aif.ru counter
Полина Девятова 439

Задержка груза. Что тормозит развитие отечественных портов

Балтийские и черноморские порты успешно забирают транзитные потоки, которые ранее шли через Украину и Прибалтику.

Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

Отечественные производители, решившие переориентировать экспорт своей продукции на российские морские порты вместо зарубежных, периодически сталкивают с противодействием. Бизнесу, готовому инвестировать в развитие стратегически важной для страны портовой инфраструктуры, фактически чинятся препятствия на ровном месте. Эксперты считают, что защититься от этого недружественного интереса производители смогут с помощью концессий с государством.

Последнее десятилетие в сфере российского транспорта проходит под знаком интенсивного развития морских портов. Балтийские и Азово-Черноморские порты успешно перетягивают на себя транзитные потоки, традиционно шедшие через Украину и Прибалтику. В результате увлекшиеся антироссийской риторикой контрагенты уже потеряли примерно половину грузооборота, составляющую миллионы долларов в денежном выражении. Однако в российских портах далеко не все так гладко, пишет «Лента.ру».

Крупные отечественные компании готовы инвестировать в развитие портов и терминалов крупные средства, но их ожидают серьезные сложности. Дело в том, что, как пишет СМИ, масштабные инвестпроекты привлекают внимание множества заинтересованных сторон: кроме компаний-собственников создаваемой инфраструктуры туда стремятся войти также банки и иные организации, надеющиеся подзаработать. В результате некоторые проекты затягиваются и даже замораживаются, а местные операторы устраивают продолжительные судебные процессы.

В качестве примера медиа приводят историю крупного производителя химических веществ — компании «Тольяттиазот», которая решила за собственные средства построить в порту Тамань первый в России терминал по перевалке аммиака и карбамида. Он должен стать альтернативой аммиакопроводу Тольятти — Одесса, проходящему по территории Украины, и снять риски транзита удобрений.

Однако земельные участки под портовые сооружения, арендованные «Тольяттиазотом» у Краснодарского края, внезапно оказались переданы в частную собственность, и их новоявленные владельцы инициировали судебную тяжбу по передаче этой недвижимости под собственный контроль. Даже вынесенные уполномоченными ведомствами распоряжения о выкупе этой земли «для нужд Российской Федерации» не смогли ускорить процесс.

Как констатируют эксперты, в результате химкомбинату волей-неволей приходится финансировать «украинских партнеров», чье отношение к России общеизвестно.

Подобная ситуация, к сожалению, не уникальна. Инвестиционная группа «Сумма» Зиявудина Магомедова вынуждена была продать свою долю в Новороссийском морском торговом порту (НМТП), поскольку сроки его приватизации оказались слишком растянуты. Ускорить решение ключевых вопросов собственности не удалось даже сменой председателя совета директоров и гендиректора порта.

По мнению аналитиков агентства InfraONE, решить большую часть возникающих у инвесторов проблем можно было бы переводом развиваемых проектов в концессию. В результате риски будут распределены между бизнесом и государством, что позволит решать возникающие проблемы более оперативно. Пока же, констатируют эксперты Ассоциации морских торговых портов, в России сохраняется дефицит мощностей по перевалке угля, зерна и минудобрений.

Игнорировать проблему с каждым годом становится все тяжелее, ведь экспортный потенциал России постоянно растет. Например, экспорт зерна через морские порты Краснодарского края за первые два месяца 2018 года оказался на 65% больше, чем за аналогичный период 2017 года.

Оборот российских внешнеторговых грузов в портах Прибалтики и Украины, напротив, сокращается. По сравнению с 2013 годом он снизился почти вдвое — с 85 до 46 миллионов тонн. Очевидно, что убрать преграды для инвестирования в развитие грузовых портов сегодня является стратегической государственной задачей, важность которой трудно переоценить.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда репетиции парада Победы на Красной площади и как их посмотреть?
  2. Почему папу римского называют папой?
  3. Почему договоры и прочие документы нельзя подписывать цветной ручкой?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ