aif.ru counter

Как нас обманывают в магазинах: 10 способов

В ходе онлайн-конференции AIF.RU председстель Союза потребителей России Пётр Шелищ рассказал о самых распространённых способах...

- Можно ли верить «антикризисным скидкам»? Или наши продавцы «втридорого продают, втридешевле берут», и в этом и заключаются мнимые скидки?

- Тут невозможно сказать абсолютно да или нет. Общая тенденция - скорее нельзя верить. Есть, безусловно, такие производители и такие продавцы, которые снижают цены или свои наценки за счет сокращения собственной прибыли. Есть и такие, кто делают это же за счет снижения издержек рационально – например, увеличивая нагрузку сотрудникам при той же зарплате. Или находят какое-то новшество, которое позволяет рационализировать производство. Но, как правило, такие чудеса бывают редко.

Сокращают издержки за счет того, что вместо масла кладут маргарин, вместо коньяка в торты подливают чего-нибудь попроще. То есть за счет экономии на сырье. И это касается не только продовольствия. Под тем же названием, с тем же техническим паспортом зачастую продается совсем не то, к чему привыкли потребители.

Например, если вам предлагают автомобиль дешевле, обратите внимание на комплектацию – наверняка она урезана. Или другой вариант - вам могут предложить замечательную рассрочку, но при заключении договора окажется, что это обеспечено договором страхования, который стоит значительно дороже обычного. Поэтому очень внимательно относитесь, не верьте в бесплатный сыр. Это сейчас обычное дело. Все хотят продать любой ценой.

- Читатели пишут нам, что в кризис продавцы стали обсчитывать еще больше, чем в спокойные времена. «Всё изощреннее и наглее стали эти работники торговли. Будет ли предусмотрено ужесточение законодательства против таких ловкачей?» - обращается к вам Лариса из Мурманска.

- Законодательство до сих пор только смягчалось – из УК статью «Обман потребителей» изъяли. В советское время довольно много сидело продавцов за обсчет и обвес. Один из плюсов сетевой торговли – в стандартах обслуживания. Там, когда проходишь через терминал кассы, очень сложно обсчитать или обвесить. Бывает и обвес. Но если у вас есть упаковка, либо заводская и завод отвечает за это.

Мы проводили еще лет 8 назад такое исследование, насколько соответствует объявленному весу то, что у нас в баночках и коробочках, и даже спички подсчитывали в коробках. И всегда 1-2 не хватало. Шариковые ручки очень часто с пастой на полчаса писания. Майонез, сметана и прочее – чаще всего несколько граммов недоложено. Но ведь общественность не может системно это отслеживать, за этим должны следить госорганы. Я не вижу этого. Но потребителю обидно, когда его на кассе обсчитали и обвесили. Это свойство частной торговли, когда вы не знаете, как продавец взвешивает, и у вас нет калькулятора в голове. Там действительно обвес – обычное дело. Но это не в супермаркетах.

История с ценниками – другое. Бывает, что человек видит цену на ценнике 82, а пробивают – 85. И при вопросе говорят, что цену изменили, а ценник просто не успели поменять. Так вот, то, что на полке написано, – и есть настоящая цена в соответствии с законом о защите прав потребителей. Что у него в памяти кассы – покупателя не касается. Обсчет и обвес – системная история, это заработок продавца и самого хозяина. Есть истории, когда хозяин устанавливает норму продавцам по обвесу и обсчету. Заставляют сдать после смены неучтенную выручку, а ведь она не облагается налогом. Это беда. По всем нашим опросом на 4-5 месте среди всех претензий потребителей стоит обсчет и обвес.

- Много писем пришло к нам по поводу мошенничества с замороженными продуктами. В частности, пенсионер Вадим Михайлович спрашивает вас: «Как можно бороться с тем, что в замороженной рыбе до 25% веса - лед?»

- А я сталкивался, когда и 50% веса льда. Это безусловно циничное нарушение закона. Вам продают воду по цене рыбы, а она сейчас не дешевая. Надо жаловаться в Роспотребнадзор, это федеральный орган исполнительной власти, который обязан такими вещами заниматься. К сожалению, нет одной нормы в законе, на которую можно было бы пальцем показать. На самом деле есть государственный стандарт на замороженную рыбу, есть норма глазури, в которой находится рыба, она должна составлять не более 2%, по импорту нет вообще ограничений, это упущение, конечно. Но главное, что вес глазури не входит в вес реализуемой продукции. На это могут ответить, что ГОСТы теперь не закон, они добровольные. Они теперь добровольные, только кроме норм, устанавливающих требования к безопасности или обеспечивающих неведение потребителей в заблуждение. Это как раз тот случай – обеспечение неведения потребителей в заблуждение. Поэтому норма обязательная и должна исполняться. Не вправе торговец брать за лед. Это одно из самых массовых нарушений. То же самое, знаю хорошо, по замороженной птице бывает, когда в глыбе льда, и вы платите за этот лед. Не нужно этого делать.

Итак, из чего складываются многие «антикризисные» акции:

1. Скидки «рисуют» на предварительно завышенные цены. «Плюс» на «минус» даёт обычную, а не «антикризисную» стоимость.

2. Заменяют ингредиенты на более дешёвые. Цена продукта падает, но его качество резко снижается.

3. «Упаковка та же, а что внутри?» - урезают комплектацию техники.

4. «Под толщей льда» - покупателей заставляют платить за лёд по цене замороженных мяса или рыбы.

5. «Цены так быстро растут»: на полке «написано» одно, на кассе пробивают большую цену под предлогом внезапного роста цен.

6. «...И варёная колбаса стала сырокопчёной»: часто на экономичных продуктах появляются ценники более дорогих товаров того же сорта.

7. Экономия на граммах: стандартные упаковки содержат «уменьшенное содержание продукта»

8. Снижают стоимость товара, но без «дополнительных условий» покупки в виде навязанных дорогостоящих услуг его приобрести нельзя (в частности, касается автомобилей в кредит).

9. Обсчёт: внимательнее считайте сдачу.

10. Обвес как получение дохода, не облагаемого налогами, стал весьма популярен. Впору приходить в супермаркет со своими весами и калькулятором...

Послесловие

- Что бы вы пожелали нашим читателям?

- Удачных покупок. Если чуть подняться над нашим повседневным бытом, хотел бы напомнить, что древние говорили: законы пишутся для бодрствующих, а не для спящих. Мы часто ругаем законы, что они не работают, но стоит нам самим начать прикладывать усилия, быть уверенными, что защита нашего кошелька и достоинства стоит наших усилий, то ситуация начинает меняться. Желаю не оставлять безнаказанными тех, кто нас обкрадывает и обижает. Как минимум пожаловаться в орган, который надзирает, оставить запись в жалобной книге. Обратиться в общественную организацию потребительскую в вашем регионе, в конце концов, пожаловаться в «АиФ», и, может быть, когда накопиться немало жалоб на одно и то же, газета выступит. Я верю в действенность выступлений «АиФ».

Прочитать полный текст онлайн-конференции с председателем Союза потребителей России вы можете здесь.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие льготы и скидки положены инвалидам на железнодорожные билеты?
  2. Можно ли не платить за вывоз мусора?
  3. Когда владельцев собак и кошек обяжут их маркировать и ставить на учет?


А что вы думаете по поводу тарифной политики в ОСАГО?

Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ