Индира Кодзасова 27 174

Герой России Магомед Толбоев: Безопасность в небе из рук не выпускать!

Заслуженный летчик об отечественной

2003 г. Фото: РИА Новости

«Дагестан - самая большая республика Северного Кавказа, и, если поправить дела в этом регионе, стабильной будет ситуация на всём Северном Кавказе. А пока то, что сейчас происходит там, я бы назвал гражданской войной», - считает Герой России, заслуженный лётчик-испытатель Магомед Толбоев.

Магомед Толбоев: - Тому несколько причин. И главная - отсутствие возможности получить нормальное образование. Без него невозможно устроиться на работу. И куда молодому человеку идти? К тем, кто обещает райскую жизнь хотя бы после смерти…

Почему народ не ценит знания?

«AиФ»: - А как же вы росли? В высокогорном селе не было университетов…

М. Т.: - В Советском Союзе и образование, и воспитание - всё было системное. И везде, с некоторой поправкой на регионы, подход был общий. Да, за эту одинаковость и уравниловку СССР можно было критиковать, но зато у каждого был шанс. То, что сейчас умные люди называют «социальным лифтом». Я родился в семье тракториста и колхозницы, нас было 9 детей. Я стал лётчиком, мой брат Тайгиб тоже, мы оба - Герои России, все дети получили образование. Я с детства хотел в небо, и у меня были для этого все возможности. Никто никогда не заглядывал в мой паспорт, а проверяли только способности. А возможно ли это сейчас? Наверное, вряд ли. Потому что международный терроризм именно у нас в Дагестане, приграничном регионе, ищет последователей. Но я не снимаю ответственности и с самого народа. В моём родном селе ныне живёт почти 7 тысяч человек. Среди них 26 докторов наук, академик, кандидатов наук и офицеров я даже не считал - много. В соседнем населённом пункте с населением в 40 тысяч человек поступают в вузы 3-5 человек в год. А остальные? Занимаются в лучшем случае куплей-продажей. Настолько не ценятся знания в самом обществе, среди народа.

«AиФ»: - А зачем им учиться, если негде применить знания?

М. Т.: - Образование и работа - это как сообщающиеся сосуды. Как из России бегут учёные во все концы мира, так и умные люди - из Дагестана. Вот возьмём Каспийск. Ещё совсем недавно этот город был русским. Оттуда ещё до взрыва многоэтажки, где жили пограничники с семьями (1996 г., 67 погибших. - Ред.), уехало 28 тысяч русских семей. Там просто закрылись заводы - и всё. Теперь уезжают дагестанцы, те, у кого на месте нет связей, а есть только мозги. Лёгких путей восстановления нормальной жизни в Дагестане нет. Но, я уверен, как только самые образованные и талантливые будут востребованы на месте, мир вернётся.

«AиФ»: - Можно ли в качестве примера стабильности привести сегодняшнюю Чечню?

М. Т.: - Я как секретарь Совета безопасности Дагестана (1996-1998 гг. - Ред.) участвовал в подготовке документов о прекращении первой чеченской войны, разрабатывал концепцию «возвращения» региона в Россию. Главное, думал я, привязать республику экономически, чтобы людям было выгодно жить в России. Так в конце концов и получилось, хотя для этого пришлось пережить вторую войну и вторжение в Дагестан. Сейчас, с одной стороны, ситуация в Чечне стабильная, но с другой - она держится на авторитете одного человека - Рамзана Кадырова. В самолёте главный - капитан, от него зависит многое, но не всё. Так и в политике.

Как грабят пассажиров

«AиФ»: - Что происходит в авиации? Слишком часто в последнее время случаются авиакатастрофы, в которых гибнут люди.

М. Т.: - «Страшную» погоду в небе делают маленькие компании, у которых по 2-3 самолёта. Они получили их в наследие после развала СССР и эксплуатируют до окончания срока, не вкладывая ничего. Что делают мелкие компании, у которых от силы три самолёта? Нагружают их до предела. Ил-76 - самый безопасный лайнер, который может выдержать 40 тонн, а его, словно ишака, нагружают до 60. Таких безответственных авиакомпаний вообще не должно существовать! Это воровские шайки, которые выкачивают из нас деньги, а иногда ещё и убивают. Вы когда-нибудь летали на Ту-154?

«AиФ»:- Конечно!

М. Т.: - Помните, сколько там было аварийных выходов?

«AиФ»:- По-моему, четыре.

М. Т.: - А должно быть 10! 6 из них заставлены креслами. Получается примерно 20 новых мест. Средняя цена билета в России в один конец на расстояние в 2,5 тысячи километров - 10 тысяч рублей. Вот и считайте: за полёт в оба конца образуется 400 тысяч рублей. Это деньги, изъятые из вашего кармана, и это угрожает вашей же безопасности. Нещадно эксплуатируют не только лайнеры, но и экипажи. Помните историю героев, посадивших самолёт в тайге (экипаж при отключённом электрооборудовании чудом посадил самолёт в Коми на лесную взлётно-посадочную полосу. - См. «АиФ» № 37)? Сейчас нормой стало, что в подобных экипажах один лётчик в одну сторону летит ведущим, а в другую - вторым пилотом. То есть пилоты за штурвалом находятся в несколько раз дольше, чем положено. И если они вдруг об этом скажут вслух, их тут же уволят. И никому до этого нет дела. Авиакомпании никто не контролирует. Росавиация - формально существующая организация, иначе она давно бы запретила эти безобразия или хотя бы инициировала соответствующие законы. Тогда бы мы справились хотя бы с толпами пассажиров, особенно в период отпусков, которые сутками ждут, пока починят их самолёт, принадлежащий мелкой авиакомпании.

Другой способ заработать на нас - коррупционные схемы. Возьмём топливно-заправочные комплексы в аэропортах. К примеру, аэропорт на юге России покупает топливо в Сибири и везёт его за тысячи километров. Но это же дорого! Почему не покупать авиакеросин в Новороссийске? Но в Сибири сидит «друг», который откат обещал за то, что купят у него, а не в другом месте. Но всё это цветочки по сравнению с тем, что нас ждёт лет через 5-7, когда лётчики, получившие образование в советские времена, отлетают своё. Придут те, кто в училищах самолёт видел только в учебниках. И как они будут летать? Ещё раз вернусь к тому случаю в Коми - лётчики не смогли бы спасти людей, если бы не тот человек, который не дал угробить взлётно-посадочную полосу. Это настоящий офицер и патриот. Таких полос в России было более 1000. Остались ли они сегодня где-то ещё - большой вопрос. 

«AиФ»: - Неужели всё так безнадёжно? Мы окончательно отстали от мировой авиационной промышленности?

М. Т.: - Я получил звание Героя России за испытания МиГ-29, МиГ-31, Су-27, ряда других самолётов и космического корабля многоразового использования «Буран». Сейчас остался один такой корабль в Германии. Фактически отрасль пилотируемых космических аппаратов мы уже потеряли. Сегодня все говорят о Суперджете (разработан компанией «Гражданские самолёты Сухого» и должен заменить Ту-134  и Ту-154. - Ред.). Да, это, возможно, наш шанс снова войти в мировую авиационную элиту, но мы должны понимать, что это не чисто российский продукт. Это результат кооперации. Двигатель там, например, французский. Совместный проект - не значит плохой. Важно, чтобы более 80% нашей оборонной отрасли опиралось на собственную промышленность. Иначе безопасность страны может оказаться в чужих руках. Я патриотизм впитал ещё от ветеранов Великой Отечественной. Они для нас были святые. А мне сегодня некому передать свои знания и своё чувство Родины, чувство победителя. А без этого в небо нельзя.

Досье

Магомед Омарович Толбоев, Герой России, родился в 1951 г. в с. Согратль, Дагестан. Окончил Ейское высшее военно-авиационное училище, Московский авиационный институт, Центр подготовки космонавтов и аспирантуру РУДН. Космонавт-испытатель. Почётный президент Международного авиакосмического салона «MAKС», доктор наук. Женат, трое детей.

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (27)
  1. Mess-Mend
    |
    10:48
    27.10.2010
    0
    +
    -
    А,что тут скажешь. Весьма заслуженный,уважаемый человек! И то,что он сказал всё верно! россия -это третьестепенная территория держащееся на сырьевых запасах!
  2. Авиапенсионер
    |
    13:30
    28.10.2010
    0
    +
    -
    Правильно рисует авиационную жизнь уважаемый Магомет Омарович, но говорит далеко не всё, что мог бы сказать! В авиации снежным комом растут те же проблемы, что и в большинстве других реальных секторах деятельности. И главная проблема, на мой взгляд начинается с качечтва сегодняшнего образования, до которого правящему классу дела нет, т.к. своих отпрысков он отправляет подальше от России. Это в СССР смогли неграмотную Россию поднять до уровня передовой науки и промышленности, а в сегодняшних условиях страна идёт обратным курсом. Что касается непосредственно авиации, то как человек отдавший ей более 40 лет и налетавший 17 тыс.часов по стране и миру, хочу сказать, что сомневаюсь в надежде войти в мировую авиаэлиту через "Суперджет-100". Мало того, что на 80% это импортныое изделие, он не отвечает огромным размерам страны. На нём не долетишь до Хабаровска, для этого нужны самолёты другого, более высокого класса. Последним таким нашим самолётом был Ил-96, кторый был разработан ещё в СССР и является великолепным самолётом с точки зрения безопасности полётов. Но он оказался брошенным ребёнком в демократической России и денег на его эксплуатационную доводку у правительства не нашлось.А теперь министр российской промышленности говорит, что нам не нужны свои дальнемагистральные самолёты - будем покупать Боинги, чтобы летать на Дальний восток. Соответственно будем кормить не своих, а зарубежных рабочих и инженеров.Значит закат отечественной авиации не за горами и не спсут даже заказы на МиГи и Су. Мировыми экспертами давно указано, что те страны, которые не будут развивать гражданское самолётостроение, выпадут из авиастроительного бизнеса из=за того, что военных заказов на всех мировых производителей военных самолётов не хватит, в силу их относительно малого количества. Это мы сегодня и наблюдаем в российском авиапроме, где вбуханы огромные и ещё неконЕчные деньги на SSJ-100, а на выходе получены удручающие результаты. Если когда-то авиаторы пели "Мы рождены, что б сказку сделать былью", то сегодня впору петь "Наше поколение рождено, чтобы быль превратить в сказку". С уважением , особенно к авиаторам!
  3. alek.belyaev2009
    |
    18:20
    28.10.2010
    0
    +
    -
    Конечно летчик Толбоев прав,и я с ним согласен.Во время Советского союза у нас бедняков было больше возможностей выйти в люди.Получить свою любимую профессию можно было без проблем,было бы желание.И защищать у нас было чего и было желание служить в Армии. Ну а сейчас и выучиться с большим трудом,да и родину защищать никакого желания,да и нечего защищать.Личтно я не собираюсь защищать имущество олигарха или хозяина и сыну не дам идти в Армию,ему там делать нечего.
  4. Mess-Mend
    |
    14:39
    29.10.2010
    0
    +
    -
    Глубоко уважаемый Магомет Омарович. Мало откликов на ваше интервью. Да Вы и не обижайтесь. Замордован народ хочется высказаться на других сайтах. А кто написал это то же от души ! Огромное Вам спасибо за вашу гениальную и трудную работу! Здоровья Вам!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что будет за воровство тележек из магазина?
  2. Сколько нужно держать градусник под мышкой?
  3. Нужно ли включать «нейтраль» на «автомате» на светофоре?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ