Примерное время чтения: 7 минут
144

Патриотизм-невидимка или как не испугать любовью к родине?

В школах большинства штатов учащихся обязали ежедневно приносить клятву верности американскому флагу. Через месяц после атаки террористов, 12 октября, ее одновременно произнесли 52 миллиона школьников. Абсолютно во всех учебных заведениях были вывешены плакаты: «Бог, благослави Америку!».

Мартовские взрывы в Москве (когда сразу после трагедии одни россияне устремились сдавать кровь, а другие зарабатывать деньги, заламывая цены на проезд в такси) показали: патриотическая терапия нужна и России. Вопрос в том, как ее проводить?

Бесланский урок для США

«Цель у террористов всегда одна — разобщить страну, посеять панику, страх и недоверие к государству — объяснил „АиФ“ Григорий Балыхин, председатель комитета по образованию Госдумы РФ и экс-глава Рособразования, — Чтобы не допустить этого, а также повысить бдительность и сознательность граждан, в большинстве стран сразу после таких трагедий усиливается патриотическая работа. И акцент делается, прежде всего, на подрастающее поколение. В 2004 году после событий в Беслане во все школы мы отправили символику: флаги, гербы и учителя должны были знакомить с ней школьников».

А еще после Беслана в каждую школу хотели поставить тревожные кнопки, для предупреждения о нападении и на специальных уроках рассказывать детям, как вести себя в случае теракта.

Кнопки, как уже писал «АиФ» (№ 1 2010 г.), появились далеко не везде, а о том, как действовать при взрывах детям в лучшем случае могут объяснить на уроках ОБЖ (1-2 часа в неделю на весь курс и пару часов в год конкретно на антитеррористическую тематику).

США, кстати, из бесланской трагедии извлекли для себя гораздо больше уроков, чем мы. Каждая школа получила четкие указания, как действовать в подобных ситуациях и как их предотвращать. Материалы с практическими советами (вплоть до того, на какие двери в школах повесить замки) выложены на сайте Министерства образования США и других специальных сайтах в Интернете. Ссылки на эту информацию заокеанское ведомство прислало в «АиФ» через 6 (!) часов после нашего запроса. Министерство образования и науки РФ на наши вопросы о том, как и с какого возраста юные россияне получают антитеррористические знания, отвечает уже неделю...

Назад в пионеры?

С воспитанием патриотизма в российских школах, судя по всему тоже туго. «Прививать любовь к родине надо не на обязательных уроках патриотизма (а такая инициатива не раз обсуждалась в Госдуме) и не раз в год, как это делается сейчас, — поделилась с «АиФ» Ирина Абанкина, директор Института образования Высшей школы экономики, — Школьники и так перегружены. Дополнительная нагрузка вызовет только отторжение нового предмета. Знания о родной стране, городе, поселке, национальных героях и памятных датах, символах страны должны быть равномерно растворены в предметах гуманитарного цикла.

Еще большую роль в формировании патриотических чувств играет внеурочная работа. Да, октябрятские и пионерские организации в СССР были слишком заидеологизированы, но они объединяли детей, позволяли чувствовать себя «членами одной команды», а солидарность интересов граждан государства— это и есть патриотизм.

Конечно, внеурочная работа учителя должна достойно оплачиваться. С введением новой системы оплаты труда со стимулирующими надбавками у директоров школ появилась возможность это сделать (важно, только чтобы эти деньги не ушли на поощрение приближенных начальства, как нередко происходит в школах, Ред.)».

О том, что воспитание патриотических чувств — процесс деликатный и не должен насаждаться сверху какими-либо директивами, говорят и на Западе. В США педагоги обеспокоены тем, что требование о наличии флагов в школе исполняется формально. В школах некоторых штатов невзрачные бумажные флажки неряшливо приклеены к стенам стикером. В Японии педагоги недовольны тем, что правительство настаивает на утреннем исполнении национального гимна учащимися младшей и средней школы. Во Франции дипломатично говорят о том, что школьники должны петь Марсельезу хотя бы раз в год по случаю какого-нибудь национального праздника, а также собираются вывесить в каждом классе памятку с правами человека и обеспечить каждого школьника «дневником гражданина», где будет рассказываться о символах страны и важных датах государства. «России важно учесть этот опыт и отдать разработку новой программы патриотического воспитания ( действующая заканчивается в 2010 г., Ред. и за 5 лет из бюджета на нее ушло 400 млн. руб., Ред.) в руки педагогов-профессионалов, а не чиновников или представителей политических партий», — подытожила Ирина Абанкина.

Для справки:

Как рассказывают о терроризме у них

США

Выдержки из «антитеррористических» рекомендаций учителям:

1. Говорите с учащимися о терактах честно и открыто. Приводите факты. Страх можно победить, только изучая то, что его вызвало.

2. Убедите их, что в случае трагедии они получат поддержку со стороны взрослых.

3. Расскажите о мерах, которые предприняты, чтобы обеспечить их безопасность. Хорошо бы, чтобы план действий в чрезвычайных ситуациях (такой, индивидуальный, существует в каждом американском образовательном учреждении) разрабатывался с привлечением учащихся.

4. Объясните, что необходимо обращать внимание на любую подозрительную деятельность вокруг школы: странные машины, пакеты, люди, снимающие окрестности на камеру. Не разрешайте учащимся открывать школьную почту (не исключены биологические террористические атаки).

Великобритания

Британцы специально для младших школьников (подавать информацию им особенно сложно) сняли учебный антитеррористический мультфильм. Лев рассказывает детям, что террорист может выглядеть, как обычный человек, кот показывает, как надо действовать, если вас ранили, жаба учит сообщать родителям или учителям о разговорах взрослых, в которых те заявляют, что ненавидят каких-то людей и хотят их убить (так объясняются экстремистские разговоры).

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (15)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах