологии, Ассоциации заслуженных врачей РФ, АНО «НИИ общественного здоровья и коммуникаций и других. Информационными партнерами Медианститута общественного здоровья выступили АиФ, Фармацевтический вестник, Стриж Медиа, профессиональное издание «Журналист», а также профессиональные площадки PharmaPharm и Pharmaznanie. 

Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Варвара Кажберова добавила, что миссия проекта — создание ценностно-ориетированного информационного поля, которое будет послужит для реального сохранения и улучшения здоровья граждан. В этом диалоге должны быть задействованы как различные ведомства и государственные институты, так и общественные, пациентские организации, а также участники рынка, массмедиа, врачи и медицинские работники.

Директор Департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России Валерий Бузин выразил поддержку от себя лично и от заместителя Министра здравоохранения России Олега Салагая, который также одобрил идею проекта. «Тема взаимодействия пациенского сообщества, массмедиа и врачей — очень живая. Это не односторонняя дорога, когда врачи что-то рассказывают журналистам, а журналисты это как-то подают. Это и проблема подачи материала со стороны врачей, и правильного выбора врача журналистом, чтобы рассказать о той или иной проблеме, — это должны быть профессионалы высокого уровня, а в здравоохранении их немало», — отметил он.

Академик РАН, профессор, д.м.н., д.ф.н., научный руководитель Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко Рамил Хабриев привел актуальные данные, касающиеся общественного здоровья: «В течение 5 лет вместе с ВЦИОМ мы проводили изучение основных факторов риска и обратили внимание на отношение к здоровью людей старшей возрастной группы. Данные исследования показали, что 62%говорят, что они хотели бы вести здоровый образ жизни, 35% — о том, что они на самом деле ведут здоровый образ жизни, 27% следят за качеством пищи и ее составом и только 10% делают зарядку. Тем не менее в этой категории 73% имеют избыточный весили страдают ожирением».

Д.м.н., профессор, заместитель генерального директора Национального медицинского исследовательского центра кардиологии Минздрава России, президент Национального общества профилактической кардиологии Нана Погосова отметила: «Очень важна ответственность в подаче информации. Проводятся разные научные исследования, которые иногда приходят к неожиданным выводам. И непродуманная публикация этих выводов вызывает определенные «шатания». Например, сейчас на разных площадках, в том числе в социальных сетях, широко обсуждается тема статинов. И появляются публикации о том, что статины вызывают рак или еще какие-то заболевания, однако при этом не учитываются данные других исследований. В итоге информация подается без ее должного осмысления. Самое главное, что такие публикации могут привести от отказу от приема статинов больными с ишемической болезнью сердца, а это может причинить им серьезный вред».

«Тема здоровья — очень популярная и востребованная аудиторией, а мы отслеживаем эти публикации и имеем представление об общих стратегиях. С одной стороны, у нас очень много хороших журналистов, которые долгие годы ведут эту тему. Но если говорить о теме в целом как о ее медиаобразе, то она довольно «пестрая»: наряду с качественной и полезной информацией мы встречаем все, что угодно: скандалы, вмешательства в частную жизнь», — обратила внимание д.ф.н., профессор, заместитель заведующего кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ Татьяна Фролова

Тему этичности и профессионального освещения в СМИ коммуникации врача и пациента продолжила главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава России по ЦФО, д.психол.н., заведующий кафедрой общей психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова Татьяна Бузина: «Пора к проблеме подачи медицинской информации подходить грамотно, используя знания из разных областей, в том числе из психологии. Потому что в психологии накоплен большое количество знаний о том, какие факторы способствуют искажению информации и формированию коммуникативных барьеров. Пациенты испытывают не только физические страдания, они испытывают различные переживания в отношении своей болезни, такие как страх, тревогу, стресс. Это все влияет на то, как пациент воспринимает информацию, которую сообщает ему врач. Такое направление как психология здоровья изучает психологию пациентов в различными видами патологии, в том числе в кардиологии, онкологии и при других социально значимых заболеваниях. Мы готовы делиться этой информацией и помогать преодолевать коммуникативные барьеры, которые существуют между врачом и пациентом. Это сделает медицинскую деятельность более эффективной и повысит приверженность здоровому образу жизни среди населения». 

Президент «Общества больных гемофилией», сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев подчеркнул важность повышения компетентности журналистов в отношении этичной и профессиональной подачи информации о различных случаях в пациентском сообществе: «Часто пациент просто вынужден обращаться в соцсети, потому что он просит защиты. Многие такие проблемы «выплескиваются» в СМИ. Выстраивая системы досудебных решений, коммуникаций между врачом и пациентом, нам становится ясно, что необходимо уделить особое внимание теме защиты прав пациента. Я поддерживаю данный проект, потому что журналисты тоже должны профессионально расти и понимать, что они вторгаются в сложную этическую и профессиональную сферу, имеющую свою специфику». 

Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Проблему различных составляющих понятия «здоровье» затронула в своем выступлении культуролог, к.ф.н., старший научный сотрудник факультета журналистики МГУ, директор программы «Культура» общероссийского движения «За здоровую Россию» Марина Князева: «У нас есть узкий и широкий взгляды на понятие «здоровье». Здоровье — это отсутствие болезней и в то же время что-то другое. И эта другая составляющая относится ко всем нам. Для того чтобы человек был здоров, он должен находиться в состоянии изумления и восхищения, которое стимулирует и дает иной уровень энергетики. Поэтому если включить в освещение общественного здоровья и культурологические вопросы, оно будет более полным и объемным». 

Главный редактор профессионального журнала «Журналист» Любовь Петрова отметила, что издание готово поддержать Медиаинститут общественного здоровья и выделить рубрику для освещения тем на тему медицины и здоровья. 

В поддержку проекта также выступили директор АНО «Агентство развития национального здоровья» Сергей Савашинский, главный редактор информационно-аналитической газеты, интернет-портала, телевидения «Фармацевтический Вестник», со-председатель Российской Ассоциации Фармацевтического Маркетинга (РАФМ) Герман Иноземцев, президент Ассоциации спортивных и практикующих психологов, руководитель центра федеральных и региональных проектов Национальной ассоциации заслуженных врачей РФ Эмма Хачатурова, управляющий партнер, представитель объединенного фармацевтического портала PharmaPharm Анна Плесовских и заместитель генерального директора информационной платформы PharmZnanie Мария Рябуха

Сергей Савашинский выступил с приветственным словом и пожеланиями успеха от вице-президента ЮНЕСКО, академика РАН Александра Григорьевича Чучалина. Также он подчеркнул, что цели проекта удивительным образом совпали с позициями ЮНЕСКО в области общественного здоровья и с большой долей вероятности новый ресурс может получить поддержку этого значимого международного института. 

Уже в феврале состоятся первые занятия Школы здоровой информации, посвященные вопросам онкологии, а затем — кардиологии, вирусных заболеваний, диабета, пульмонологии, геронтологии, психиатрии, а также информационным технологиям. Темы будут освещаться системно, с позиции не только медицины, но и общественного здоровья в целом, а это и генетика, и социальные факторы, и экономические, политические, культурные аспекты. Мероприятия можно будет посещать бесплатно, а все материалы будут выложены в свободном доступе. 

Всю информацию скоро можно будет найти на сайте проекта https://mediahealth.ru/

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах