Анна Бокк 1 11074

Новенький в классе: как помочь ребенку адаптироваться в коллективе

Все материалы сюжета Начало учебного года

Начало учебного года – это всегда стресс для ребенка. Осень, школа, уроки и задания, много новых впечатлений. Но особенно тяжело...

Как облегчить переход ребенка в новую школу или в новый класс? Как найти общий язык с одноклассниками, избежать проблем и адаптироваться?

Об этом мы побеседовали с семейным психологом и руководителем центра «СоДействие» Анной Хныкиной.

«АиФ»: - Как облегчить переход ребенка в новый класс или в новую школу?

Анна Хныкина: - Переход в новый класс - острый момент для многих.

Важный момент: поступая в школу, не важно - в первый класс вы идёте или в любой другой, вся семья сдаёт экзамен на социальную успешность. Вся семья переключается на новый порядок жизни ребёнка в новом учебном заведении.

Счастлива та семья, где образовавшиеся трудности решают вместе. Разочарование ждёт тех, кто свои обиды и досады выносит наружу, уничтожая семейный покой и добродушие.

Хуже всего, когда «отдуваться» за всё приходится ребёнку. Важно здесь обратить внимание на общий фон, настрой в семье к происходящему, ведь кроме прямых указаний и разговоров, существуют и косвенные.

Понаблюдайте за собой и окружением — что вы говорите в присутствии ребёнка о переходе в новый класс. Не заводите разговоров о «страшном ужасе быть новеньким», не позволяйте знакомым рассказывать и делиться впечатлениями на эту тему. Создавайте вокруг ребёнка атмосферу уверенности и благополучия, ведь на самом деле всё зависит только от того, какие отношения именно он выстроит в новом коллективе. А если его убедить, что школа - это опасный мир, где на каждом шагу его поджидают садисты-хулиганы и из-за каждого угла плюют из трубочек, а учителя ежечасно оценивают его умственные качества и поведение, не всегда положительно и объективно, то тогда основной задачей ребенка станет глухая оборона от мира трудностей и опасностей, а с таким настроем хороших отношений не сложится, будьте уверены на 100%!

«АиФ»: - Есть мнение, что взрослый человек адаптируется в новом коллективе приблизительно три месяца. Сколько на адаптацию уходит у детей школьного возраста?

А.Х.: - Через месяц-два всё обычно встаёт на свои места. Если этого не происходит, необходимо вмешаться, но делать это осторожно, чтобы не усугубить ситуацию.

Автор фото: globallookpress.com 

«АиФ»: - Что делать, если ребенок приходит домой и рассказывает о конфликтах? Как реагировать родителям? Стоит ли вмешиваться или только давать советы и направлять?

А.Х.: - Приходя в новый коллектив, класс, ребёнок часто оказывается на нижней ступеньке иерархии. Как можно больше разговаривайте с ребёнком в этот период дома. Причём, не надо натужно отбирать темы «про школу». Вы можете говорить о похожих сюжетах в сказках, фильмах, книгах, главное - делать это непринуждённо, не связывая сюжет с ребёнком, не проводя аналогий. Беседуйте, поощряйте вопросы, разворачивайте свои ответы, просто будьте рядом, как источник поддержки и информации, как самый лучший друг, который всегда поймёт и поможет по возможности.

Главное, сами не нагнетайте напряжение. Старайтесь добродушно поддерживать весёлый нрав и идею, что всегда можно со всеми договориться. Постарайтесь понять происходящее с точки зрения тех норм и правил, которые существуют в классе. Ребёнок зачастую теряется в новой обстановке. Помогите ему сориентироваться в новой ситуации, объясните, что ничего страшного не происходит, просто ему надо понять новые правила и привыкнуть к ним.

Как жестоки бывают дети…

«АиФ»: - Кулаки – решение проблемы? Стоит ли разрешать мальчику таким способом завоевывать уважение в классе?

А.Х.: - Конечно, нет! Стоит объяснять мальчику, что самый большой авторитет — это когда тебя уважают. Что отношения, построенные на страхе всегда чреваты подлостью, настоящей дружбы, построенной на превосходстве, не бывает. Другой вопрос, если приходится постоять за себя. Но ни о каком уважении не может идти речи в данном случае.

«АиФ»: - Если ребенка откровенно «гнобят» в классе – это упущение родителей или учителя? Как решить такую проблему?

А.Х.: - Безусловно, это - упущение и проблема учителя. Научить детей объединяться, чтобы поиграть друг с другом, разговаривать, конструктивно общаться - задача педагога. Но в нашей системе образования учителя очень часто не считают это своими прямыми обязанностями. И чтобы решить возникшую проблему, об этом говорить нельзя. Вот такой вот парадокс. Тут надо действовать сообща, поэтому-то от обвинений толку особо не будет.

Можно сходить ко всем учителям, познакомиться, объяснить ситуацию: вы не жаловаться, не контролировать пришли, а сотрудничать. Попросите понаблюдать за ситуацией на переменах. А через недельку зайдите ещё... Против травли может сработать организация мероприятия для класса на вашей территории — дома или в кафе, не важно. Важно, что приглашаете вы, при этом полезно созвониться с другими родителями и по-доброму объяснить ситуацию и попросить о поддержке. Нужно, чтобы они отпустили чадо к вам на праздник и потом дома ненавязчиво обсудили со своими детьми, что происходит в школе, как здорово им было в гостях у ребёнка, которого они раньше не замечали...

Автор фото: globallookpress.com 

Вообще, при таких проблемах, неплохо войти в родительский комитет - вы будете всегда в курсе всего происходящего, в хорошем контакте с другими родителями и учителями, то есть у Вас будут «все карты на руках».

У кого лучше?

«АиФ»: - Если одноклассники «меряются» техникой – телефонами, например – стоит ли потакать желанию ребенка «иметь такой же» или нет?

А.Х.: - Тут всё зависит от правил вашей семьи. Я бы лишь подчеркнула, что в подростковом возрасте презренные «понты» являются необходимым условием самопринятия. «Правильные» вещи действительно важнее для подростка, чем хорошая успеваемость. Это свойство возраста. Это действительно влияет на формирование личности и на ваш контакт с ребёнком.

«АиФ»: - Умение влиться в коллектив, ужиться с одноклассниками и дружить – этому можно как-то научить ребенка?

А.Х.: - Конечно! Это не только можно, но и нужно делать. Родители делают это ежедневно, начиная с первых дней жизни ребенка. Не все это осознают, но мы постоянно даём оценки другим, выказываемся как-то, всё это является косвенной формой внушения и научения. Общаться с людьми человек учится в семье. Ещё раз повторю, важнее не те вещи, которые вы говорите ребёнку прямо, а та настоящая правда, которая происходит как бы «за кадром». Если семья доброжелательна и открыта, люди умеют выражать уважение к другим, нет напряжения и страха перед жизнью за пределами дома, нет сравнения себя с другими по степени успешности, но есть, например, чёткое убеждение, что «вместе мы — сила» - тогда скорее всего у ребёнка не будет проблем в коллективе ни в каком возрасте.

Студенческая пора

«АиФ»: - Если говорить об уже почти взрослых людях – студентах первых курсов, которые только вышли из школы и также попадают в новый коллектив – как им помочь освоиться с сокурсниками?

А.Х.: - В основном всё зависит от вашей внутренней доброжелательности и уверенности. Если вы будете казаться лёгким, оптимистичным и спокойным, вы произведёте впечатление уверенного и сильного духом человека. С такими всегда хочется общаться.

Следите за своим выражением лица. Напряжённого, убитого сложностями жизни человека в лучшем случае пожалеют. В обычном - обойдут за километр.

Если вы стеснительны и вам не очень комфортно в новом коллективе, постарайтесь первое время не выделяться. Осмотритесь, найдите в группе «себе подобных», постарайтесь найти с ними контакт. Всегда найдутся единомышленники, если нет задачи доказать себе, что их нет. Излучайте благополучие, спокойствие и добродушие.
В ВУЗе немного иначе, чем в школе всё устроено - там проще быть собой, не так всё завязано друг на друге, не такая «кучность» как в школе, тут уже действительно каждый сам за себя.

Если у вас трудности в общении, может быть и не стоит пытаться заводить беседу с каждым, но поддерживать уже начатый диалог важно уметь: отследите, отвечая на заданный вопрос, не закрываете ли вы тему сразу? Старайтесь отвечать новым знакомцам не односложно, можно ответив, тут же что-то ещё спросить и таким образом развить диалог дальше. Будьте открыты для новых контактов, не заканчивайте разговор, толком не начинав.

«АиФ»: - Обычно с поступлением в вуз у подростков начинается «взрослая жизнь» - это и романы, и вечеринки со всеми вытекающими вредными привычками. Как родителям говорить об этом с выросшими детьми? Какую долю самостоятельности предоставлять ребенку? 

А.Х.: - Предоставлять такую долю свободы, которая предполагается в вашей семье для взрослого человека. То есть, открыто говорить об обязанностях и ответственности каждого члена семьи перед другими, временных рамках отсутствия и поддержании контакта, например раз в три часа звонить, когда ты не дома. Если вы смогли к этому времени установить с ребёнком хорошие доверительные отношения, то всё, что вам нужно знать, вы узнаете. Если нет, никогда не поздно начать всё заново, но важно что-то изменить в себе, ведь у вас не получилось за 17 лет... И может быть, тут потребуется помощь специалиста.
 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. ЮГВ
    |
    15:51
    04.09.2012
    0
    +
    -
    Новенький в классе: как помочь ребенку адаптироваться в коллективе... По опыту знаю (12 школ): в большинстве школ нАперво новичку "накостыляют" втроём-впятером, что-бы быстрее адаптировался...А дальше, как судьба повернётся.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему сорвался бой Фёдора Емельяненко?
  2. Как Путин объяснил серию отставок российских губернаторов?
  3. Сколько России осталось долгов от СССР?

Будете ли вы в этом году соблюдать пост?

Новое на AIF.ru