Майя Миличь 4 12086

Культура вождения: как научиться контролировать эмоции за рулем

Дорога — место крайне опасное. Об этом предупреждают будущих водителей еще на первом занятии в автошколах. Но опасными дороги становятся не только из-за скорости и ошибок водителей, а из-за агрессии, хамства и взаимного неуважения.

Как же стать добрее на дорогах и научиться успокаиваться даже в стрессовых ситуациях?

О причинах «дорожной агрессии», культуре вождения и о том, как водителям стать добрее и терпимее — мы поговорили с психологом, руководителем психологического центра «СоДействие», Анной Хныкиной.

Миличь Майя, АиФ.ru: Мы часто слышим о случаях применения силы, бит и даже оружия при выяснении отношений между водителями. На Ваш взгляд, в чем причина агрессивного поведения водителей на дорогах?

Анна Хныкина: Я лично, по счастью, не сталкивалась с применением бит и оружия на дороге, но агрессивность на дрогах и в «пробках» действительно, бывает, зашкаливает и знаю, что некоторые люди возят с собой «на всякий пожарный» что-то устрашающее. Причина в том, что люди готовятся к отражению нападения по большей части. Многие берут с собой биты и оружие в дальние поездки, когда есть вероятность опасности на ночных и пустынных дорогах, а потом не убирают из салона, то ли по забывчивости, то ли всё-таки это чувство защищённости очень греет. Но в любом случае это защита от страха.

— По мнению многих, вся проблема в отсутствии «культуры вождения». Что именно стоит подразумевать под этим — соблюдение правил дорожного движения или, все-таки, что-то большее?

— Я убеждена, что под «культурой вождения» помимо чёткого и безукоризненного следования правилам дорожного движения подразумевается в основном сдерживание раздражения, а не реверансы на перекрёстках. Но умение контролировать свои эмоции — это целое искусство, которому нужно учиться.

— На Ваш взгляд, сколько должно пройти времени, чтобы «культура вождения» появилась на российских дорогах?

— Думаю, уже многие заметили, что в Европе спокойные водители, а в странах «банановых республик» ездят так, как будто катаются на аттракционах. И дело тут в самих людях. Должно быть воспитано новое поколение людей, у которого выражение «если нельзя, но очень хочется, то — можно» будет означать шутку про глупого человека, а не правило на все случаи.

Культура вождения появится тогда, когда в нашем обществе фигуры власти перестанут злоупотреблять данностью, когда русский человек будет знать, что система работает на него, а не против. Тогда мы все станем работать на систему, перестанем рассчитывать только на себя и начнём по правилам играть.

Но лучше не ждать и не сваливать всё на «не такой» социум, а начать прямо сегодня хотя бы не раздражаться и сдерживать свою агрессию сознательно.

Никаких личных счетов

— Что отвечать на хамство, чтобы смягчить конфликт? Как можно обезоружить человека, который хамит или кричит?

— Вот все секреты и кроются в том, чтобы просто не отвечать на хамство. Вообще. Не отвечать, даже если очень хочется ответить.

В командном спорте есть такое правило — не контактировать глазами с командой противника.

Занимаемся своей стратегией и тактикой, и реагируем только на то, что происходит, но в эмоциональный контакт не входим. Как только мы вошли в эмоциональный контакт, мы уже не занимаемся игрой, а личными счетами.

Так и здесь. На дороге у каждого свой путь до пункта назначения и одновременно есть задача не мешать другим участникам движения, не создавать опасных ситуаций. Поэтому самое главное — не поддаваться на провокации, следовать по своему пути, соблюдая правила, отвечать за свои действия.

Если вы хотели всех обмануть и объехать пробку, ехали по обочине, а потом решили встроиться в общее движение на дороге — то уж не обижайтесь, что вас не пропускают... Включите поворотник для начала и ждите вежливого водителя.

Руль — это игра жёстко по правилам. Сел за руль, пристегнулся — всё! — правила начались. Потому-то и считается, что вождение — это мужское дело, что тут не допустимы никакие мягкости, обходы пути и так далее. Исключения составляют водители-мастера, прошедшие курсы экстремального вождения, которые знают как себя вести в критически опасных ситуациях.

— В каком состоянии точно не стоит садиться за руль?

— Нельзя ни в коем случае садиться за руль в нетрезвом состоянии — это просто прописная истина. Но и не стоит вести машину в состоянии аффекта, испытывая злость, раздражение, обиду. Очень опасно оказаться на дороге, в потоке движения, когда вас трясёт или вы «не знаете, куда ехать», и вообще, «зачем вам жить». В таком состоянии человек непредсказуем и опасен.

Добрый водитель

— Как стать добрее на дорогах?

— По статистике, гораздо безопаснее летать на самолётах, чем ездить за рулем автомобиля, но случаев обращения к психологу со страхом полётов — тысячи, а вот людей, которые бы пришли и сказали: «Я боюсь ездить на автотранспорте» — я вообще не встречала, не слышала и не сталкивалась. Дорога опасна сама по себе и чувствам, как злым, так и добрым, здесь в принципе не место. По этой причине придуманы правила и всё, что требуется от водителя — стать на время вождения частью автомобиля, «железякой», и строго соблюдать правила, отключив все эмоции. Правила дорожного движения придуманы именно для безопасности и именно их соблюдение должно быть главным во время управления машиной, а не негативным эмоции или плохое настроение водителя.

— Как же самому стать добрым водителем?

— Добрый водитель — спокойный и уверенный. Соблюдать правила движения и не переходить на личности и самоуправство, другими словами, как говорят обычно психологи: соблюдать границы. Это опять же применимо только к тем, у кого они внутренне есть. У кого нет — прорабатывать, наращивать, воспитывать себя. Научиться не переступать черту — можно.

И ещё одно правило, известное многим выражение: «Кто понял жизнь, тот не спешит». Я бы его перефразировала так: «За рулём можно спешить только в одно место».

Подумайте об этом завтра

— Есть люди слишком эмоциональные, которые быстро «взрываются». Какие есть приемы самоуспокоения, которые можно взять на вооружение, чтобы не злиться лишний раз?

— Помните, что пока вы за рулем, думать нужно только о дороге и соблюдении правил. Даже если вас что-то беспокоит, все равно сосредоточьтесь на происходящем. Представьте, что вы известная героиня романа «Унесенные ветром» Скарлет О’Хара и скажите себе «Я подумаю об этом завтра». К волнующим неприятным мыслям можно вернуться не «завтра», конечно, но точно только тогда, когда доедете и выйдете из машины.

Хорошо работает приятная успокаивающая негромкая музыка, но это совет подходит только для опытных водителей, потому что новичков слишком умиротворяющая музыка может вогнать в сон.

Если тревожные мысли не идут из головы, вы злитесь и так и тянет сорваться на ком-нибудь, остановитесь. Можно выйти из машины, попить прохладной воды, но сделать не глоток, а выпить не меньше стакана — это приведет в чувства. Можно использовать дыхательную технику — дышите медленно, осознанно, наблюдая за дыханием. Старайтесь сделать дыхание глубоким и каждый вдох и выдох — максимально длинными.

Также можно просто позвонить кому-нибудь, если есть такая возможность. Нужно, чтобы с вами поговорили спокойным, ласковым голосом, можно проговорить волнующую проблему, выплеснуть эмоции, и потом уже продолжать путь.

Вообще, так называемое бытовое раздражение — проблема широкая, и если вы за собой замечаете, что вас часто захлестывают эмоции, что вам постоянно хочется сорваться, что вы вечно «на взводе», то это повод задуматься — о том, что же вас так беспокоит, что идет не так, в чем суть проблемы. Ведь вряд ли проблема в том, что вас некрасиво «подрезали» или не уступили дорогу. Раздражительность не должна быть нормой, как правило это проблема незащищённости, неуверенности в себе, а также неизрасходованного энергетического потенциала.

Советы для «чайников»

— Многие новички сильно нервничают за рулем и из-за этого совершают ошибки. Как им успокоиться за рулем?

— Все вышеперечисленные способы подойдут и для новичков. Но к ним ещё я бы советовала им следующее:

— Признать свою слабость и неопытность как водителя. Помните, что «Молодость — не порок, с годами проходит», и рано или поздно свою неуверенность и страх вы будете вспоминать с улыбкой.

— Исходя из этого убеждения, помимо соблюдения правил дорожного движения. Не надо лихачить, стараться выглядеть лучше и опытнее. Лучше возьмите за правило — не мешать.

Не занимайте левый ряд, ездите на комфортно, на низкой для вас скорости и не переживайте, что вы — «чайник».

— Используйте правило — «Не уверен — не обгоняй». Это касается всех манёвров, в том числе и перестроения. Нет ничего страшного в том, что если вы потратите больше времени и лучше убедитесь в том, что «точно можно». Лучше выглядеть идиотом, чем попасть в аварию.

— Не забывайте про «мёртвую зону» и регулярно перед тем, как начать движение — вспоминайте все советы своего инструктора по вождению. Прокручивайте в голове и даже проговаривайте. Так они быстрее войдут в привычку.

— Следите за музыкой, которая играет в машине. Громкая, энергичная и танцевальная — точно не для начинающих водителей. Лучше выбрать любимые мелодии, но не усыпляющее.

— Сегодня отмечается всемирный день добра. Назовите универсальные правила «доброго водителя».

— Во-первых, первое правило — это только спокойствие. В любой ситуации, чтобы не случилось, старайтесь быть спокойным — это поможет лучше соображать даже в экстренной ситуации, когда решения нужно принимать быстро.

Второе — «не уверен — не маневрируй», ведь именно частые маневрирования становятся причиной ДТП. Также хорошо народное правило 3Д: Дай Дорогу Дураку. Не стоит никого ничему учить, просто следите за собой и своим поведением. Нельзя никуда спешить, еще раз напомню, что «спешить за рулём можно только в одно место».

Также важно помнить, что дорога — это просто дорога, это не война, не соревнование, не поединок, не место, где можно кому-то что-то доказать. И помните, что всех участников движения дома ждут дети, родители и любимые люди.

И всем читателям я хочу пожелать счастливого пути!

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Сергей Иванов
    |
    09:33
    12.12.2013
    2
    +
    -
    Владимир Суденко[facebook]: Этот совет не новый, принадлежащий этому "психологу"! Этот совет известен ещё с советских времён! Именно в этой интерпретации.
Комментарии (3)
  1. Владимир Суденко[facebook]
    |
    20:26
    15.11.2013
    0
    +
    -
    Понравился совет психолога водителям, которому постараюсь следовать: "Дай Дорогу дураку!"
  2. Сергей Иванов
    |
    09:33
    12.12.2013
    2
    +
    -
    Владимир Суденко[facebook]: Этот совет не новый, принадлежащий этому "психологу"! Этот совет известен ещё с советских времён! Именно в этой интерпретации.
  3. Сергей Иванов
    |
    09:31
    12.12.2013
    0
    +
    -
    "Я лично, по счастью, не сталкивалась с применением бит и оружия на дороге" Вы женщина, поэтому и не встречались! Хотелось бы услышать мнение психолога мужского пола!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Правда ли, что чем больше закусываешь, тем меньше пьянеешь?
  2. Когда пешеход обязан носить светоотражающие элементы на одежде?
  3. Что такое «прямые выплаты» страховых пособий?



Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах

Новое на AIF.ru