Примерное время чтения: 27 минут
188

Регион — кризис = 1:0. В Нижегородской области откроется несколько «совместных» производств

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. Не можете рассчитать пенсию? «АиФ» поможет! 21/04/2010

«АиФ»: — Валерий Павлинович, 2009-й год был непростым для экономики всей страны. С какими результатами завершила его Нижегородская область?

Валерий Шанцев: — Мировой финансовый кризис существенно изменил условия жизнедеятельности области и нашей работы. В силу специфики региональной экономики последствия этих изменений оказались серьёзнее, чем во многих других субъектах страны. Эпицентром кризиса стала практически вся обрабатывающая промышленность, составляющая основу экономики. «Дно» спада производства пришлось на 1 квартал 2009-го. Индекс производства в 2009-ом составил около 80% к уровню 2008-го. Но уже с конца прошлого года на предприятиях области наметились положительные тенденции — наращивание производства, введение полной рабочей недели, увеличение заработной платы, пусть пока и не для всех работников. По экономическим показателям видно, что выход из кризиса начался.

Положительная тенденция отчетливо прослеживается и в первом квартале нынешнего 2010-го года. За первые три месяца этого года индекс физического объёма промышленного производства в регионе составил 116,7% к аналогичному периоду 2009-го года. Объём производства продукции обрабатывающими предприятиями области в январе-марте 2010-го года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 18,9%. Объёмы производства по сравнению с I кварталом предыдущего года выросли практически во всех секторах обрабатывающей промышленности региона (кроме производства стекла и стройматериалов), в том числе в ведущих секторах: в металлургии — на 56,7%, в автомобилестроении — на 50,7%, в нефтепереработке — на 12%, в химическом производстве — на 34,5%. Несколько меньше был рост в других отраслях, еще есть колебания. Но в целом мы видим, что ситуация улучшается довольно уверенно.

По динамике жилищного строительства область занимает 2-е место в ПФО и 14-е — в России. С начала 2010-го года жилья в регионе введено 367 тыс. кв. м, что на 4,8% больше, чем в январе-марте 2009-го года.

Нам удалось сохранить все региональные банки. Санацию самого сложного — «Нижегородпромстройбанка», — рассчитанную на три года, нам удалось завершить за один год. Сегодня банковская система работает стабильно, уровень вкладов населения вышел на докризисный уровень. Весь прошлый год мы фактически управляли областью в ручном режиме: ежедневно заседал наш «антикризисный штаб». Только месяц назад перешли на еженедельный режим.

В отличие от ситуации в целом по стране, где отмечается сжатие инвестиционного спроса, в Нижегородской области сохраняется прирост инвестиций в основной капитал.

Потребительские цены в 2009-м году росли медленнее, чем в предыдущем. Среднедушевые денежные доходы населения региона в январе-феврале 2010-го года составили 13,2 тыс. рублей, что в действующих ценах на 17,8% больше, чем в том же периоде 2009-го года. Реальные денежные доходы выросли на 10,6%. Среднемесячная заработная плата в январе-феврале 2010 года составила 15,8 тыс. рублей и была в действующих ценах на 22,2% выше, чем за те же 2 месяца 2009-го года. Реальная заработная плата увеличилась на 14,7%. Инфляция в регионе складывается на уровне ниже среднероссийского.

«АиФ»: — А что по поводу безработицы? На каком она уровне в Нижегородской области?

В. Ш.: — Сейчас она у нас на уровне 2% от трудоспособного населения. Как известно, в среднем по России это примерно 3%. Так что мы не относимся к регионам с высоким уровнем безработицы. Это результат целого комплекса проведенных нами мер.

К примеру, на одном из крупнейших предприятий региона — Горьковском автозаводе — мы ввели специальную программу переобучения: не на три месяца, а на год. И пока у завода были трудности, человек овладевал смежной профессией. А сейчас, когда на ГАЗе начался рост выпуска автомобилей, люди вернулись на производство. Плюс в регионе существует программа общественных работ, которой охвачено 80 тысяч человек. У нас приличное количество вакансий. То есть у нас на 2 апреля 2010 года было примерно 35 тысяч вакансий. А безработных — менее 37 тысяч.

«АиФ»: — ГАЗ для областного центра — это, по сути дела, градообразующее предприятие. А в разгар кризиса автомобилестроители оказались в крайне сложной ситуации. В одночасье тысячи людей могли оказаться за воротами. Благодаря кому или чему удалось избежать социального взрыва — менеджменту завода, власти региона, помощи федерального центра?

В. Ш.: — Топ-менеджеры «ГАЗа» раньше всех, еще в августе 2008-го, почувствовали наступление кризиса и спрогнозировали его последствия. Ставились две задачи: ни в коем случае не допустить банкротства предприятия и сохранить основной костяк инженерных и рабочих кадров. Поэтому началась экономия по всем фронтам, снижение себестоимости продукции. Если они до кризиса выпускали 12 000 автомобилей в месяц и работали с прибылью, то уже в июне 2009-го они при выпуске 5000 автомобилей вышли на безубыточный уровень. Кризис ведь кроме негатива дал и позитив. Многие менеджеры поняли, что не будет больше такого потребителя, который захочет оплачивать все непроизводительные расходы.

Подобную схему мы начали продвигать дальше. С каждым сложным предприятием, с каждым человеком, который находился под риском увольнения, работали индивидуально. Мы предложили людям общественные работы, переквалификацию, переселение в другие районы нашей области. Около 80 тысяч человек приняло участие в этих программах.

«АиФ»: — Но ведь и вы помогли «ГАЗу» еще и по-другому — поддержали программу утилизации старых отечественных автомобилей, добавив в проект денег от региона. Тем самым у вас в области помимо федеральной действует своя программа льготной утилизации старых автомобилей. Какая из них эффективнее?

В. Ш.: — Здесь нельзя сравнивать. Это две разных программы, но вместе они дают очень хороший эффект. В 2009-м году в связи с кризисом потребительский спрос на продукцию ГАЗа упал на 65%. Мы начали думать, что делать. И разработали программу: если человек сдает автомобиль 2003-го года, произведенный в области, и покупает машину тоже нижегородскою выпуска 2009-го года, то мы даем ему скидку на 50 тысяч. При этом старое авто не обязательно утилизировать. Его, например, можно использовать на запчасти. А федеральная программа предусматривает только утилизацию.

У нас есть возможность складывать эти две программы, если речь идет о продукции ГАЗа или ПАЗа. Так что наши земляки покупали новую машину фактически со скидкой в 100 тысяч рублей. А с 1 апреля мы свою сумму увеличили еще на 50 тысяч. Так что общая скидка на один автомобиль теперь составляет 150 тысяч рублей. При этом обращаю ваше внимание на то, что мы по своей программе никому никаких денег и сертификатов не выдаем. Мы только предоставляем скидку. На это из регионального бюджета выделено 250 миллионов рублей. 250 миллионов поделите на 100 тысяч, получается, что мы делаем скидку на 2,5 тысячи автомобилей. Это половина сегодняшнего выпуска машин ГАЗа за месяц. Если программа сработает, то федеральный, областной и муниципальный бюджеты от дополнительной продажи машин получат прибавку в виде налога на 347 миллионов рублей.

«АиФ»: — А на продукцию других отраслей удается повысить потребительский спрос?

В. Ш.: — Если говорить о пищевой и перерабатывающей промышленности, то мы три года назад внедрили программу «Покупайте нижегородское» и добровольную сертификацию. Как выяснилось, оказались правы. Мы даже специальный значок придумали — зеленый листочек и капелька, — который ставится на наших продуктах. Этот знак добровольной сертификации дает покупателю уверенность, что товар надежный, качественный. Сейчас сертификация вообще отменена и заменена добровольной декларацией. Но 300 наших производителей все равно хотят проходить добровольную сертификацию. Люди уже привыкли к «зеленому листочку», знают, что безопасность продуктов подтверждена специалистами, ее гарантирует региональная власть. Ведь мы не только продукцию сертифицируем, но и производства, которые хорошо знаем.

Мы восстанавливаем кредитную систему. Ведь из-за нее, собственно говоря, и начался спад в нашей экономике. Потому что сам физический спрос ни на товары повседневного спроса, ни на машинно-техническую продукцию, ни на оборудование не уменьшился. Каждый хочет сейчас иметь все необходимое для жизни и для работы. Но финансовый ресурс существенно снизился, потому что многие не имели в необходимом объеме собственных средств. Они занимали, а банковская система вдруг резко сжала свои возможности и увеличила стоимость кредитов. Это связано с тем, что наши банки не имели большой капитализации, брали займы за рубежом, добавляли свою маржу и трансформировали деньги в нашу экономику. Когда этот поток по известным причинам прекратился, то сжался и наш кредитный рынок. Поэтому сейчас наращивается кредитный рынок. Уже депозиты превысили предкризисный период. Идет рост, но настораживает большая кредиторская задолженность — так называемые «плохие кредиты».

«АиФ»: — Как переживает кризис строительный комплекс региона?

В. Ш.: — Нашу программу развития пришлось сокращать. Но мы определили «священную корову» — строительство жилья — и навалились на нее всем миром. Поддержали индивидуальное, малоэтажное строительство. В итоге даже в кризисный год сделали жилья больше, чем в 2008-м году. Ввели 1 миллион 402 тысячи квадратных метров. Таких результатов в Нижегородской области за последние пару десятилетий не видели. В этом году планируем построить больше, чем в 2009-ом.

«АиФ»: — Валерий Павлинович, Вы работаете губернатором с августа 2005-го года. Насколько сложнее стало работать в условиях кризиса последние два года?

В. Ш.: — Эта работа вообще тяжелая, непростая, но очень интересная. Мне в ней комфортно. Всю жизнь я решал вопросы региона, людей. И сразу вошел в эту работу, хотя было трудно.

В Нижегородской области раньше глава региона менялся каждый губернаторский срок. Область существенно отстала — по многим социально-экономическим показателям она находилась на последних местах в Российской Федерации.

Запомнился 2005-й год. Приехал я в Нижний, провел ряд встреч и понял, что перспективы для развития нулевые. Регион жил одним днем, в аварийно-спасательном режиме. На момент моего прихода землеотводов под новое строительство было ноль, проектов, прошедших экспертизу, — ноль. И строили всего семь-восемь объектов в год! Замороженными стояли остовы и фундаменты школ, детских садов. Генерального плана развития Нижнего Новгорода — нет. Можете себе такое представить? Я — нет!

Любой хозяйственный руководитель знает, что от решения что-то построить до начала работ проходит как минимум три года. Вот я и раскатывал эту систему, чтобы она могла работать. Только на 1 июля 2008-го года мы вышли на тот баланс, который считается нормальным. Подготовили 465 землеотводов и 465 комплектов документации, прошедшей экспертизу, на объекты самого разного назначения — начиная от энергоснабжения, водоснабжения и газоснабжения и кончая дорогами, детскими садами, школами, поликлиниками и так далее. В 2007-м году мы построили уже 320 объектов. Вроде бы все пошло.

«АиФ»: — Но тут грянул кризис...

В. Ш.: — Да. В 2009-м году мы смогли профинансировать только 220 объектов. Пришлось какие-то проекты положить на полку, достраивать начатое и вводить приоритетные объекты. Однако наша подготовительная работа не пропадет даром. Как только экономика заработает, появится финансовый ресурс, мы запустим программу развития на полную мощность. Анализ подсказывает, что пять следующих лет — срок, за который можно решить многое. И к концу этого пятилетия многие диспропорции в социальной инфраструктуре области будут устранены. В каждом рабочем поселке, районном центре можно будет получить такие же услуги, как и в Нижнем Новгороде, в Москве.

«АиФ»: — Вы считаете, что в нынешних условиях возможна какая-то программа развития? Если только не слишком затратные проекты...

В. Ш.: — Не соглашусь. Я нацеливаю региональное правительство на перспективное развитие и решение крупных вопросов инфраструктуры. Это, главным образом, дороги и транспорт. Если первую очередь Южного обхода в 16 км предшественники строили 12 лет, то мы вторую очередь в 15,5 км закончили за три года. Реализуем проекты метромоста и новых веток метро, хотя это и муниципальная ответственность. Мы туда вложили за три года 8 «областных» миллиардов. В региональном бюджете на продолжение строительства в 2010-м году выделено 1 млрд 600 млн. рублей, город также выделил 100 млн. Нам надо найти за счет дополнительных доходов еще где-то 1,5 млрд рублей. Тогда первая станция и тоннели будут пущены в конце 2011-го года.

По автомобильной части метромоста с 4 ноября 2009-го уже ходит транспорт. Ни в одном регионе силами самой области таких мостов не построено! Это я вам ответственно говорю.

Сейчас спроектировали второй мост через Волгу. Это будет часть восточно-северного обхода. Добились включения этого участка в федеральную программу развития транспортных магистралей со строительством низконапорной плотины и мостового сооружения. Если у нас сегодня действует один мост, то в недалеком будущем вблизи Нижнего Новгорода будет три моста. Появится кольцо, которое выведет за пределы города весь транзитный транспорт.

Кроме того, мы берем на себя знаковые, дорогостоящие объекты, которые муниципалитет построить не в состоянии. Это цирк, который был заморожен двадцать лет, театр оперы и балета, футбольный стадион, биатлонная трасса, центр олимпийского резерва, трамплин, который станет основой комплекса, включающего аквапарк и первую искусственную горнолыжную трубу.

«АиФ»: — Валерий Павлинович, с самого первого дня губернаторства Вы заявили, что намерены активно привлекать в регион инвесторов. И повсюду за рубежом Вы на высоком уровне презентуете Нижегородскую область. Есть толк от таких мероприятий?

В. Ш.: — Мы представляли наши проекты и потенциальные инвестиционные площадки в Японии, Китае, Индии, Германии, Франции, Сингапуре. На США у нас «большие виды». Несмотря на то что в области работают порядка 20 совместных предприятий, инвестиционный ресурс огромный. Недавно мы провели ряд встреч в Вашингтоне. Перспективы Нижнего Новгорода, как крупного транспортного узла — прежде всего авиационного, — вызвали особый интерес у американских специалистов. Технико-экономическое обоснование проекта международного аэропорта, оцениваемого примерно в 300 млн рублей, уже составлено. Работу выполнила немецкая фирма «Hochtief AG». Впереди конкурс для выбора инвестора — опять же международный.

«АиФ»: — Но ведь кризис наверняка распугал многих инвесторов?

В. Ш.: — Не согласен. Мудрые инвесторы как раз понимают, что именно в кризис и нужно завоевывать новые рынки и пространства. Крупные компании всегда рассчитывают на несколько шагов вперед. Для них важно, какое место на рынке они займут, когда экономика восстановится. Это главный критерий, позволяющий решать — вкладывать сегодня деньги в новые проекты или нет. В 2009-м прирост инвестиций в наш регион составил 17% к 2008-му году. И именно в кризис многие компании решили начать у нас свои проекты. Уже в 2010-м году Liebherr построит у нас завод по производству комплектующих для строительно-дорожной техники. Это один из самых масштабных инвестпроектов в регионе: далее Liebherr планирует создать мощности по выпуску авиакомпонентов.

Пришли такие компании, как Danfoss (Дания) — она откроет производство теплооборудования; «А. Раймонд Рус» (Франция) вложит 216 млн руб. в строительство завода по производству крепежных элементов; германская Lanxess в этом году завершает строительство завода по производству плиточного и гранулированного каучука; «Лугас Металл» построит мощный комплекс по производству сортового проката. Они уверены в проектах, потому что им понятны правила игры. У нас в регионе действует закон «Об инвестиционной деятельности», где четко прописаны взаимоотношения между инвесторами и органами власти.

Особенно радует то, что начала постепенно заполняться промышленная зона Дзержинска, где из-за спада в химическом производстве в начале 90-х годов простаивало больше сотни промышленных площадок. Мы поставили задачу: создать в Дзержинске многопрофильную экономику, которая обеспечила бы устойчивость города. И вот в прошлом году в промышленный парк «Дзержинск Восточный» пришла Danfoss, а затем и «дочка» французской компании «А. Раймонд Рус». Словом, проектов хватает, и, что особенно важно, это инвестиции в разные отрасли производства.

«АиФ»: — За пять лет много денег привлечено в Нижегородскую область?

В. Ш.: — Около 700 млрд рублей. Из них 1,7 млрд долларов — иностранных инвестиций.

«АиФ»: — Из 27 моногородов, которые попали в программу правительства по оказанию экстренной помощи, в Нижегородской области это Павлово и Заволжье. Как будете их поднимать, какую поддержку ждете от Федерации?

В. Ш.: — По каждому такому городу мы разработали программы, которые представили в минрегионразвития. Городскую экономику, которая на 50% зависит от одного предприятия, надо диверсифицировать. Если говорить по Заволжью, то там мы уже начали строить завод медицинского стекла, будет образован кластер на территории Заволжского моторного завода. В Павлове осваиваем производство гипса, будем строить гипсокартонный завод. Там же в районе строим и реконструируем птицефабрики, объем произведенного мяса сразу увеличится в два раза. И эти программы в основе своей реализуются на деньги регионального, а не федерального бюджета, а также за счет инвестиционных проектов частных фирм, которым мы помогаем быстро оформить все необходимые документы и подключиться к электросетям.

У нас с 2006-го года есть программа развития каждого района. Мы знаем, где и какие производительные силы будут развиваться, чтобы район стал самодостаточным. По состоянию на 2005-й год только 10 из 52 районов могли осуществлять свои расходы за счет собственных доходов. Все остальные были дотационные. Некоторые на 90%. Если бы дальше так жили, лишились бы всех перспектив.

«АиФ»: — Валерий Павлинович, большое внимание в Нижегородской области Вы уделяете развитию спорта, активно строите в райцентрах региона многофункциональные физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОКи). Ваша программа строительства ФОКов уже успела прозвучать на всю Россию. Спорт — это Ваш «конек»?

В. Ш.: — Когда я только знакомился с регионом, то обнаружил, что спорт находится в самом загоне — 15-ое место в Приволжском округе по обеспеченности спортивными сооружениями, всего 4% от российского норматива по бассейнам, 17% по спортзалам, 40% по спортивным сооружениям.

Можно сколько угодно говорить о здоровом образе жизни, но где все это должно происходить? У нас и климат не такой простой: то зима суровая, то через ноль переходим несколько раз. Можно каток заливать, но когда он один раз растаял и потом замерз, остаются бугры — уже не покатаешься. Значит, надо было придумывать что-то принципиально другое.

Помог случай. Пришел ко мне глава Сергачского района. Мол, договорился с Третьяком о финансировании спортивного комплекса и даже проект уже набросал. Поддержите, говорит, Валерий Павлинович. Показал мне проект... Нищенское сооружение сарайного типа. Я отвечаю: «Под такое не подпишусь. Если уж делать, то сразу хорошо». Взял лист бумаги. Нарисовал, как вижу: должен быть большой зал для всех игровых видов спорта площадью 42 на 24 метра. Нужен бассейн, искусственный лед, зал тренажеров, зал для хореографии, кинозал для просмотра чемпионатов, кафе (дети же приходят в ФОК после школы), развлечения для взрослых — боулинг, бильярд. Так и сложилось техническое задание для проектировщиков. На том Сергачском, самом первом ФОКе, мы много шишек набили — и по цене, и по конструкции, и по технологии. А дальше уже стали их как на конвейере штамповать: технологически все ФОКи одинаковы, только «начинка» кое-где отличается — где теннис больше любят, где единоборства.

«АиФ»: — Вы действительно в каждом районе области планируете построить такой ФОК? Уже начали готовить свою олимпийскую скамейку?

В. Ш.: — У нас в Нижегородской области всего 48 муниципальных районов и 4 городских округа. В шести остались комплексы от градообразующих предприятий, мы их доведем до ума. Уже построили 14 новых ФОКов в 14-ти райцентрах с севера до юга области, из них 8 — в тяжелом 2009-м году. Если бы не кризис, мы бы шли более быстрыми темпами. Но до 2015-го года будут готовы все запланированные 46.

Тем более у нас есть мощный стимул: в 2009-м году появились уже первые спортивные результаты. В ФОКе в Семенове были подготовлены 98 спортсменов массовых разрядов, в Сергаче — 130 разрядников, в Лыскове — 128. Сергей Суслов — кандидат в мастера спорта по современному пятиборью, серебряный призер первенства России среди юношей, Вадим Виноградов — чемпион России по двоеборью — и Иван Бобылёв — выполнивший норматив мастера спорта по пятиборью. На всероссийском турнире норматив мастера спорта по пауэрлифтингу выполнил Александр Доброходов — тренер-преподаватель ФОКа в Перевозе. А хоккейная команда этого ФОКа заняла второе место во всероссийском финале «Золотая шайба» среди сельских команд 97-98-го годов рождения, который прошел в феврале этого года как раз на перевозском льду.

«АиФ»: — Говорят, ваши ФОКи составили реальную конкуренцию респектабельным фитнес-клубам. Будто бы в выходные даже семьи с высоким достатком выезжают за город — в ФОКи?

В. Ш.: — Совершенно верно. Стоимость в разы ниже при одинаковом уровне обслуживания. Дети там вообще бесплатно занимаются, если ходят в секцию. Абонемент не обременителен для кошелька даже сельского жителя: посещение бассейна 12 раз в месяц обходится взрослому в 600 рублей, ребенку — в 300. Работу тренеров оплачиваем из областного бюджета. Для того чтобы удержать их, для каждого строим рядом с комплексом дом, покупаем машину.

Недавно к нам приезжали известные хоккеисты Александр Овечкин и Алексей Ковалев. Мы показали им типичный спортивный комплекс — в Лыскове. Посмотрели они и сказали: «Мы проехали всю Северную Америку и Канаду. И можем сказать, что в городах такого уровня, как ваше Лысково, таких комплексов нет». К этому хочу добавить, что они не пустуют. По нашим оценкам, загрузка ФОКа — около 1000 человек в день. Это при том, что в районных центрах живет от 7 до 25 тыс. человек. Например, в Сергаче около 800 ребят регулярно занимаются в секциях, здесь проводятся все уроки физкультуры, оздоровительная работа детских садов.

А главное, во всех районах, где мы построили комплексы, резко снизилась детская преступность. Например, только в одном Первомайском районе по сравнению с 2008-м годом — на 83,5%, в Сергаче — на 68,8%, в Богородске — на 50%. И настроение у людей изменилось. В Первомайске, помню, на открытии ФОКа спрашиваю у женщин лет 70-ти: «Внуков привели?» Нет, говорят, сами пришли посмотреть. Сколько лет живем, такого не видели: городу 155 лет, и ни одного бассейна там отродясь не было. Спрашиваю: «Ну и как, нравится?» Одна из них перекрестилась: «Это не ФОК, это Храм Божий!»

«АиФ»: — Валерий Павлинович, раз уж мы заговорили о ветеранах, давайте перейдем к другой важной теме. Приближается 65-летие Победы. Вы успеваете ко Дню Победы обеспечить всех ветеранов войны отдельным жильем?

В. Ш.: — Есть две части этой программы. Первая касается ветеранов, которые встали на учет до 1 марта 2005-го года. У нас таких 811 человек. Из них 796 уже получили ключи от новых квартир и домов. Остальные имеют по 15-20 предложений и выбирают. Думаю, до 9 Мая мы с ними решим вопрос.

«АиФ»: — А остальные, которые встали на учет после 1 марта 2005-го года?

В. Ш.: — Сейчас, когда было отменено условие по прожиточному минимуму, на учет встало еще более 400 человек. По прогнозам их количество может увеличиться до 2,5 тысяч. Их необходимо обеспечить жильем до конца года. Построить жилье в таком количестве мы в состоянии, тем более что на эти цели будут выделяться федеральные средства. Мы освоили малоэтажное строительство. И смогли вписаться в 33 тысячи рублей, которые нам дают из федерального бюджета на одного ветерана. Строим уже целыми поселками по 50-60 домов.

«АиФ»: — В преддверии празднования Дня Победы было бы интересно узнать о том, как планирует Нижегородская область отметить этот Праздник.

В. Ш.: — В Нижнем Новгороде в День Победы пройдет Военный парад одновременно с парадом в Москве. Трансляция из столицы будет вестись на три огромных экрана, установленных на нашей центральной площади — площади Минина. В параде примут участие ветераны, представители всех родов войск, 52 единицы военной техники, в том числе пять танков Т-80, пять боевых машины пехоты БМП-2. Ветераны войны получат специально сшитые для парада костюмы, фронтовикам предложат проехать по главной площади города в автомобилях, стилизованных под технику военных лет.

Также подчеркну, что к 9 мая в Нижегородской области будут отремонтированы 1800 мемориальных комплексов и памятников воинам Великой Отечественной.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах