Примерное время чтения: 8 минут
525

Металл Олимпиады. Вытесняет ли алюминий сталь из строительной отрасли?

Фото: компания «Алюминиевая ассоциация»

Вручать её надо не спортсменам, а строителям и производителям, вместе создавшим по-настоящему «штучные» объекты, начиная от VIP-терминала аэропорта Сочи и заканчивая бобслейной трассой в Красной поляне.

Что алюминий для простого обывателя? Сначала на ум приходит алюминиевая ложка, лестница-стремянка и алюминиевые профили для балконов: тонкие, дребезжащие на ветру. И ещё самолёты, да. Это всё об алюминии XX века. В XXI веке этот металл выглядит совсем иначе.

Застывшая капля

Лёгкий и пластичный, экологичный и долговечный, способный принимать самые разные формы, а благодаря сплавам с кремнием, магнием, скандием, железом и другими элементами ещё и удивительно прочный, он находит своё применение в строительстве. 100 лет — столько отмерили эксплуатационного срока этому металлу. Невозможно представить себе современный объект, где не был бы использован алюминий. Мы стоим прямо у «олимпийского факела» в Сочи вместе с директором по развитию АО «Татпроф» Дмитрием Рачковым и Ольгой Огородниковой, руководителем группы проектов по развитию потребления в строительстве ОК «РУСАЛ». Они показывают на крышу стадиона «Фишт» (после Олимпиады его перестраивали так, чтобы можно было проводить футбольные матчи, — ред.), на кровле и опорах которого даже издалека видны следы ржавчины: это неизбежно, когда в конструкции применяют сталь. А вот облицовочные панели факела все чистые, будто только вчера собрали. «Конструкция факела облицована алюминиевыми листами с вакуумным напылением диоксида титана, — объясняет Ольга. — Такое покрытие имеет ряд преимуществ: самоочищающаяся поверхность (частицы оседающего смога и грязи смываются дождём), способность очистки воздуха от загрязнения (10 тысяч квадратных метров фасада с покрытием диоксида титана заменяют 80 деревьев)».

Фото: компания «Алюминиевая ассоциация»

А вот ледовый дворец «Большой» — здание уникальное с точки зрения конструктивного исполнения и энергоэффективности. «Концепций при разработке проекта было много, — рассказывает Дмитрий. — Арену хотели сделать и в форме цветка, жемчужины в раковине и так далее: представили архитекторы вариантов 15. То, что мы видим сейчас, напоминает застывшую каплю росы, заледеневшую сверху. Конечно, жемчужина — символ Сочи, но остановились на концепции застывшей капли. Здесь всё продумано и для болельщиков, и для спортсменов. Ледовый дворец „Большой“ стал обладателем международного экологического сертификата BREEAM. EEAMLINK за соблюдение „зелёных“ технологий. Проекту присвоен третий уровень из пяти: „Very Good“ („очень хороший“). Были использованы экологически чистые материалы, а 20 тысяч светодиодов на мягкой кровле эффектно подсвечивают ледовый дворец в ночное время. Здание выглядит красиво и днём, и ночью: когда стемнеет, светодиоды создают эффект, будто крыша парит над землёй. Прозрачная часть фасада Ледового дворца выполнена из специально разработанной для этого проекта системы от компании „Татпроф“. Вместе с прямыми вертикальными и наклонными фасадами она позволяет выполнять фасады сложной криволинейной формы, в том числе с отрицательным наклоном. При этом обеспечивается гарантированная изоляция внутреннего пространства от осадков, а образующийся на внутренней поверхности витражей конденсат эффективно отводится через специально предусмотренные каналы. Это гарантирует, что даже в случае значительного перепада температур воздуха внутри и снаружи на головы болельщиков и спортсменов ничего не потечёт. Разработано специальное решение: структурное остекление кровли — снаружи нет видимых прижимных элементов, которые держат стеклопакеты. Система крепления элементов находится внутри их конструкции, так что за плоскость стекла ничего не выходит, огромная „застывшая капля“ выглядит единым целым».

Нужна ли альтернатива?

«Жизненный цикл этих конструкций был сразу заложен в проект архитекторами: 50 лет. Все конструкции проходили индивидуальные испытания, в т. ч. и сейсмические. Близость моря считается среднеагрессивной средой, — продолжает Ольга. — И здесь алюминий — самый выигрышный и, можно сказать, безальтернативный материал. Как ни защищай сталь краской, она всё равно корродирует. Пластик вообще нельзя применять, потому что здесь сильное ультрафиолетовое излучение. Что касается алюминия, то, применяя технологию полимерно-порошковой покраски и анодирования, конструкциям придают различные цвета. Поставщик краски даёт гарантию 15 лет, стойкость от выцветания, выгорания, а сертификационные испытания подтверждают срок в 35 лет. Но, даже если покрытие нарушится, алюминиевая конструкция не будет выглядеть так неэстетично, как сталь. А нагрузка при использовании алюминиевых конструкций на кровле в три раза меньше, чем от стали, поэтому можно экономить и в опорных конструкциях, и иначе рассчитать фундамент».

Сила есть, экономия тоже

Конечно, в силовых конструкциях сегодня не обойтись без стали. Но это не значит, что алюминий не может заменить её. «Применение этого металла в силовых конструкциях сегодня — очень острая проблема для производителей, — объясняет Ольга. — дело в том, что недостаточно проектировщиков, имеющих компетенции в использовании алюминия в этой области, хотя в мировой практике такой опыт есть. Наша экспертиза постоянно заставляет доказывать, что это необходимо, что есть стойкость, несущая способность и т. д. И нам всё время приходится готовить базу аргументов, хотя в других странах уже в полной мере применяют алюминий в подобных конструкциях. У них это норма, у нас, к сожалению, выдающиеся достижения, как Олимпийский парк Сочи. Конечно, и мы пройдём этот путь, но опять отстанем от развитых стран минимум на пару десятков лет. Очень сложно переубеждать чиновников, которые уверены в том, что сталь — единственный материал для конструкций».

Фото: компания «Алюминиевая ассоциация»

Но у местных властей зачастую единственная претензия к алюминию — это его цена. Построить, скажем, стальной мост, дешевле, чем алюминиевый. Однако не всё так просто.

«Невозможно, оценивая строительство, просто считать, сколько стоит тонна алюминия, а сколько — тонна стали, — говорит Ольга. — Надо рассматривать эффективность применения в конкретной конструкции. На пролёте 50 метров стальной мост весит, например, 64 тонны. Если мы перепроектируем пролётное строение на алюминии, металлоёмкость снизится в 4 раза, то есть вес составит всего 15,5 т. А дальше — мультипликативный эффект на фундаменте, на опорах, транспортировке и установке. Но коррозионная стойкость, о которой мы говорили, позволит и здесь сэкономить вдвое. На пятидесятилетнем цикле эксплуатации вы будете ремонтировать стальной мост четырежды — раз в 10 лет, как того требует регламент: надо снять антикоррозионное покрытие и сделать новое. Но, когда вы начинаете снимать это покрытие, оно вместе со ржавчиной, старой краской летит на землю, на воду, то есть этот процесс очень вредит окружающей среде. Мост из алюминия — совсем другое дело. его не надо красить, поскольку этот металл не корродирует. То есть затраты на эксплуатацию на 40% меньше. Но то, что можно экономить на эксплуатационных затратах в период 50 лет, заказчики не считают, думают только о сегодняшнем дне: на какой проект надо меньше потратить, такой и утвердим».

Главное, чего сегодня не хватает алюминию, для того чтобы завоёвывать стройплощадки России, — это нормативная база. Ведь под каждый проект производитель вынужден сам готовить обоснование для экспертных организаций. Те тоже приводят свои аргументы, по сути, опираясь только на свой «жизненный опыт». Сегодня «Алюминиевая ассоциация» смогла собрать многих производителей за одним столом и подвести их к тому, что создавать нормативную базу им надо вместе. И пусть они конкурируют в стратегиях и ценах, нормативная база — тот фундамент, который поможет сделать «олимпийский металл» таким же применимым, как сталь.

Кстати
Всего на основе алюминия существует восемь серий сплавов и больше тысячи их разновидностей. Разные легирующие элементы придают этому металлу самые различные свойства. Например, сплавы восьмой серии 8176 и 8030 невероятно пластичны, их можно прокатывать в очень тонкую проволоку. А в шестой серии легирующий элемент — кремний и магний — придают алюминиевому сплаву пластичность. Сплавы седьмой серии характеризуются высокой прочностью, сравнимой со сталью, и коррозионной стойкостью, в три раза выше, чем сталь.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах