Объём наварооборота. Можно ли бороться с торговой наценкой?

ФАС возбудила дело в отношении кафе в аэропортах, которые завышали цены на еду и воду.

«АиФ» решил выяснить, как накручивают цены в других местах - магазинах, кафе, кинотеатрах, и понять, волнует ли кого-то этот «наварооборот».

Им на всех плевать 

По мнению Национального союза защиты прав потребителей, магазины накручивают на продукты до 300%. Правозащитники считают, что торговые наценки нужно ограничить порогом в 30%. 

«В Европе 20-25% считается нормальной наценкой, - говорит председатель союза Павел Шапкин. - Парадокс, но это делает продукты более качественными. Ведь наши сети в погоне за прибылью и накрутками заставляют производителя отдавать товар по низкой цене. Что в этом случае делает производитель того же молока? Конечно, он удешевляет своё производство, а значит, продукты  теряют в качестве». 

Согласен с Шапкиным и первый зампред Комитета Госдумы по труду и соцполитике Николай Коломейцев. Он утверждает, что рост цен на продукты в России происходит из-за политики сетей и отсутст­вия контроля со стороны государства. Проблема, по его словам, заключается в том, что крупнейшие торговые сети страны зарегистрированы в офшорах: «И им наплевать на Росстат, Минэкономразвития, ЦБ. Они свои вопросы решают».

У торговых сетей своя правда. «Наценка на так называемые премиальные продукты, которая покрывает расходы на торговую деятельность, может легко быть 100%. Но по ряду продуктов, таких как хлеб, молоко, курица, картошка, наценка может составлять 0%, а может быть даже отрицательной, - заверяет председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев. - То есть одна наценка компенсирует другую. Если ограничить наценку 30%, то с высокой вероятностью товары первой необходимости резко подорожают». 

Впрочем, тех, кто ходит в магазины и видит, как растут цены, вряд ли легко можно убедить в существовании отрицательной наценки.

Сколько стоит вода?**
Место продажи Вода 0,5 л без газа
Аэропорт
«Внуково» 100 руб.
«Домодедово» 100 руб.
«Шереметьево» 100 руб.
Кафе
«Две палочки» 120 руб.*
«То да сё» 169 руб.
«Якитория» 157 руб.*
Кинотеатр
«Каро» 100 руб.
«Люксор» 120 руб.
«Пионер» 200 руб.
Театр
Театр им. Вс. Мейерхольда 100 руб.
РАМТ 100 руб.
Театр на Малой Бронной 120 руб.
Торговая сеть
«Авоська» 37,90 руб.
«Магнит» 34 руб.
«Дикси» 35 руб.
*Цена для 0,3 л
**По данным исследования «АиФ» на 3.07.2017

Вода по цене билета

Самая большая накрутка в ресторанах, театрах и кафе. И вовсе не на еду, а на... напитки. «В основном они зарабатывают на этом», - говорит Шапкин. 

Вот вам магия цифр. Цена за 0,3 л воды без газа в обычном магазине 35 руб., в кафе - до 169 руб., а в кинотеатре - уже 200 руб. Литр воды выходит «золотым» - в несколько раз дороже литра бензина! При этом вода в кафе зачастую дороже кофе и вопреки всем законам логики равна по стоимости чайнику чая.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

«Напитки составляют львиную долю доходов кинотеатров и театров, поэтому их наценка несравнимо выше наценки торговых сетей, - отмечает член Торгово-промышленной палаты Анна Вовк. - Если кинотеатр поднимет цены на билеты, к ним никто не пойдёт. А газировка с попкорном - побочные продукты, необязательные для просмотра фильма, поэтому цены на них кинотеатры могут поднимать без ущерба для потока клиентов. И мало кто знает, что зрители могут приобрести еду и напитки в соседнем магазине, где те стоят в два раза дешевле». Это единственный способ сэкономить на перекусе между сеансами или во время антракта. 

К слову, если вас не пускают в зрительный зал со своими продуктами, вы вправе жаловаться в Роспотребнадзор. «Принуждение покупать их только в баре кинотеатра противоречит закону о защите прав потребителя», - заверяет эксперт. 

«Впрочем, напитки в кино, парках и других массовых местах не являются товарами первой необходимости, соответственно нет и особых причин для создания излишнего регулирования, - говорит Вовк. - Если на эти товары установлены такие цены, значит, на них есть спрос».

Кстати

Пока в России регулируется предельная розничная цена только на социально значимые продукты. Такие как мясо, куры, рыба мороженая неразделанная, масло сливочное и подсолнечное, молоко, яйца, сахар, соль, чай чёрный байховый, пшеничная мука, хлеб ржаной, ржано-пшеничный и из пшеничной муки, вермишель, картофель, морковь, яблоки. «Но такие ограничения вводятся на срок не более 90 дней. И в том случае, если в течение 30 дней рост розничных цен на эти товары составил 30% и более», - поясняет исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

Комменарий

Замначальника Управления контроля соцсферы и торговли ФАС Юлия Ермакова пояснила «АиФ», что в театрах и других организациях культуры, спорта и досуга участ­ники рынка устанавливают цены самостоятельно, т. е. они не регулируются государством. ФАС России проверяет обоснованность цен, если организация занимает доминирующее положение на рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о защите конкуренции организация может быть признана занимающей доминирующее положение, если на рассматриваемом рынке товар или услуга не имеет замены. В отличие от кафе, которые расположены на территории стерильных зон аэропортов (откуда пассажиру не выйти), услуги общественного питания в организациях культуры или досуга могут быть заменены аналогичными услугами на территории города.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. антип
    |
    15:55
    17.07.2017
    0
    +
    -
    Весь ФАС разогнать и вернуть на свое законное место МинСудПром.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем запомнился первый советский миллионер Артем Тарасов?
  2. О чём Владимир Путин говорил со школьниками из «Сириуса»?
  3. Почему в Китае запретили Винни-Пуха?

Разрешаете ли вы своим детям есть фастфуд, чипсы?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru