Игорь Виттель 2 3140

Русский выбор английского или французского пути

Игорь Виттель в колонке для АиФ.ru убеждает: проблема российской экономики совсем не в том, что у нас некому будет работать, а, ровно наоборот, в большом количестве неэффективных и неорганизованных работников.

Игорь Виттель.
Игорь Виттель. © / Commons.wikimedia.org

Не знаю, правда ли то, что у России всегда свой особый путь, но то, что российских экономистов заботят не те проблемы, которые волнуют их зарубежных коллег, — это правда. Пока весь мир заботит проблема того, что скоро люди многих профессий будут заменены роботами, искусственным интеллектом, нейронными сетями, самоуправляемыми автомобилями и чёрт знает чем ещё, наших волнует нехваток рабочей силы.

То есть все в панике от избытка, наши в панике от грядущего отсутствия рабочих рук.

Хорошо, допустим, что, в силу особенности демографии, такая проблема с нами может случиться, но почему её решать надо, сразу повышая пенсионный возраст? Понятно, что таким образом пытаются решить не только проблему нехватки рабочей силы, но и нехватки пенсионных денег, но почему это всё за наш с вами счёт?

Вопрос с диспропорцией в численности населения решался ещё несколько веков назад, так что и проблема вовсе не нова, её решение найдено давно. Несколько веков назад во Франции было в два раза больше народа, чем в Англии, а по силе экономики они были примерно равны. Потому как в Англии была выше производительность труда. 

Кстати, о производительности труда: у нас, например, в текстильной промышленности 1,5 млн рабочих мест с оплатой 12 тыс. руб. в месяц. А хватить может за глаза половины миллиона с оплатой по 40 тыс. А если работать, как китайцы, так и того меньше. Весь вопрос в том, куда девать свободный миллион. Уволить в никуда? Социальный взрыв. Оставить всё как есть — обречь отрасль на вечную неэффективность. Да, решать проблему переобучения и переориентирования надо было с самого начала перестройки, но всем было вечно не до того. А вот теперь, если не решим, будем иметь проблему куда больше. Точнее, две.

Те, кто считает проблемой нехватку рабочих рук, могут заняться вопросом трудовой миграции. Мы вполне можем позволить принять у себя в стране молодых профессионалов. Как, например, Австралия, только серьёзно регулируя процесс въезда-выезда. Пока экономисты компенсируют собственную некомпетентность тревожными воплями, как чайки перед бурей, предлагаю именно их и заменить роботами. Толку точно больше будет.

У части российских экономистов опять паника. Всё пропало, численность работоспособного населения падает и в ближайшие 15 лет упадёт почти на 9 процентов. Кто же будет работать? О роботизации и прочих технологических революциях я скромно умолчу, дабы не читать различным экономическим гуру лекции на элементарные темы. Но вот на полях скромно замечу. Дело не только и не столько в численности населения, сколько в организации и производительности труда. Если бы дело было только в численности, то самыми мощными экономиками мира были бы Китай, Индия и Индонезия, а не США, Япония (находящаяся, например, на десятом месте по численности населения) или Германия. Причём ситуация эта вовсе не нова. Если оглянуться на историю Средних веков, можно увидеть ту же картину. Вспомните пример с Францией и Англией, который я уже приводил. Избыточная рабочая сила всегда была тормозом для модернизации. В малонаселённой Англии приходилось изворачиваться, заменять дорогостоящих работников машинами, внедрять трудосберегающие технологии. А во Франции в этом не было необходимости. Вот и получили аграрное перенаселение и революцию. А поскольку революций нам не надо, то лучше пойти по «английскому» пути.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Учитель из глубинки
    |
    14:56
    19.05.2017
    4
    +
    -
    Поддерживаю. У нас в школе не хватает учителей, а над нами до черта чиновников, которые ничего полезного для школы не делают, но придумывают работу нам, заставляют отчитываться, перекладывают эти отчеты с места на место, пересылают друг другу, сводят, отчитываются друг перед другом, ну и т.д. Вроде полно народу, все чем-то заняты, а работать некому.
  2. bigluzer
    |
    18:53
    20.05.2017
    2
    +
    -
    Учитель из глубинки: Гнать к черту всю эту братию. Их сейчас везде полно-один пашет, а пятеро высокооплачиваемых бездельников, указывают. что и как ему делать, сами, при этом, - совершенно ничем не заняты. Однако, получают в разы больше того, кто занят непосредственно-работой. Выгнать бездельников-вот Вам и повышение зарплаты трудящемуся(если не разворуют)
Комментарии (2)
  1. Учитель из глубинки
    |
    14:56
    19.05.2017
    4
    +
    -
    Поддерживаю. У нас в школе не хватает учителей, а над нами до черта чиновников, которые ничего полезного для школы не делают, но придумывают работу нам, заставляют отчитываться, перекладывают эти отчеты с места на место, пересылают друг другу, сводят, отчитываются друг перед другом, ну и т.д. Вроде полно народу, все чем-то заняты, а работать некому.
  2. bigluzer
    |
    18:53
    20.05.2017
    2
    +
    -
    Учитель из глубинки: Гнать к черту всю эту братию. Их сейчас везде полно-один пашет, а пятеро высокооплачиваемых бездельников, указывают. что и как ему делать, сами, при этом, - совершенно ничем не заняты. Однако, получают в разы больше того, кто занят непосредственно-работой. Выгнать бездельников-вот Вам и повышение зарплаты трудящемуся(если не разворуют)
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Нужна ли доверенность, если владелец авто едет пассажиром?
  2. Может ли очевидец происшествия оказать пострадавшему первую помощь?
  3. Могут ли из-за долгов по ЖКХ не выпустить за границу?


Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru