aif.ru counter
Алексей Макурин 4 4549

Взлёт цен на бензин: кто меняет правила игры во время игры?

В среднем по России подорожание на заправках в апреле-мае составило 7,4%.

Валерий Мельников / РИА Новости

Правительство решило снизить акцизы на моторное топливо, чтобы остановить гонку цен. Почему весь апрель и май дорожали бензин и «дизель»? Кто на этом заработал? Рассказывает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Биржевые игры

Алексей Макурин, «АиФ»: Первые три месяца 2018 года цены на АЗС стояли как вкопанные и рванули сразу, как прошли президентские выборы. Это совпадение?

Евгений Аркуша: Мне об этом трудно судить. Но то, что нефтедобывающие компании до поры до времени старались не волновать народ, - это факт. 

- Совещаний в правительстве, посвящённых бензиновым кризисам, бесчисленное количество. Почему принимаемые решения дают только временный результат?

- Потому что продолжается манипулирование биржевыми торгами, где формируются ценовые индикаторы, которые впоследствии становятся ориентирами для рынка.

Есть крупные сети, принад­лежащие нефтяным гигантам, которым неважно, где зарабатывать - на оптовом уровне или на розничном. Не получив прибыль в одном месте, они получают её в другом. И есть независимые АЗС, которые сегодня покупают бензин даже дороже, чем продают.

- Как это происходило в 2018 году?

- В апреле нефтяники врое снизили продажи нефтепродуктов на Санкт-Петербургской товарно-cырьевой бирже. Это создало ажиотажный спрос и толкнуло вверх биржевые цены. И дальше по цепочке подорожание дошло до розницы.

- Почему предложение снизилось? Бензина и дизельного топлива в стране не хватает?

- Дефицита нет. Не в этом проблема. Есть даже незагруженные мощности НПЗ. Но в апреле сильно повысились мировые цены на нефть, и наши нефтяники не упустили возможности заработать на экспорте. Они резко увеличили поставки за рубеж - причём не бензина, а так называемых полупродуктов. И, чтобы не потерять доходность в России, поспособствовали росту внутренних оптовых цен на нефте­продукты.

Что может ФАС?

- Судя по статистике, розничные цены выросли меньше оптовых. Как такое может быть?

- В рознице цены сдерживает конкуренция между АЗС. Но условия, в которых они работают, неравноценные. Есть крупные сети, принад­лежащие нефтяным гигантам, которым неважно, где зарабатывать - на оптовом уровне или на розничном. Не получив прибыль в одном месте, они получают её в другом. И есть независимые АЗС, которые сегодня покупают бензин даже дороже, чем продают.

- Чем опасна такая недобросовестная конкуренция?

- Независимые АЗС продают 40% моторного топлива. Если они начнут разоряться, розница будет монополизирована. И монополисты смогут вести себя так же, как ведут на оптовом уровне: захотел - и повысил цены на 30% в течение месяца.

- Почему же тогда молчит Федеральная антимонопольная служба?

- Биржевые индикаторы, на основе которых складываются высокие оптовые цены, признаются ФАС рыночными. У неё нет полномочий вмешиваться.

- Тем не менее ФАС поддержала идею об увеличении норматива биржевых продаж топлива, который обязаны соблюдать нефтяники.

- Это предложение Российского топливного союза. Его цель - сдержать падение предложения ниже критического уровня. По статистике биржи, это 15% от объёма производства российских НПЗ. Именно с этого момента начинается подорожание топлива в оптовом звене. В среднем биржевые продажи нефтепродуктов составляют 20% от производства, что нефтяники постоянно подчёркивают. Но так как минимальный норматив установлен сейчас на 10-процентном уровне, ничто не мешает им сокращать поставки до предела, за которым цены выходят из равновесия.

Доля налогов в стоимости конечной цены литра бензина за последние годы увеличилась почти до 70%. И платят за эти решения российские потребители.

Непоследовательный маневр

- Чем отличается сценарий, по которому сегодня дорожает бензин, от того, что мы наблюдали в прошлые годы?

- Раньше влияние мировых нефтяных цен на внутренний рынок компенсировалось двумя факторами. Во-первых, курс рубля был жёстко привязан к нефтяным ценам: когда они росли, рубль укреплялся. А в апреле 2018 года всё было наоборот: нефть подорожала, а рубль ослабел. В итоге разрыв между мировыми и внутренними ценами оказался больше обычного. И понадобилось более сильное повышение внутренних цен на нефтепродукты, приблизить их к экспортным.

Во-вторых, в 2015 году правительство начало в нефтяной отрасли налоговый маневр. Он предполагал постепенное снижение экспортной пошлины на светлые нефтепродукты с одновременным увеличением налога на добычу полезных ископаемых и снижением акциза на бензин и дизтопливо. В результате пошлина сегодня заметно ниже, чем несколько лет назад, что создаёт дополнительный стимул для экспорта. А решение о снижении акциза не выполнено. На бензин 1-го класса он был поднят в январе 2018 года на 10,7%. В итоге доля налогов в стоимости конечной цены литра бензина за последние годы увеличилась почти до 70%. И платят за эти решения российские потребители.

- Акцизы решено с 1 июня всё же понизить. Что дальше?

- Это решение, а также обещание крупных компаний заморозить цены на своих АЗС должно стабилизировать розницу. А пойдут ли розничные цены вниз? При тех оптовых, что сегодня сложились, это уже невозможно. 

- Что нужно изменить на топливном рынке, чтобы год за годом не возвращаться к одной и той же проблеме?

- Не надо менять правила игры во время игры. А деньги, которые нужны государству для реализации различных бюджетных программ, искать не путём повышения налогов, а создавая заслон воровству и «распилу».

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Андрей
    |
    17:06
    07.06.2018
    2
    +
    -
    А у нас что правительство в сторонке стоит когда наглые нефтяные короли себе миллионы стругают обдирая работяг?
  2. андрей77
    |
    16:53
    08.06.2018
    1
    +
    -
Комментарии (4)
  1. Андрей
    |
    17:06
    07.06.2018
    2
    +
    -
    А у нас что правительство в сторонке стоит когда наглые нефтяные короли себе миллионы стругают обдирая работяг?
  2. андрей77
    |
    16:53
    08.06.2018
    1
    +
    -
  3. Иван Кремнев
    |
    17:03
    08.06.2018
    1
    +
    -
    Манипуляции с ценами надо рассматривать как тягчайшее экономическое преступление против народов России и враждебную деятельность.
  4. Андрей Иванцов[facebook]
    |
    02:08
    11.06.2018
    0
    +
    -
    Источник Эксперт рассказал, как избежать роста цен на бензин до 100 рублей за литр МОСКВА, 10 июн — РИА Новости. Принимаемые сейчас правительством РФ меры для сдерживания роста цен на бензин и дизельное топливо ставят под угрозу существование независимых АЗС, без которых физически будет невозможно обеспечить страну топливом, а цены бензина могут взлететь до 100 рублей за литр, считает президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов. Резюме в стране юристов всё возможно, продать честь, совесть, ум не сложно...
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Правда ли, что пиво лечит печень?
  2. Кого коснется продленная заморозка накопительной пенсии?
  3. Почему китайский чеснок лучше не покупать?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ