aif.ru counter
Илья Бруштейн 1423

«Особенный» ребенок: инвалидность является естественной частью человеческой жизни

Статья из газеты: «АиФ. Здоровье» № 34 23/08/2012

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья или приобретенная инвалидность в первые годы жизни становится тяжелым...

Как обеспечить гармоничное физическое и духовное развитие «особенного» ребенка? Есть несколько правил, следуя которым можно решить эту проблему.

Слово – нашему эксперту, детскому психологу Артуру Воробьеву.

Правило первое: Относитесь к ребенку-инвалиду как к здоровому человеку

Принято считать, что отсутствие зрения, слуха или способности самостоятельно передвигаться делает ребенка несчастным, обрекает на пожизненные страдания. На самом деле инвалидность, как это ни парадоксально, является нормальной и естественной частью человеческой жизни.

В США и странах Западной Европы такое отношение к инвалидам формируют с четырех-пяти лет. Выпускаются специальные куклы на инвалидных колясках, куклы без рук или ног, куклы в черных очках и с белой тростью...

В начальной и средней школе для детей проводят специальные игровые тренинги. Всех учеников в классе обеспечивают настоящими инвалидными колясками и учат ими управлять. Сидя в них, дети под руководством преподавателя отправляются на экскурсию по пришкольной территории и близлежащим улицам.

В другой день весь класс на несколько часов погружается в мир инвалидов по зрению. Глаза детям завязывают черными повязками и учат их ориентироваться с белой тростью. Частью учебной программы массовых школ становится также изучение языка жестов, используемого глухими людьми. Зарубежный опыт интеграции детей-инвалидов направлен на то, чтобы показать «нормальность», «естественность» инвалидности. Такая психологическая установка очень помогает семьям, в которых воспитываются дети с особыми потребностями.

Правило второе: Не избегайте товарищей по несчастью!

В последние годы во многих регионах нашей страны создаются общественные объединения родителей детей-инвалидов. Общаясь со своими товарищами по несчастью, родители приобретают ценный опыт обучения и развития детей. Можно получить консультации по взаимоотношениям с государственными структурами, социальными службами и благотворительными организациями. Не менее важен и психологический аспект: здесь встречаются люди, которые сталкиваются с одинаковыми проблемами. Таким образом собственные беды представляются не такими значительными.

Правило третье: Откажитесь от ги­пер­опеки!

Одна из главных ошибок, которые совершают родители детей-инвалидов, – гиперопека. Дети и даже подростки практически лишаются самостоятельности, мамы и папы стараются контролировать каждый их шаг. Взрослые люди действуют из благих побуждений: они хотят оградить своих чад от опасностей внешнего мира. Но в конечном счете гиперопека негативно сказывается на развитии личности: дети не приобретают навыков самообслуживания, не учатся принимать решения и нести ответственность за их последствия.

Правило четвертое: Выбирая учебное заведение, ориентируйтесь на личность ребенка

Необходимо ли «особенным» детям обучаться в специальных учебных заведениях, ориентированных на профильную инвалидность (по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату и т. д.), или они могут ходить в обычные, массовые школы, вместе со своими здоровыми ровесниками? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. При многих заболеваниях посещение массовых учебных заведений вполне реально. Но в целом ряде случаев специальные учебные заведения жизненно необходимы.

Правило пятое: Не «подрезайте» подросткам крылья!

                                                               
Не так уж мало
10% населения Земли имеют инвалидность физического или психического характера, таковы данные экспертов ООН и Всемирной организации здравоохранения.

Каждый десятый инвалид – ребенок.

В среднем в развитых странах 2–3% детей являются инвалидами.

В Китае у 80% инвалидов есть работа, в США – у 30%, в России, к сожалению, пока только у 15%.

Деликатной темой является половое созревание. Многие родители детей-инвалидов убеждены в том, что их повзрослевшие чада не нуждаются во внимании противоположного пола и в последующей жизни не смогут создать семьи.

На самом деле почти все виды инвалидности – за редким исключением – не являются препятствием для личного счастья. Нельзя «подрезать» подросткам крылья! Не говорите молодым людям, что из-за состояния здоровья им нужно отказаться от поиска своего «принца» или «принцессы»! Родителям необходимо помнить, что взрослеющая девочка на инвалидной коляске так же, как и ее здоровая ровесница, начинает проявлять интерес к косметике, хочет ярко одеваться, нравиться противоположному полу… Это совершенно нормальное и естественное явление!

Правило шестое: Избавьтесь от чувства вины!

Многие родители детей-инвалидов сами являются инвалидами. При этом некоторые из них начинают корить себя за то, что решились на продолжение рода, имея плохую наследственность… Но давайте помнить и о том, что люди с особыми потребностями имеют такое же право на семейное счастье, на счастье материнства и отцовства, как и все остальные. Жизнь, которую вы дали своему ребенку, в любом случае является бесценным подарком, даже если этот дар сопряжен с ограничениями по здоровью.

Правило седьмое: Не забывайте о себе и о здоровых детях!

Нередко в семьях с «особенными» детьми все внимание уделяется именно им. Родители забывают и о собственных интересах, и о своих здоровых детях…

Разумеется, состояние здоровья ребенка накладывает ограничения на жизнь семьи. И все же современные методики реабилитации, помощь социальных служб и благотворительных организаций, как правило, позволяет таким семьям вести нормальную, обыкновенную жизнь. Помните о том, что ваш «особенный» ребенок нуждается не только в уходе и заботе, но и в отдохнувших, счастливых родителях!

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Yuli_ya
    |
    02:02
    10.04.2013
    0
    +
    -
    От себя могу добавить, что если инвалидность не особенно серьезная и заметная и есть возможность отказаться от ее оформления, лучше это сделать. Ну, или хотя бы не офишировать. Представляете, каково подростку, который итак зациклен на себе, своей внешности и статусе в коллективе, проходить унизительные ежегодные обследования? А каково 14-15-летней барышне/юноше в общественном транспорте видеть как мама почти гордо предъявляет корочку кондуктору и объясняет: "Ребенок-инвалид"? Особенно в присутствии ровесников. Сравнятся его чувства и последствия психологической травмы с несчастными 3-4 тысячами пенсии?
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Ждать ли летом повторения торфяных пожаров 2010 года?
  2. Когда выйдет новая книга Джорджа Мартина «Ветра зимы»?
  3. Кто сможет навещать больных в реанимации?


Самое интересное в регионах