aif.ru counter
Дмитрий Писаренко 129

Сухогруз загадок: кем написан сценарий Arctic Sea?

«Все детали этой истории однажды станут сюжетом для голливудского кино», - заявил представитель Еврокомиссии Мартин Селмайер, после...

В СМИ уже попали фамилии 8 предполагаемых угонщиков судна - это Евгений Миронов, Игорь Борисов, Виталий Лепин, Алексей Булеев, Андрей Лунев, Алексей Андрюшин, Дмитрий Бартенев и Дмитрий Савин. «Мы проверяем подлинность их документов, показаний о гражданстве и месте проживания», - заявили в Следственном комитете при прокуратуре. Но об истинном ходе событий мы, похоже, узнаем нескоро.

О ТОМ, что в этой истории что-то не так, эксперты заговорили почти сразу. Число сценариев продолжает множиться.

Версия № 1, официальная

Угонщики - те самые «шведские полицейские», поднявшиеся на борт 24 июля. Угрожая оружием, они потребовали двигаться к западному побережью Африки. Как заявил после завершения операции постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин, в СМИ «сознательно запускались иные версии происходящего, которые не позволили вычислить истинных действий российских военных».

К этой версии множество вопросов. Захват судна с древесиной явно не оправдывает рисков пиратства. Тем более в водах Швеции, у всех на виду. И зачем пиратам двигаться в сторону Западной Африки, если топлива для этого было недостаточно? «Исходя из картины произошедшего, я делаю вывод: это была профессиональная операция по захвату, - считает Михаил Войтенко, главный редактор сайта «Морской бюллетень - Совфрахт». - Никакие бандиты на такое не способны, здесь чьи-то государственные интересы». Действия наших властей подтверждают подозрения. Если пираты - сущие валенки, зачем посылать на борьбу с ними боевые корабли? Вообще реакция российской стороны была чрезмерно резкой, не соответствующей ситуации с захватом мирного сухогруза, пусть и с 15 гражданами РФ на борту.

Версия № 2, антироссийская

Все эти измышления породили слух: Arctic Sea вёз не только древесину, но и некий таинственный груз. Докладчик ЕС по борьбе с пиратством Тармо Кыутс открыто заявил: возможно, там находились крылатые ракеты, которые транспортировались в Иран. Их якобы загрузили в Калининграде, где судно стояло на ремонте. Из опасений огласки и перехвата груза западной разведкой российские спецслужбы инсценировали пиратский налёт. По этой же причине не просили содействия других стран в поисках судна. Другой вариант - Arctic Sea всё-таки попал в руки западных спецслужб, но в процессе переговоров был найден некий компромисс. Поскольку у России «перезагрузка отношений» с США, в обмен на какие-то обещания нам разрешили использовать «сценарий №1».

Дмитрий Рогозин назвал такую гипотезу бредом. Основной контрдовод: гораздо проще перевезти ракеты в Иран через Каспийское море. Однако Михаил Войтенко обращает внимание, что, по имеющейся у него информации, 16 августа НАТО назначало специальное заседание по делу исчезновения Arctic Sea. И, судя по всему, о местоположении судна натовцам было хорошо известно на протяжении всей истории.

Версия № 3, коммерческая

При стоимости груза не более 2 млн. долл. сухогруз Arctic Sea был застрахован на 4 млн. долл. Страховая компания подтвердила, что 3 августа поступил звонок от неизвестного, говорившего на английском языке. Он назвался переговорщиком и потребовал выкуп в 1,5 млн. в течение пяти дней - иначе экипаж будет убит, а судно затоплено. Кто это был, неизвестно. Выводы возможны разные. Факт звонка может подтверждать версию пиратского захвата, но может быть частью инсценировки.

Версия № 4, патриотическая

Работающий в США публицист и ведущий популярного блога «Антидот» Сергей Лопатников связал загадочную историю Arctic Sea с посещением 14 августа 2009 года госсекретарём США Хиллари Клинтон Кабо-Верде, где и был обнаружен сухогруз. «Возможно, совпадение случайно, - говорит он, - но по ряду признаков нельзя исключить, что речь идёт о сорванной усилиями России, Франции, Швеции, Финляндии и Мальты грандиозной провокации, направленной против России и мира. Достаточно было захватчикам поднять на борт пару комплексов «Стингер» или «Иглу» - и г-жа Клинтон вполне могла оказаться в роли третьей башни Международного торгового центра. Только на сей раз все до единого террористы оказались бы не арабского, а русского происхождения. Забавно, что, по сообщениям мировой прессы, судно было частично перекрашено и захватчики собирались якобы поднять над ним флаг… Северной Кореи».

Версия № 5, демонстрационная

Дмитрий Рогозин после инцидента высказался жёстко: «Россия и впредь будет обеспечивать любую степень защиты собственных граждан, если они попали в беду за пределами национальных границ». Интервью было дано «Российской газете», официальному органу Правительства РФ. И это порождает ещё одну версию: весь сценарий развёрнут с целью демонстрации силы. Сухогруз не вёз никаких ракет, пираты - подставные, зато теперь мировое сообщество знает: русские своих не бросают. Между прочим, до сих пор неизвестно, кому везли «дрова» - заказчик груза в Алжире не объявился. А Михаил Войтенко предлагает задуматься о «фальшивом» сигнале AIS, который посылали 15 августа из Бискайского залива. Кто и с какой целью это делал? Голливудским сценаристам есть над чем поразмыслить.

22 июля. Из финского порта  Пиетарсаари (Якобстад) вышел сухогруз Arctic Sea с пиломатериалами на борту на сумму 1,8 млн. долл. Курс - алжирский порт Беджая, дата прибытия по графику - 4 августа. Судно принадлежит финской компании, ходит под флагом Мальты, экипаж - 15 граждан России.

24 июля. У берегов Швеции на борт поднялась группа людей в масках, представившаяся полицией. Они провели на судне 12 часов, что-то искали и покинули его, ничего не найдя.

27 июля. Члены экипажа последний раз общались с родственниками и управляющим директором компании-судовладельца Виктором Матвеевым. Первая странность: только сейчас моряки сообщили хозяевам судна о вторжении шведских «полицейских» три дня назад.

28 июля. Связь с Arctic Sea внезапно прервалась.

29 июля. По данным береговой охраны Великобритании, судно прошло через Ла-Манш.

30 июля. По данным сайта «Морской бюллетень - Совфрахт», системы позиционирования засекли сухогруз в Бискайском заливе у берегов Франции.

9 августа. «Морской бюллетень - Совфрахт» объявил о пропаже Arctic Sea.

11 августа. Финская компания-судовладелец обратилась к властям России с просьбой оказать максимальное содействие в поисках судна. К властям Финляндии и Мальты обращения почему-то не было.

12 августа. Президент РФ Дмитрий Медведев поручил министру обороны принять все меры по обнаружению, отслеживанию и освобождению сухогруза. К поиску привлечены корабли ВМФ, находившиеся в Атлантике. Основная задача возложена на сторожевой корабль «Ладный» Черноморского флота.

14 августа. Минобороны Франции заявило, что обнаружило Arctic Sea на расстоянии 500 миль от берегов Кабо-Верде (Островов Зелёного Мыса). Российское посольство в Кабо-Верде не подтвердило информацию.

15 августа. Включилась система передачи координат судна - AIS. Согласно сигналу, сухогруз всё ещё находился в Бискайском заливе. Через час сигнал пропал.

17 июля. Министр обороны Сердюков доложил президенту, что Arctic Sea найден у берегов Кабо-Верде. На борту кроме экипажа были четыре гражданина Эстонии, два гражданина Латвии и двое россиян. Они и объявлены угонщиками.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Каких животных могут запретить держать дома?
  2. Почему Ким Чен Ын путешествует в основном на поезде?
  3. Какие улицы Москвы перекроют из-за репетиций парада Победы?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ