aif.ru counter
Андрей Сидорчик 6188

Под гнётом трёх букв. Что произошло с российским образованием в 2013 году

На фоне ставших бесконечными ЕГЭ-страданий были разоблачены «липовые» диссертации, создан единый учебник истории и придуманы новые школьные предметы.

2013 год для российского образования получился переходным. Высшая и средняя школа постепенно перестраивались на выдвигаемые новым законом «Об образовании» требования, в ходе этого процесса сталкиваясь со всё новыми и новыми трудностями. От всевозможных реформ устали все, однако конца и края им пока не видно.

ЕГЭ жил, ЕГЭ жив, ЕГЭ будет жить

Единый государственный экзамен превратился, пожалуй, в главную проблему российского образования. Сценарий «ЕГЭ-страданий» в 2013 году был примерно таким — первую половину года Минобрнауки убеждало всех, что на сей раз всё пройдёт без сучка и задоринки, а во второй каялось и признавало ошибки.

Несмотря на уверения в том, что прежние недостатки устранены, ЕГЭ-2013 оказался едва ли не самым скандальным за всё время его проведения. Экзаменационные материалы упорно появлялись в Сети, сдающие экзамен не расставались с телефонами, а в Дагестане и вовсе открылась новая отрасль туризма — ученики выпускных классов со всей страны переводились в школы горных аулов, где вовсе не было никакого контроля над проведением ЕГЭ.

После окончания сдачи ЕГЭ глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов пытался сделать хорошую мину при плохой игре, убеждая, что в целом нарушения не повлияли на итоги экзаменационной кампании.

Однако оргвыводы свидетельствовали об обратном — руководитель Рособрнадзора Иван Муравьёв, отвечавший за проведение ЕГЭ, покинул свой пост, проработав менее года.

В конце года были опубликованы выводы Генпрокуратуры, которая обнаружила не менее 900 серьёзных нарушений при проведении процедуры ЕГЭ в 2013 году. Вывод: процедура ЕГЭ в нынешнем виде не обеспечивает справедливого распределения мест в вузах, приоритетное право поступления туда получают не умные и талантливые, а самые хитрые и пронырливые.

Изменений в ЕГЭ готовится много — введение устной части, возвращение сочинения и т. д. Однако всё это появится не ранее 2015 года. Что касается ЕГЭ-2014, то на нём ожидается ужесточение мер безопасности вплоть до появления на входе в экзаменационные аудитории полицейских с металлоискателями.

Скандал с «липовыми» диссертациями

В 2013 году стало окончательно ясно: жульничают не только на ЕГЭ и не только с получением диплома о высшем образовании, но и с получением учёных степеней.

Главным, пусть и невольным виновником разоблачений стал политический активист партии власти Андрей Андриянов, который после президентских выборов 2012 года возглавил знаменитую физико-математическую «школу Колмогорова» при МГУ.

Возглавил при поддержке и одобрении ректора МГУ Виктора Садовничего. И всё бы ничего, если бы не бывшие выпускники этой легендарной школы, которым категорически не понравилась личность Андриянова.

«Колмогоровцы» провели настоящее научное исследование и обнаружили, что Андриянов, по образованию химик, умудрился получить степень кандидата исторических наук. Причём защищался Андриянов не в родном МГУ, а в диссертационном совете Московского педагогического государственного университета.

Исследовав работу Андриянова, его противники пришли к выводу, что это самый настоящий плагиат, причём весьма неудачно замаскированный. Директор «школы Колмогорова» пытался оправдываться, получил поддержку ректора Садовничего, но вопрос оказался на рассмотрении в Минобрнауки.

В феврале 2013 года состоялась «научная казнь» Андриянова — Высшая аттестационная комиссия лишила его учёной степени. Ему также пришлось покинуть пост директора «школы Колмогорова».

Но главное, что история с Андрияновым стала той ниточкой, с помощью которой начал распутываться целый клубок «липовых» диссертаций. Вместе с Андрияновым лишились учёных степеней ещё 10 человек, а сам диссертационный совет МПГУ был разогнан.

После этого волна разоблачений накрыла Россию: вопиющий плагиат находили в работах политиков практических всех ведущих партий, успевших обзавестись учёными степенями. Впрочем, до лишения незаслуженных регалий практически не доходило.

Правда, в самом конце года случилось событие, доселе невиданное — у одного из чиновников проснулась совесть. Руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства правительства Москвы Алексей Комиссаров, уличённый в некорректных заимствованиях при написании диссертации на соискание степени кандидата экономических наук, сам написал заявление в ВАК с просьбой об аннулировании учёной степени. Комиссаров намерен вновь написать работу и защитить её в установленном порядке. Этот поступок не заслуживает ничего, кроме уважения: не каждому дано признать собственные ошибки.

Россия обретёт единый учебник истории

В 2013 году Россия решила создать единый школьный учебник истории. Собственно, это решение принял один человек — Владимир Владимирович Путин. На заседании Совета по межнациональным отношениям в феврале 2013 года глава государства выступил с инициативой о разработке единых учебников истории России для средней школы, которые будут написаны хорошим русским языком и будут лишены внутренних противоречий и двойных толкований.

О том, что инициатива достаточно сомнительна, сказали все… кто не состоит на государственной службе. Остальные взяли под козырёк и принялись исполнять.

В ходе работы историки пришли к выводу, что в отечественной истории существует 31 спорный вопрос, по которым учёные не могут выработать единой позиции.

Неудивительно, ведь споры в научном мире вокруг тех или иных исторических фигур продолжаются десятилетиями. Удивительно другое — консенсус создатели концепции единого учебника достигли уже к осени 2013 года.

В ноябре 2013 года концепция единого стандарта преподавания истории, подготовленная рабочей группой российских историков под руководством главы Российского исторического общества, председателя Госдумы Сергея Нарышкина, министра образования Дмитрия Ливанова и министра культуры Владимира Мединского, была направлена для ознакомления в Кремль главному «заказчику» — Владимиру Путину.

На основании этой концепции и будет создан учебник, от которого уже сейчас у многих в историческом сообществе волосы встают дыбом.

Например, татаро-монгольское иго из русской истории исчезает, так как сильно не нравится общественности Татарстана. Заменит его «система зависимости русских земель от Золотой Орды». Не будет больше и Октябрьской революции — теперь весь период с 1917 по 1921 годы получит название Великая русская революция. Писатель Михаил Веллер на сей счёт ехидно заметил: как же теперь будет трактоваться орден Октябрьской революции? Как объяснить несчастным школярам, каким орденом награждали в СССР, если из истории вымарано само понятие «Октябрьская революция»?

Учитывая нашу любовь к переписыванию истории, можно не сомневаться, что изменения в единый учебник будут вноситься регулярно.

Новые школьные предметы

В 2013 году чиновники, депутаты, общественные деятели наперебой предлагали ввести в школьную программу новые предметы. Перечислить абсолютно все предложения не представляется возможным, так как многие инициативы продвигались не на федеральном, а на региональном уровне. Вспомним хотя бы часть из того, чем хотели «осчастливить» школьников.

ОАО «Российские железные дороги» и Главное управление на транспорте при Министерстве внутренних дел предложили Минобрнауки преподавать в школах новый предмет — основы безопасного поведения на железных дорогах.

Министерство труда и социальной защиты РФ предложило ввести для школьников уроки пенсионной и финансовой грамотности.

Спикер Госдумы и председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин предложил ввести предмет «Народы и культуры России».

Вице-премьер Ольга Голодец говорила о необходимости введения уроков нотной грамотности, а вновь созданное Всероссийское хоровое общество — уроков хорового пения.

В школах Дагестана не предлагают, а вводят — с 1 октября в Хивском районе республики со 2-го класса мальчики изучают резьбу по дереву, а девочки — ковроткачество.

В Новгородской области введены уроки здорового питания.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила включить в школьную программу уроки по безопасности общения в интернете.

В школах Москвы в качестве пилотного проекта введён предмет «Основы потребительских знаний», а в 2016 году должны появиться уроки правильного чтения газет и журналов.

Наконец, в культурной столице России — Петербурге — губернатор Георгий Полтавченко заявил о необходимости введения театральных уроков.

В связи с этим в наступающем 2014 году хочется пожелать российским школьникам крепкого здоровья. Без него вынести всё, что готовят им взрослые, определённо невозможно.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (2)
  1. Иван Андреев
    |
    22:22
    02.01.2014
    0
    +
    -
    И что народ недоволен, что реформа, включая ЕГЭ, разрушает образование? Стараются убедить в этом власть, и добиться отмены дурацких нововведений. Глупые, не понимают, что отупление населения и есть ЦЕЛЬ, поставленная правящей элитой. Глупыми и не образованными легче управлять! Сюда же и поддержка религий вписываетс - Нужна тупая ВЕРА, в том числе и в действия правителей, а СОМНЕНИЕ, т.е. попытки размышления и критической оценки - ГРЕХ!
  2. Vladimir Matvienko[facebook]
    |
    10:51
    18.01.2014
    0
    +
    -
    А ведь все зти деятели от "науки" получили когда-то полноценное советское образование, а не оплачиваемую услугу от покалеченного нынешнего ливановского(не ошшибка).Как же зти недоучки могут создать новую прогрессивную школу науки, когда результат полученных от зтих услугподведут сдачей ЕГЭ?Что можно было придумать с одной только целью избавиться от нарушений при сдаче традиционных школьных экзаменов,котрые были праздником для выпускников?А зто многотысячные расходы родителей для наема репетиторов по натаскиванию по ЕГЭ,много миллиардных бюджетных расходов(причем ежегодно)только на проведение организации этих злосчастных ЕГЭ с привлечением полиции,электронных средств наблюдения и слежки,созданием различных комисий по разработке методик и тестов,а потом и еще по расшифровке результатов и еще много др.Ну чтоже,ели это бизнес,то не плохо придуман и внедрен,а если другое?Осталось им и историю Страны перекроить на свой лад.А что бы меньше занимались самообразованием,будут введены нормы потребления эл.энергии.Но чтобы не говорили,что Минобр.не заниманимается образованием будущего поколения будут вместо традиционных уроков математики,физики,химии,литературы и др.общеобразовательных предметов введут платные кружки и обьязательно нашлют попов учить уму-разуму.Так что,вперед будущие слуги и няньки,лакеи и горничные!Ждет вас горькое и темное будущее.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. За что задержали экс-главу УЕФА Мишеля Платини?
  2. Какими громкими делами занимался генерал КГБ Филипп Бобков?
  3. Как задать вопрос Владимиру Путину на прямой линии в 2019 году?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ