Примерное время чтения: 5 минут
368

Владислав Иноземцев: Без нахлебников!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. ОборонДАЧстрой 13/03/2013
Коллаж Андрея Дорофеева

Владислав Иноземцев, д. э. н., завкафедрой мировой экономики факультета государ­ственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова

Правительство отправило на доработку программу регионального развития. Российская модель управления губерниями заходит в тупик. Центру всё труднее бороться за лояльность местных элит, а бюджету - удовлетворять их растущие запросы.

Казна - не кормушка

С 2003 по 2011 г. сумма, отправляемая из федерального бюджета в местные, выросла более чем в 4 раза, а число дотационных регионов не изменилось. Стратегия, выработанная Минрегионом на период до 2020 г., подорожала с 1 трлн до 5,5 трлн руб., но логика осталась прежней: давать всё больше денег на отдельные, порой не связанные друг с другом проекты, лоббируемые местными властями. Регионы эти средства осваивают, но к финансовой самодостаточности не приближаются.                                                                      

Опрос
Необходимо ли укрупнять регионы России?

Всё равно, это ничего не изменит - 50% (294 голоса)

Да, это принесёт пользу - 28% (162 голоса)

Нет, это будет во вред - 22% (129 голосов)

Всего голосов: 585

Яркий пример - Калинин­градская область, госпрограмма развития которой внесена в правительство и должна быть рассмотрена в ближайшее время. В соответствии с предшествующей программой, одобренной в 2001 г., область получила 140 млрд бюджетных денег и значительные льготы. В 2016 г. время их действия заканчивается, и регион просит из бюджета ещё 395 млрд руб. на период до 2020 г. Руководство области можно понять: Москва сама задаёт такой тип взаимодействия с её провинциями. Но не стоит ли задуматься о реформах?

Бюджет России в ближайшие годы не сможет прирастать так, как в 2000-е. И было бы правильно начать переход к модели, когда регионы будут просить от Москвы «не рыбу, а удочку» - не деньги, а инструмент их зарабатывания, причём не в виде налоговых или таможенных льгот.

Для этого потребуется сформировать специализации краёв и областей - что характерно для большинства развитых стран, но до последнего времени практически не касалось РФ.

Взять тот же Калининград. Его российский статус и европейское географическое положение явно указывают на потенциальную специфику - быть «мостом» между Россией и Европой. Так почему бы не разрешить иностранным авиакомпаниям летать из Калининграда в российские города? Это привлечёт дешёвых перевозчиков, и город станет главным перевалочным узлом между российскими регионами и европейскими столицами, оттеснив Москву с её отрезанными друг от друга аэропортами и высокими ценами.

Строительство и эксплуатация крупного аэропорта приведёт инвесторов и принесёт казне до 1,5 млрд руб. в год. Его следовало бы перенести ближе к морю и подумать о создании вокруг офисной зоны, парка развлечений и комплекса отелей и казино. Пребывание в этой зоне (если не во всей области) не должно требовать виз, и она сможет стать «Гонконгом на Балтике». И, что важно, не за бюджетный счёт. Калининград будет связан авиасообщением с десятками российских городов. Вот вам и «единая Россия» за европейские деньги.

Отменить идиотизм

Одновременно можно привлечь крупные инвестиции на возрождение кёнигсбергского университета (Альбертины), если передать ему остров Канта и земельные участки в центре города. Историческая память привлечёт в фонд университета по крайней мере несколько миллиардов евро - и через 5-10 лет можно создать первый в России европейский вуз с преподаванием на английском языке и западной профессурой. В Турции таких уже пять, у нас - ни одного. Почему бы не «остановить» российских студентов, бегущих учиться в Европу, на наших западных рубежах? 20-30 тыс. молодых людей и 3-6 тыс. преподавателей - источник налогов для местного бюджета. О престиже области и не говорю...

Кроме того, можно отменить в Калининграде не российские налоги (что пытались делать раньше), а российский регулирующий идиотизм. Если на территории области объявить действующими европейские технические условия и стандарты, не требовать сертификации нового ввозимого оборудования (чем пользуются наши соседи), сюда потянутся промышленники. Сейчас они вынуждены на годы задерживать ввод объектов из-за нашей бюрократии.

Если всё это случится, появятся и стимулы для туризма, и интерес к приобретению тут гражданами второго жилья. Начнётся регистрация в области европейских бизнесов с высокими зар­платами (ведь подоходный налог у нас более выгоден по сравнению с европейскими). Всё это могло бы стать началом процесса реального и естественного развития регионов России.

Да, центру придётся выдержать мощный напор лоббистов, но разве игра не стоит свеч? Но этот вопрос пока повисает в воздухе, привычные методы раздачи денег продолжают доминировать…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (68)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах