00:05 04/11/2009 Виктория Никитина 1 98

Россияне смогут оформлять паспорта и получать справки по Интернету?

Владимир Путин озвучил народную боль: «Процедуры выдачи разного рода справок … далеки от совершенства. Часто люди вынуждены...

Оградить народ от поборов призвано очередное благое намерение: в рабочее время «поселить» чиновников в Интернете. Это значит, что все госуслуги обяжут оказывать на расстоянии. Чтобы народ не простаивал в очередях, а получал информацию дома за чашкой чая. Подробнее об этом «АиФ» рассказал Игорь Щёголев, министр связи и массовых коммуникаций РФ.

Глубинка в Сети

«AиФ»: — В каком году и на какой сайт должен зайти наш читатель, чтобы ему пересчитали пенсию, дали для заполнения нужный бланк или позволили обратиться с жалобой в какое-либо учреждение?

Игорь Щёголев:  Уже в следующем году любой россиянин сможет получить эти и ещё порядка трёхсот федеральных услуг на одном интернет-портале. Например, бланки и информацию для получения паспорта, соцпомощи (что касается пенсий, путёвок). Там будет информация о налогах, начисленных на гражданина. Например, транспортный, земельный, имущественный налоги. Планируется поместить данные о штрафах ГИБДД, чтобы можно было спокойно выезжать за границу и знать, что у тебя нет штрафов или просроченных долгов.

«AиФ»: — А с чего авторы идеи взяли, что у всех дома есть компьютер, Интернет и все умеют ими пользоваться? Вот если бы в продажу пустили компьютер за 100 долл., это упростило бы задачу…

И. Щ.:  Опрос показал, что у 30% российских семей доступ к Сети есть. А те, у кого нет, к примеру, в удалённых населённых пунктах, смогут воспользоваться пунктами коллективного доступа — аналогом интернет-кафе.

Что касается дешёвого компьютера, то за 6-8 тыс. рублей уже сейчас его можно найти. С программным обеспечением он будет стоить, конечно, дороже.

Мы серьёзно занимаемся так называемой тематикой свободного программного обеспечения, в простонародье — Линукс. Бесплатный, нелицензионный продукт. Позволяет получить доступ в Интернет, готовить тексты, презентации.

В 2010 г. появится ещё одна возможность — получить информацию по телефону. На базе ОАО «Ростелеком» будет создан федеральный центр телефонного обслуживания граждан, операторы которого станут пользоваться тем же порталом госуслуг и осуществлять помощь гражданам, которые не имеют возможности воспользоваться Интернетом. Звонок будет бесплатный.

«AиФ»: — Недавно была в налоговой инспекции. Пыль, кучи бумаг, старые компьютеры, которые постоянно виснут. Как её сотрудников можно заставить в такой обстановке отвлекаться ещё и на обращения граждан через Интернет?

И. Щ.:  К сожалению, предоставление данных услуг сильно зависит от информатизации и реорганизации ведомств. За период 2002-2008 гг. потрачены серьёзные госсредства на информатизацию самих ведомств, так что сейчас мы ожидаем от них качественного результата. Минкомсвязи предоставляет лишь окно: информационную систему, объединяющую всех, кто оказывает те или иные госуслуги населению. Она называется модным словом «портал».

К каждому чиновнику человека с палкой, конечно, не приставишь. Уже сейчас в Госдуме рассматривается закон, в котором говорится об обязанности ведомств по предоставлению госуслуг. Так что это не просто отписка.

«AиФ»: — Идея у вас шикарная. Но в 2002 г. уже начали аналогичную программу — «Электронное правительство». Знаете, как выглядят результаты её многолетнего труда? На сайте Федеральной налоговой службы — статистика за 2006 г., Минрегиона — отчёт об обращении граждан за 2007 г., а уже 2010 г. на носу. Продолжать можно долго. На каком этапе произошёл сбой? Не направляем ли мы себя на те же «грабли»?

И. Щ.: — Вероятно, ранее на каком-то этапе произошёл сбой, и слово «электронное» стало восприниматься буквально. Основные деньги тратились на автоматизацию ведомств: покупку техники, телекоммуникационных систем. А об информационном и функциональном наполнении мало думали. Сейчас же именно это становится главным.

«AиФ»: — Строгость законов компенсируется их неисполнением. Если какое-то ведомство откажет в выдаче информации в удалённом доступе, кому можно пожаловаться?

И. Щ.:  1 января 2010 г. вступит в силу ФЗ № 8-ФЗ от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления». В нём чётко указано, какую информацию госорганизации должны предоставлять через Интернет. Помимо этого Минэкономразвития и мы будем отслеживать ситуацию. А неисполнение федеральным ведомством закона ставит вопрос об ответственности.

Куда уйдут взятки?

«AиФ»: — У вас запуск программы в декабре, а многие чиновники не знают, на какие кнопки в компьютере нажимать надо.

И. Щ.: — Совместно с Минобрнауки будем заниматься обучением чиновников компьютерной грамотности. Что касается программы предоставления электронных госуслуг населению, то только по ней уже обучено около 1 тыс. сотрудников федеральных ведомств.

«AиФ»: — Как привыкли жить чиновники в России: бумажка на бумажку, подпись на подпись. А сейчас их кормушка уйдёт в электронный мир. Куда же переместятся взятки, фирмочки, наживающиеся на очередях?

И. Щ.: — Возьмите получение разного рода справок и документов. Все знают про очереди и компании, которые сидят рядом с кабинетом, куда сдают заявки. Тех, кто не может заплатить за «ускорение» очереди, отодвигают ещё дальше от этой двери. Запуск электронной услуги на госпортале просто уберёт этих посредников. Побороть коррупцию хотя бы частично — как раз одна из задач внедрения электронного взаимодействия.

«AиФ»: — А можно от имени наших читателей попросить, чтобы те, кто будет выкладывать информацию на портал, все тексты переводили с чиновничьего языка на понятный народу?

И. Щ.: — Это одна из самых главных задач. Даже адрес для портала выбрали лёгкий — www.gosuslugi.ru. Если посмотрите в регламент Федеральной миграционной службы, то он будет состоять из 50 страниц, описывающих порядок получения паспорта гражданина РФ. А задача портала госуслуг — понятным языком объяснить гражданам, как предоставляется услуга, что для этого нужно, где скачать анкету, квитанцию и т. д.

Уже есть страны, где любую госуслугу можно получить либо в электронном виде, либо по почте, либо по телефону. Так что есть возможность оценить, насколько это нам нужно и как быстро стоит идти по этому пути.

 

Читайте также

Мнение экспертов о том, как сделать получение бесплатных государственных услуг действительно бесплатным и, главное, быстрым >>>

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Железная рука
    |
    11:13
    07.01.2010
    0
    +
    -
    Только Железная рука может быстро внедрить повсеместную информатизацию. Современный уровень информационной культуры чиновников - это еще 40 лет модернизации. Пока не сменится 2 поколения.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что такое гиперзвуковое оружие?
  2. Насколько опасен выброс радиации в Нижнем Новгороде?
  3. Что будет со сборной России по хоккею после поражения в матче с Канадой?

Делаете ли вы сбережения на случай возникновения кризисной ситуации?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ