Юлия Борта 0 659

Без кнута и пряника. Почему первые три недели в школе - самые стрессовые?

Любая адаптация, будь то новый климат, новое место, иной режим дня и т. д., длится минимум три недели.

Родительские заблуждения разбирает Наталья Авдеева, профессор кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

Недетский страх 

Юлия Борта, «АиФ»: Наталья Николаевна, многие родители ещё летом жаловались: их трясёт от мыслей о школе...   

Наталья Авдеева: Их детям можно только посочувствовать. Ведь тем самым родители невольно сообщают ребёнку: кончается хорошая пора и начинается что-то мучительное. Родителям школьников нужно сделать над собой усилие и перестать чувствовать себя так, будто они выполняют тяжкую повинность. Лучше поискать, чему поучиться: например, рассчитывать время, справляться с неудачами (в детском саду ребёнка хвалили, а тут вдруг ругают, в начальной школе был отличником, а в средней - тройки) и т. д. 

- Сколько времени длится адаптация к школе?

- Любая адаптация, будь то новый климат, новое место, иной режим дня и т. д., длится минимум три недели. В это время надо быть особенно внимательными к ребёнку. Узнавать, что было трудно, что легко, что нравилось, а что нет, и работать как раз с тем, что трудно и не нравилось. Но не требовать и не заставлять. Метод кнута и пряника в воспитании - совершенно устарелый в информационном веке. Обязательно разбирайте ошибки. Попытайтесь понять вместе, почему не получилось: неинтересно, что-то отвлекало... 

Читайте также: Поесть перед звонком. Чем лучше накормить школьника?

Капризы и уловки

- Домашние задания помогать делать?

- Часто учителя, особенно в начальной школе, именно на это и рассчитывают. Лучше всё же избегать роли надсмотрщика и приучать ребёнка к самостоятельности. Пусть сам планирует, когда будет делать уроки, когда пойдёт гулять или поиграет. Минимум сопротивления, максимум активности: сам запланировал - сам сделал. Плюсов масса: ребёнок учится себя контролировать, не быть пассивным, не идти за кем-то, а проявлять свою волю. От формулы, что ребёнок - это объект воспитания и мы его дрессируем, надо уходить. 

- Получается, лучше не интересоваться школьными делами - пусть сам выплывает?

- Нет. Проявлять заинтересованность, вовлечённость надо обязательно! Дети лучше всего развиваются в том, к чему проявляют интерес родители. Бывает, что ребёнок рассказывает об успехах, а родители воспринимают это как должное. А реагируют, только когда у него двойка или плохое поведение. Не надо с порога спрашивать, какие оценки сегодня получил. Поинтересуйтесь, что было интересного в школе? Когда ребёнок с энтузиазмом рассказывает - «а вот у нас…», «а вот ещё…», «а завтра у нас будет...», - это то искомое, что помогает не относиться к учёбе как к скучной обузе. Родители должны показать, что школа - это значимое и хорошее место, поддерживать положительные перспективы.

- Ребёнок через неделю начинает жаловаться: то голова болит, то живот, поэтому в школу он пойти не может. Как понять - это реальная усталость или уловка?

- Вполне вероятно, что уловка. Особенно если родители склонны баловать ребёнка и считают, что школа - это тяжело, с нетерпением ждут очередных каникул или выходных, чтобы уже не водить на уроки и поспать подольше по утрам. Но причиной жалоб может быть слишком большая нагрузка в школе. Тогда стоит подумать о том, чтобы отказаться от каких-то дополнительных занятий, перевести ребёнка в другой класс, где он будет чувствовать себя комфортнее.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Андрей Метельский, с­емейный психотерапевт:

- Абсолютное большинство детей идёт в школу с удовольствием. Но буквально через 1-2 года радости как не бывало. Одна из причин очень интересная. Ребёнок приходит, например, во 2-й класс. Ему дают сочинение на тему «Как ты провёл лето?». Обращение в прошлое - это уже неправильно. Ребёнок пришёл с надеждой на будущее, чему-то новому научиться, а тут ему - бац, как ты провёл лето!.. Летом было хорошо, но это было в прошлом. Основная э­моция - печаль. Вместо любопытства, радости и направленности в будущее детей «якорят» (состояние, вызванное определёнными воспоминаниям­и, переживаниями) 10-11 лет на прошлом, на печали. Кому будет нравиться такое место?

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кто такая Елена Темникова, ставшая новой ведущей «Дома-2»?
  2. Когда в 2018 году пройдут выборы президента России?
  3. Как изменит жизнь водителей новый регламент ГИБДД?

Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах

Новое на AIF.ru