aif.ru counter
Срочная новость Путин назвал главный способ решения проблемы снижения уровня жизни Срочная новость
Елена Трегубова 11103

Раскол по-европейски. Как беженцы и санкции против России поссорили ЕС

О кризисе, который переживает Евросоюз, АиФ.ru рассказал руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН Борис Шмелёв.

Ряд политологов и экономистов ещё год назад предсказывали, что 2015 год станет переломным в судьбе Евросоюза. Действительно, к угрозам выхода из союза Великобритании, нарастающим антиевропейским настроениям и финансовым проблемам той же Греции добавились новые вызовы. Главный экономист Международного валютного фонда (МВФ) Морис Обстфельд не исключает, что текущая ситуация внутри ЕС может спровоцировать «кошмарный сценарий».

Что на самом деле угрожает Объединённой Европе? Об этом АиФ.ru рассказал руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН Борис Шмелёв.

Елена Трегубова, АиФ.ru: Борис Александрович, какой главный вызов на сегодняшний день стоит перед Евросоюзом?

Борис Шмелёв: По моим ощущениям, сейчас Евросоюз подошёл к очередному рубежу в своём развитии. И тот глубокий кризис, который он переживает, как раз и свидетельствует о том, что старые формы организации отношений в рамках ЕС себя исчерпали и что союз должен подняться на новую ступень развития.

Сейчас развитие ЕС подошло к такому этапу, когда необходимо ограничение национальных суверенитетов стран-членов Евросоюза и передача этих суверенитетов в надгосударственные структуры. По существу, речь идёт о том, что им приходится делать ещё один шаг к формированию «Объединённых Штатов Европы».

Этот процесс, естественно, вызывает сопротивление со стороны государств, которые не хотят отказываться от суверенитетов в пользу национальных надгосударственных структур. Это вызывает сопротивление и со стороны населения — оно не доверяет тем управленческим структурам, которые будут принимать какие-то решения, касающиеся их жизни.

От того, сумеет ли ЕС выйти из этого очень сложного положения, найти некий консенсус, и будет зависеть его судьба.

— В МВФ одним из рисков, угрожающих стабильности Европейского союза, называют выход из него Великобритании. Что ждёт ЕС в случае, если его покинет вторая экономика союза?

— Желание Великобритании покинуть ЕС, если не будут удовлетворены её претензии, как раз и является выражением остроты положения, о котором я говорил выше. Смысл требований Британии сводится к тому, что она не хочет отказываться от своего суверенитета, не хочет передавать функции национального государства в какие-то наднациональные органы. Лондон настаивает как раз на том, чтобы этого не происходило. Он тормозит процесс налаживания не только экономической, но и политической интеграции. И выход Великобритании из ЕС нанесёт мощный удар по Евросоюзу. Но и удовлетворение их требований будет означать дальнейшее торможение процесса преобразований внутри союза. Палка о двух концах, и где тут будет найдена развязка, не ясно.

— Не запустит ли гипотетический выход Великобритании из Евросоюза волну новых референдумов о независимости в Шотландии, Каталонии и так далее?

— Ещё одна вещь, очень важная для единства ЕС и для осознания процессов в нём: ситуации в Каталонии, Шотландии и ряде других стран говорят о том, что там усиливаются сепаратистские настроения.

Чего им не хватает? На первый взгляд: демократическая система правления, высокий уровень жизни, удовлетворяются все требования населения. Тем не менее они претендуют на независимость. Если посмотреть в более широком плане, то мы увидим, что идёт переформатирование политического пространства, это связано с потребностями экономики.

В условиях глобализации, связывания всех экономик ЕС в единую производственную цепочку возрастает роль регионов, и в этих условиях существование национального государства тормозит развитие этой самой глобализации, встаёт на пути деятельности наднациональных, глобальных компаний. Поэтому размывание национального суверенитета, роли национального государства является одной из основных тенденций и в развитии Европы, и в развитии мира.

О том, что национальное государство представляет собой существенный тормоз на пути укрепления народной безопасности и развития мировой системы экономических отношений, было сказано ещё в докладе Римского клуба под руководством итальянского экономиста Аурелио Печчеи в начале 70-х годов. Сейчас то, о чём он писал, встало в полный рост. Поэтому размывание нацгосударств будет происходить болезненно.

Если произойдёт выделение Каталонии как независимого государства, то встанет вопрос о расколе Бельгии, усилятся сепаратистские настроения в Италии. Это будет подрывать и позиции самого ЕС, потому что эти новые государства должны будут проходить процедуру вступления в Евросоюз.

— На то, что потенциальные кандидаты на членство в ЕС смогут заменить нацеленных на независимость стран-участниц Евросоюза, надеяться не приходится?

— Расширение Европейского союза создаёт массу проблем для него. То же включение в состав ЕС стран Балтии в 2004–2007 годах было мотивировано не экономическими интересами, а геополитическими. Политические резоны для принятия этих государств в союз не коррелировались с их реальным экономическим состоянием, поскольку их экономики не соответствовали тем требованиям, которые предъявляются к другим кандидатам.

Сейчас идёт подготовка приёма в ЕС балканских стран, включения туда Сербии, Черногории, за ними, видимо, встанет вопрос о Македонии, Боснии и Герцеговине. Хоть эти страны и небольшие, они создадут дополнительную нагрузку на ЕС, создадут дополнительные политические проблемы. Всё это осложняет ситуацию в Евросоюзе, и это тоже не содействует его политической консолидации.

— В этом году Евросоюз столкнулся с сильнейшим наплывом мигрантов из Северной Африки и с Ближнего Востока. Брюсселю даже пришлось создавать фонд помощи для предотвращения притока беженцев из африканских стран. Насколько проблема с мигрантами угрожает ЕС?

— Мало того что наплыв мигрантов провоцирует разлады внутри Евросоюза и обременяет экономику ЕС, он вызывает рост радикальных националистических настроений. И мы это видим уже сейчас: недовольства в Польше, в Германии и Франции.

Усиление позиций правых партий означает усиление негативных настроений в этих странах в отношении ЕС. В общем-то, правые партии чаще всего выступают с критикой позиций ЕС и часто ставят вопрос: «А нужно ли вообще нам членство в Евросоюзе?».

Естественно, что правые будут блокировать тенденции, попытки к трансформации ЕС на принципах федерализма, попытки трансформировать ЕС в «Объединённые Штаты Европы». Всё это будет откладывать процесс реформ, необходимых для дальнейшего развития ЕС, а это представляет очень большой вызов для ЕС.

— Насколько охлаждение отношений с Россией и взаимное санкционное противостояние может угрожать Евросоюзу, ведь наша страна была ключевым торгово-экономическим партнёром ЕС, а сейчас мы видим, что европейцы заметно сократили экспорт товаров и услуг в РФ.

— Евросоюз развернулся в сторону интеграции с США. Создаётся Трансатлантический союз. Конечно, эта интеграция вызывает немало сомнений среди европейских государств. С одной стороны, создание зоны свободной торговли с Америкой несёт определённые преимущества для экономики, поскольку европейские производители получают льготы для присутствия на рынке США.

Но с другой стороны, происходит ужесточение конкуренции между американскими товарами и европейскими. Здесь будут и проигравшие, и выигравшие. Этот разрыв между интересами одной группы стран и другой будет негативно влиять на единство ЕС. Будет расшатывать и подрывать его.

Поэтому большое значение сейчас имеет развитие отношений с РФ, потому что Евросоюз заинтересован в укреплении сотрудничества в силу нашего крупного рынка, в силу наличия природных ресурсов, с помощью которых ЕС мог бы нормально функционировать, чтобы его продукция была более конкурентоспособной в своём противостоянии с американской.

Здесь мы видим очевидный раскол позиций и взглядов в подходе ЕС к сотрудничеству с Россией. Часть стран выступает за прекращений санкций — Германия, Франция, Италия, Испания, Греция; другие — это бывшие социалистические страны, страны Восточной Европы — Балтии, скандинавские страны, Великобритания. Этот раскол в подходах к очень важному для ЕС вопросу также подрывает стабильность в нём и, естественно, представляет вызов для его трансформации.


Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Кирилл Бокоимов
    |
    10:38
    14.11.2015
    3
    +
    -
    Это европейцы еще просто не понимают,чем все это обернется для них. А власти страны знали все прекрасно, но посчитали геополитические интересы важнее, чем жизни людей и благополучие своих граждан. Про результаты всего этого сейчас везде пишут.
  2. Дарья
    |
    11:51
    14.11.2015
    2
    +
    -
    Евросоюз уже не может существовать так как раньше. Не все его страны готовы, безоговорочно подчиняться американскому правительству. Есть и те, кто хочет сотрудничать с Россией, пора бы это уже понять. Так что ЕС ждёт реальный раскол.
Комментарии (4)
  1. Кирилл Бокоимов
    |
    10:38
    14.11.2015
    3
    +
    -
    Это европейцы еще просто не понимают,чем все это обернется для них. А власти страны знали все прекрасно, но посчитали геополитические интересы важнее, чем жизни людей и благополучие своих граждан. Про результаты всего этого сейчас везде пишут.
  2. Bisstos .[googleplus]
    |
    13:26
    14.11.2015
    -1
    +
    -
    Кирилл Бокоимов: Да ладно богатые европейские страны с развитой экономикой - выживут,а что делать тем же странам Балтии,у которых в шкафу мышь повесилась?
  3. Дарья
    |
    11:51
    14.11.2015
    2
    +
    -
    Евросоюз уже не может существовать так как раньше. Не все его страны готовы, безоговорочно подчиняться американскому правительству. Есть и те, кто хочет сотрудничать с Россией, пора бы это уже понять. Так что ЕС ждёт реальный раскол.
  4. Орлович
    |
    15:22
    16.11.2015
    -1
    +
    -
    В этой статье мы видим выдать желаемое за действительность.Оказывается Франция с Германией и Италией хотят отмены санкций, а позиция Польши с Прибалтикой этого не позволяют сделать.Увы Европа абсолютна едина в этом вопросе(и даже "любимый "Ципрас).По правилам, если хотя бы одна страна была бы против санкций, их было бы нельзя применять.И "паровозом" в этоих санкциях ,как раз и являются официальные позиция Германии и Франции. Мы просто должны выбрать ,что нам дороже 10 триллионов рублей( а сейчас уже больше из-за курса доллара) санкций (соотвественно инвестиции в нашу экономику, развитие , пенсии) или проект "Новороссия" с украинскими беженцами и всей этой донбасской кодлой на российском бюджете.Как только мы закроем украино-российскую границу, заберём к себе не только Стрелкова с Бородаем и Мотороллой , но всех "казаков-трактористов и "отпускников", и перестанем им давать оружие и аммуницию(которую по их сказкам ,они приобретают на Ближнем Востоке, СООТВЕТСТВЕННО НЕОФИЦИАЛЬНО У ТЕРРОРИСТОВ),тогда и санкций не будет.Но ежели нам дороже сказочный "русский мир", то санкции останутся и мы будем и дальше слушать ,как там на Украине плохо, и поэтому нам , типа хорошо
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие рекорды может побить погода в Москве?
  2. Сколько раз можно венчаться?
  3. Как получить компенсацию в 450 тысяч рублей на погашение ипотеки?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ