Примерное время чтения: 7 минут
1834

«Подсолнухи» в Захаркове. Как Софи Лорен нашла в Южном Тушине своего мужа

Сюжет Газета «Мой район»: Южное Тушино. Выпуск №4
Софи Лорен играет итальянку Джованну, которая обнаруживает своего супруга живущим в Захаркове.
Софи Лорен играет итальянку Джованну, которая обнаруживает своего супруга живущим в Захаркове. Кадр из фильма

Русская жена Мастроянни

Во время Второй мировой войны итальянка Джованна (Софи Лорен), успев побыть женой солдата Антонио (Марчелло Мастроянни) всего несколько дней, провожает любимого на Восточный фронт. Так начинается картина совместного производства «Подсолнухи». Сценарий был написан Тонино Гуэррой, Чезаре Дзаваттини и Георгием Мдивани с советской стороны.

Антонио пропадает без вести. Джованна изо дня в день ищет мужа в списках убитых – там его нет. Однажды бывший военнопленный итальянец рассказывает женщине: при отступ­лении обмороженный Антонио не смог идти дальше и остался лежать в заснеженной степи. Джованна немедленно отправляется в Россию на поиски любимого. 

В конце 1960-х, когда снимался фильм, тема пропавших на Восточном фронте солдат была в Италии незаживающей раной. В СССР на все запросы из Италии отвечали, что данными о невозвратившихся из плена солдатах они не располагают. Поэтому родственники стали думать, что их мужь­я, сыновья, братья остаются в лагерях, а часть итальянцев даже женились на русских, но им запрещают сообщать о себе на родину. 

Джованна ищёт Антонио сначала на Украине, потом о­тправляется в Россию и ходит с фотографией по предприятиям Москвы и районам, где, как ей сказали, могут работать и­тальянские пленные. Находит героиня Софи Лорен своего мужа в Захаркове, н­ынешнем Южном Тушине. Кстати, на вопрос героини «Где здесь живёт итальянец?» отвечают не профессиональные актёры, а массовка, которую набрали из обитателей Захаркова.

Местные жители показывают ей этот дом. Во дворе Джованну встречает русская женщина (Наталья Савельева). Увидев фотографию Антонио, Мария рассказывает, будто оправдываясь: она вытащила его с поля, он был без памяти, она его выходила. Сейчас они женаты. Джованна едва сдерживает слёзы. Такой удар… Когда она разглядывает четырёхлетнюю Катюшу, дочь Антонио и Марии, на лице Джованны гримаса б­оли. 

Кстати, де Сика потребовал, чтобы на роль Марии для фильма ему нашли по-настоящему красивую русскую женщину. Мол, с серой мышкой итальянец бы не остался. Наталья С­авельева, которую все знали по роли Наташи Ростовой в «­Войне и мире», подходила идеально. Огромные распахнутые глаза, красивые золотистые волосы, женственная фигура. Верилось, что в такую можно легко влюбиться.

Встреча на станции

Когда русская и итальянская женщины идут встречать на станцию своего Антонио – мужа, одного на двоих, – в картине перед зрителем предстают сейчас уже уникальные архивные кадры Захаркова: старые деревянные домишки, дорога к спасательной станции, подтоп­ленное поле, деревянный причал, от которого ходил паром, вдалеке – строящиеся за каналом на Ленинградском шоссе многоэтажки. Увидев Антонио на перроне, Джованна выбрасывает его фотографию и вскакивает в отходящий п­оезд.

Что заставило итальянских кинематографистов выбрать именно Захарково для одной из самых драматичных сцен? 

«С момента вхождения в состав Москвы города Тушино и окружающих его деревень в 1960 году эта местность начала активно меняться, – рассказывает «Моему району» старший научный сотрудник Музея Москвы Мария К­алиш. – Строятся многоэтажные дома, Московская кольцевая дорога. При этом где-то ещё остаются островки старых деревенских домов, там течёт по-прежнему деревенская тихая жизнь. Всё это и стало фактурой для фильма, подтверждающей: в жизни всё меняется».

Деревня Захарково, которая вот-вот исчезнет с лица земли, становится в фильме ещё и символом: перемены неизбежны, новое вторгается в старое и поглощает его. Со временем то, что раньше виделось невозможным, становится привычным. Жизнь итальянца Антонио, перемолотая жерновами войны, забрасывает его за тысячи километров от родного дома, где он едва не погибает. Но вдали от родины он вдруг обретает тихую гавань семейного тихого счастья.

«Почему снимали именно у нас? Ну как?! Деревенские дома, утопающие в зелени! – говорит корреспонденту «Моего района» родившаяся в Захаркове и жившая там до конца 1960-х годов Софья Семёнова из Южного Тушина. – У итальянцев ведь были консультанты из СССР. А кинематографисты все местечки, где можно что-то интересное снять, на карандаше держат. Зачем ехать бог знает куда, чтобы снять деревенские дома, если у нас в Москве, под боком, ещё оставался на побережье кусочек настоящей деревни? Это была самая-самая окраина города. Съёмки «Подсолнухов» шли в Захаркове на месте т­еперешнего Химкинского бульвара. Дома у нас в деревне были маленькие, деревенские, очень скромные. Многие из них показаны в киноленте. А яблоневый сад, который виден в фильме, вырубили. На этом месте сейчас торговый центр «Калейдоскоп». К счастью, колхозный Захарковский сад на побережье сохранили. В то время все говорили: вот, были съёмки у нас, Софи Лорен и Мастроянни приезжали. Приятно, конечно, когда живёшь на окраине, а тут такое кино вдруг снимают! В фильме видно подтопленное поле. Так и было на самом деле – там же залив. Конечно, мы все смотрели «Подсолнухи», приятные эмоции остались. Тогда не было такого потока фильмов, как сейчас, поэтому каждая картина была интересна. Особенно когда видишь, что это всё в районе твоём происходило. Иногда кино могут снять так, что родной дом не узнаешь. Но в «Подсолнухах» Захарково показано очень достоверно». 

Любовь без границ

Захарково начали переселять в 1950–1960-х годах, причём выборочно, как и показано в ленте. Одним семьям давали квартиры в новых многоэтажках, а другие ещё долго оставались деревенскими жителями. 

В конце фильма героям Марии и Антонио дают новую квартиру. Гружённый мебелью и домашним скарбом «уазик» пересекает границу теперешних Южного и Северного Т­ушина. В кузове сидит герой Марчелло Мастроянни в кепке, держа одной рукой спинку дивана, другой – фикус. Русская жена Маша с дочкой Катюшей – в кабине. Машина двигается медленно, подскакивая на колдобинах. За это время мы успеваем рассмотреть на зад­нем плане здание спасательной станции, Северный речной вокзал, строящиеся серые дома-башни на Ленинградке. 

Савельева и Лорен играют в фильме очень жертвенных женщин. Маша помогает Антонио уехать в Италию со словами: «Я тебя тут подожду», – лишь бы он был счастлив. В конце фильма Антонио предлагает Джованне начать всё заново и уехать с ним. Но она решает, что не может лишить русскую девочку отца.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах