aif.ru counter
0 472

Андрей Кураев о вере, церкви, миссионерстве

С 6 по 12 февраля на вопросы читателей AIF.RU ответил диакон Андрей Кураев

В конференции участвуют: Кураев Андрей Вячеславович

С 6 по 12 февраля на вопросы читателей AIF.RU ответил Андрей Кураев, диакон, профессор, писатель, богослов и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер. Кураев был признан «человеком года» в 2005 году информационно-поисковой системой Rambler по разделу «Религия» . В 2008 году стал лауреатом Всероссийской премии «Человек года». Основное место работы — Московская Духовная Академия и Семинария (МДАиС). Заведует кафедрой основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ, до 2004 года — ПСТБИ), а также является старшим научным сотрудником кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ. Имеет благодарность от Патриарха Алексия II за свою миссионерскую деятельность.

Вопрос:Тома 14:20 06/02/2009
В своей речи, произнесённой после интронизации Патриарх Кирилл, отметил, что одной из главных задач РПЦ станет «борьба с похищением душ молодёжи». Как владыка Кирилл собирается осуществлять борьбу с пропагандой безнравственности в СМИ?
Вопрос:Слава 14:21 06/02/2009
В контексте финансовой нестабильности, когда народ с каждым днём всё больше погружается в уныние, сможет ли РПЦ спасти заблудшие души?
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 12:34 10/02/2009
Я не очень понимаю, какая связь финансовой нестабильности и спасения заблудших душ. Мне кажется, что особенно сейчас люди больше говорят о кризисе, чем реально его переживают. Вообще говоря, наличие финансового кризиса никак не означает, что люди будут больше думать о своей душе. В советские времена у нас ого-го какой кризис был, дефицит, продуктов купить нельзя было, эти советские очереди столько ненависти излучали из себя, нельзя было сказать, что экономический кризис советской системы привел к духовному возрождению народа. И сейчас тоже я бы не стал такую ниточку уверенности проводить – раз кризис, значит, больше людей будут в храмы ходить. Хотя мне бы хотелось, чтобы в храмах было больше народа не потому, что у них проблемы на работе.
Вопрос:Вера Михайловна 14:21 06/02/2009
Какой курс возьмёт Русская православная церковь с новым патриархом? Ожидается ли, в частности, усиление роли Церкви в государстве?
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 12:30 10/02/2009
Давайте подождем. Зачем за патриарха решать? У меня нет тайных слов от патриарха, которые я мог бы озвучить. Ну, понимаете: либо я тайный советник патриарха, и если это так, я не имею права говорить о том, о чем мы у него в кабинете говорим. Или же я знаю о не-оглашенных решениях Патриарха не больше вашего, но тогда какой смысл в моих попытках думать за него, ведь вас интересуют не мои надежды и планы, а реальный курс Русской православной церкви. Так что пока надо ждать. Очень хорошо, что есть что-то неясное, непредсказуемое, что не все в жизни церкви запрограммировано. И то, что Патриарх Кирилл взял паузу, кстати означает, что у него нет готового плана действий. А это, в свою очередь, означает, что он не «рвался к власти», не видел себя в роли Патриарха до кончины Алексия, а потому и не позволял себе мечтать в стиле «если бы директором был я»..
Вопрос:Юлия В. 14:22 06/02/2009
Как вы можете охарактеризовать Патриарха Кирилла?
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 12:25 10/02/2009
Честно говоря, я не готов отвечать на этот вопрос, потому что мы еще не знаем патриарха Кирилла. Митрополит Кирилл – это один человек, патриарх Кирилл, я полагаю, во многом будет другой. Другое самоощущение. Мы знаем, что у митрополита Кирилла был кусочек его частной жизни – он любил горнолыжный спорт. Но уже на интронизационной речи он сказал, что у патриарха не может быть никакой личной жизни. Он меняется и будет меняться. Он будет меняться хотя бы потому, что многомиллионная церковь на разных языках мира молится о нем ежедневно. Это конечно же, меняет человека, даже помимо его собственной воли. Пока я бы воздержался от любых характеристик.
Вопрос:Леонид 14:24 06/02/2009
Предсказуемыми ли были выборы Патриарха?
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 12:21 10/02/2009
Большую часть межпатриаршеского периода предсказуемости не было. Стало все яснее только в день Архиерейского Собора, когда обозначился трехкратный отрыв митрополита Кирилла.
Вопрос:Игорь из Лондона 14:27 06/02/2009
Что является самым ценным в Христианстве?
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 12:17 10/02/2009
Христос, конечно, что же еще может быть самым ценным. Если продолжить в этой связи отвечать на предыдущий вопрос Ольги, то вкратце я бы сказал так: все религии мира говорят о том, какие жертвы люди должны приносить своим богам, и только Евангелие рассказывает о том, какую жертву Бог принес людям. Этой идеи нет больше нигде. Как-то я был в передаче у Диброва во времена бума на «Код Да Винчи». В этой книге один из персонажей утверждает, что в христианстве нет ничего самостоятельного, а все в Евангелии заимствовано из языческих религий. Вот, мол, митраизме – там тоже бог Митра умирает и воскресает, как же в Евангелии. Тезис смешной: он стоил бы внимания, если бы был упомянут египетский Озирис, но именно Митра не умирает и не воскресает… Это ж надо было – из всех богов действительно сезонно-умирающего растительного мира избрать именно Митру, с именем котрого это сюжет ну никак не связан... В Евангелии же говорится о Боге, который свободно пошел на смерть. Он не был убит в результате интриги богов. Его смерть и воскресение никак не связаны с природно-растительными или солярными циклами. Он умер и воскрес однажды. Он это сделал «на глазах» - в истории, «при Понтийстем Пилате», а не в мифологическое «время оно» (время, когда, говоря словами Толкиена, еще на началась «эпоха людей»). И это не полубог типа Прометея, а абсолютный Бог, изначальный, единый. Так скажите мне, пожалуйста, где в других религиях есть такая идея – Бог в высшем смысле этого слова, единый, абсолютный, никому не обязанный, свободно по любви принес бы Себя в жертву людям? Если вы укажете, где в дохристианском языческом мире есть такая идея, я соглашусь с тем, что, действительно, христианство не оригинально. Я сказал: я дам 100 долларов тому, кто укажет, где в истории религии был такой казус до христианства. Услыхав про баксы, Интернет сразу наполнился бурной полемикой: ага, поп подставился, сейчас мы тебя раскрутим на деньги… Надо сказать, я даже не вмешивался в эти интернет-дискуссии, потому что спорящие сами быстро выдыхались, приходили к выводу, что такого сюжета язычество не знает. Самое ценное в христианстве – действительно Христос, который идет на крест.
Вопрос:Ольга Г. 15:12 06/02/2009
Господин Кураев! Почему религии разъединяют народы,а не наоборот? Откуда такая злоба у православных к католикам и,особенно,к протестантам;почему ненавидят евреев,религия которых подарила миру христианство? Отчего православные считают,что только они правильно славят Господа в отличие от других религий? Ведь Господь един ,а религии лишь помогают понять Его.
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 12:06 10/02/2009
Народ объединяет только пиво. Или, шире - все то, что не призывает к росту: турецкий курорт, «Дом-2», попса, пиво, - все, что обедняет, то и объединяет. Все, что зовет к росту, к усилиям, взывает к совести – сразу рождает и разное отношение к себе. Если бы математика взывала к поступкам и затрагивала «жабу», то все математические аксиомы и теоремы тоже вызывали дискуссии и отторжение. Сегодня народы разъединяются не религиями, а экономикой, отношением к природным ресурсам и так далее – вплоть до футбола. «Откуда такая злоба у православных к католикам?» Не думаю, что нужно говорить обо всех православных и всех католиках. Есть разные православные и разные католикам. Среди православных есть не только знакомая пара церковных бабушек или публицистов. Есть еще православные греки и православные румыны, православные поляки, православные французы, православные итальянцы и так далее. Православие сегодня не менее мировая религия, чем католичество. У разных людей, в разных общинах, разных странах разное отношение к очень разным католикам. Да, по ряду вопросов у нас полемическое отношение, а по некоторым вопросам оно вполне единое и даже допускающее наше сотрудничество. Почему православные считают, что именно они правильно славят Бога, а остальные нет? Если вы не ругаетесь, а действительно задаете вопрос, постарайтесь услышать ответ. А для этого надо взять книги, отеческие, богословские, серьезные, в которых содержится попытка ответа на ваш вопрос. Начать можете с моей книги «Дары и анафемы», она как раз посвящена ответу на этот вопрос. Вкратце: Бог один, но из этого никак не следует, что все человеческие представления о Боге одинаково хороши. Так же из того, что Солнышко одно для всех людей и всех планет Солнечной системы, не означает, что климат на Марсе и на Юпитере одинаков с Землей. И даже на Земле, хотя Солнышко одно, есть климатические пояса. Есть единый Мировой океан – но это не означает, что все представления людей о Мировом океане, жизни в нем одинаково хороши. Точно так же и в мире религии – человек может ошибиться. Поэтому нужно, приближаясь к миру религии, исходить из презумпции нашей неабсолютности. Если мои знания в этой области недостаточны, может, есть кто-то, кто дальше меня заплывал в Океан? Какие-то религии помогают понять Бога, какие-то мешают. Вспомним хотя бы фарисейство (это феномен интер-конфессииональный) или Аум Сенрике. В поисках Бога можно поломать душу. А вот ранить ее в этих поисках, досаждать ей, понуждать к труду и перемене, к покаянию и жертве – обязательно. Древняя монашеская формула: «Дай кровь – и прими Дух».
Вопрос:Людмила 16:35 06/02/2009
Добрый день! Скажите, пожалуйста, чего боится Русская православная церковь отказаваясь от жребия при избрании Патриарха? Первым избранным таким способом был Апостол Матфий (избран в число 12-ти вместо Иуды Искариот), последним - Патриарх Тихон. Человеческое волеизъявление реализовывается через избрание трех кандидатов в Патриархи путем голосования на Поместном Соборе. Если нет жребия, то в чем тогда проявление Божественного волеизъявления? И не является ли это (отказ от жребия)нарушением канона? Спасибо.
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 18:49 09/02/2009
Во-первых, никаких канонов о том, как нужно избирать патриарха вообще не существует. Тем более нет канона об избрании патриарха жребием. Напротив, есть вполне ясная традиция православной церкви, и не только русской, соборно избирать патриарха, а отнюдь не бросать жребий. Из 16 русских патриархов лишь трое были избраны жребием, И нельзя сказать, что такое избрание гарантировало спокойствие последющей церковной жизни. Напротив, в двух случаях из трех начались расколы – после избрания патриарха Тихона и патриарха Никона. Жребиев вообще не знает история Константинопольского Патриархата и Иерусалимской Церкви (матери всех Церквей), там никогда жребий не бросали. И апостолы при поставлении своих преемников - епсикопов - не бросали жребий. Они думали, вглядывались в глаза человека, в его ум, веру, молитву. Точно так же при выборе патриарха. Это просто епископ столичного города. Почему епископ столичного города должен избираться иначе, чем епископ Калужский, Киевский или Кишеневский?.. Метание жребия в христианском смысле сомнительно по той причине, что это очень странное умаление как раз прав Бога в мире людей. Если Собор отказывается сам принимать решение и обращается к жребию, тем самым Собор вопиет: «Господи, наши умы и сердца для Тебя, Творец, закрыты, через наше вразумление Ты, Господи, ничего не сможешь с нами поделать, мы такие уже профессионально-православные, что для Бога мы закрыты!». Это очень странный был бы само-приговор для членов Собора. Все-таки отношение Бога и людей в христианстве – это не отношения шахматных фигур и игрока. Хотя однажды Марина Цветаева в сердцах и воскликнула: «Ведь шахматные мы пешки, и кто-то играет в нас», но все-таки в христианстве между Богом и людьми отношения отца и детей, кстати, довольно взрослых детей, которым идет уже двадцать первый вечочек... А потому притворяться, что мы такие невежи, ничего не знаем и решить не можем – равносильно признанию: Господи, из тебя очень плохой педагог получился, Ты нас дураками воспитал, и мы хотим дураками дальше и оставаться.
Вопрос:Людмила 17:12 06/02/2009
Если провести некую аналогию между избранием Патриарха Тихона в 1917г и избранием Патриарха Кирилла в 2009г? В 1917 г после голосования членов Поместного Собора наибольшее число голосов получили (по убывающей): 1 место - архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) - около 309 голосов; 2 место - архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) - около 199 голосов. На третье место вышел митрополит Московский Тихон - наименьшее число голосов (точно не помню сколько). И только благодаря проведению жребия Патриархом Московским и всея России стал митрополит Тихон. Я читала, что архиепископа Харьковского Антония (Храповицкий) называли самым умным из тройки кандидатов в Патриархи.Архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) - самым твердым (в вопросах веры). А митрополита Московского Тихона - самым добрым. Парадокс заключался в том, что благодаря жребию в самое жестокое время (которое предстояла пережить нашей стране и православной церкви) был избран самый добрый кандидат из трех! По аналогии с кандидатами в Патриархи 1917г, как бы Вы (одним словом) охарактеризовали кандидатов в Патриархи в 2009? И за какой способ избрания Патриарха голосовали Вы, лично, если это не тайна? Спасибо.
Вопрос:Наталья 17:19 06/02/2009
Ваше отношение к Русской Православной Старообрядческой Церкви ? И отдельно -отношение Ваше к ее главе Митрополиту Корнилию. Несколько слов о Расколе 17 века и Патриархе Никоне.
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 18:38 09/02/2009
Про главу старообрядческой церкви я просто ничего не знаю, не интересовался этим. Особого отношения к современной старообрядческой церкви у меня, честно говоря, просто нет. Это не тема, которая меня серьезно беспокоит. Я только скажу, как я уже говорил на конференции в «Коммерсанте», меня скорее испугает известие о том, что у нас начался серьезный переговорный процесс о соединении со старообрядцами. По той причине, что когда ведешь диалог с целью соединения, достижения консенсуса, ты должен научиться смотреть на себя глазами своего партнера по диалогу. Причем его глазами ты должен смотреть на себя даже вне зала переговоров. И вдали от него надо беспокоиться: «А что на это скажет княгиня Марья Алексевна?!» Пусть твоего партнера нет рядом, но слух о том, что я сейчас делаю, до него донесется. И как же он отреагирует? Представьте себе, мы начинаем диалог с митрополитом Корнелием, а затем меня зовет Шевчук на рок-концерт. Я тогда начинаю думать: а что скажет митрополит Корнелий, если узнает, что я пошел на рок-концерт? Староверческий митрополит спросит себя: а протопоп Аавкум ходил ли на рок-концерты? И тут же он получит ответ – нет, не ходил. Значит, хождения никониян на такие злодейства противоречат древнему благочестию… Зная о такой реакции, я должен буду сказать Шевчуку: прости, Юлианович, на это раз без меня, я к твоей молодежи не пойду, мне важнее бабушки с Рогожского кладбища. Нет, не надо Церковь запирать на Рогожском кладбище. А вот примирение со староверами – дело доброе. И с нашей стороны это есть. Заметьте, я не видел ни одной книги, написанной нашими богословами за последние 30 лет с полемикой против старообрядцев. Мы ведем полемику с протестантами, с католиками, с буддистами, рериховцами и так далее, но не со староверами. Психологически у нас к ним доброе отношение, совсем не полемическое. Мы полагаем, что в самом староверии есть частичная правда, но она очень частичная. Если это умонастроение накроет всю церковь, то это будет катастрофа. А как частный путь церковной жизни этот стиль имеет право на существование.
Вопрос:ЕВГЕНИЙ 17:45 06/02/2009
добрый день!должны ли постить военнослужащие и больные (язва двенадцатиперстной кишки)? СПАСИБО!
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 18:29 09/02/2009
Нет, не должны. Еще Петр Первый просил патриарха избавить его и армию от тягот поста: мы, мол, все время в походе. И все же поститься можно и в армии. В советские времена верующие ребята в армии не отделяли мясо от макарон, когда им подавали макароны по-флотски, но они отказывались от масла. Здесь вопрос не в калориях, а в готовности к жертве. В армии (а не дома) отказ от масла – это поступок. Также и для ребенка: отказаться от мороженого – для него поступок гораздо больший, чем отказаться от куска мяса. Пост может быть не только в еде, может быть пост в потреблении информационных продуктов, в ограничении общения. Поэтому хотя в части кулинарной у служащих и больных есть послабление в посте, но это не означает, что они вообще про пост могут забыть.
Вопрос:Алексей 17:45 06/02/2009
Православные говорят, что у них единственно правильная вера. То же говорят католики. То же говорят мусульмане, свидетели иеговы и дианетики и т.д. Как в такой ситуации выбирать? Или все веры правильные? Или только одна? Или может быть ни одной?
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 18:12 09/02/2009
Было бы странно встретить человека, который заранее бы сказал: моя вера неправильная, вы со мной не соглашайтесь. Естественно, что каждый человек убежден в правоте своей позиции – втом числе верующие и атеисты. Как выбирать? Так же, как вы выбираете жену или профессию. Надо смотреть людям в глаза, надо думать, надо собирать информацию. Надо по возможности ознакомиться с первоисточниками данной религии, с ее базовыми текстами, с традицией толкования этих текстов, уметь задавать вопросы о том, в чем ваши различия, почему вы на этом настаиваете, а другие люди об этом же говорят иначе. Должна быть культура поиска и собеседников, и книг, культура постановки вопросов, культура поиска ответов на них. А иногда все решается просто интуицией, чудом встречи с Богом или с человеком, через глаза которого, совесть и поступки Бог заглянул в наш мир и в твою судьбу. Без влюбленности не найти ни жену ни веру.
Вопрос:Федор 18:06 06/02/2009
Здравствуйте, о. Андрей. Не будучи знаком лично, Вы для меня уже как родной. Тут 3 февраля на похожем мероприятии у "Коммерсанта" я задал вопрос. Но с удивлением обнаружил, сколь элегантно Вы ушли от него. Могли бы просто написать "не знаю". Образ ученого и профессора в глазах публики от этого, вероятно, пострадал бы, но внутреннее уважение сохранили. Впрочем, Господь милостив. Вновь дает шанс - одному получить ответ, другому - явить во всей красе свой богословский дар. Итак. Каждый день воссылаются молитвы о богохранимой стране, властях и воинстве (о чем Вы ,вероятно, наслышаны). Но результат не впечатляет. Среди тех, кто призван на общественное служение (или выбрал сам), никаких перемен. Воруют, заискивают, врут как дышат, глупы как пробки (надеюсь, примеров не потребуете). Напрашивается нелепая картина: Бог получает наши прошения и не помогает, поскольку мы слишком общо выражаемся: говорим "помоги", а в чём конкретно - не указываем. Он, соответственно, слушает это "пение" и не понимает, в чем нуждаются его чада. И расценивает молитвы "о властех...", как просьбу, чтобы они просто были и здравствовали. Вопрос: может быть, Церкви точнее формулировать свои прошения к Богу на сей счет? Молимся же о дожде во время засухи. Может, начать воссылать соборные молитвы о ниспослании роста цен на энергоносители, об исцелении конкретных государственных мужей от губительной для всех тупости? P.S. Не настаиваю. Но если и в этот раз возникнет непреодолимое желание манкировать ответом, попробуйте представить, как бы отреагировал на этот вопрос Христос. Интересно, смог бы ответить Он.
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 17:48 09/02/2009
Я не думаю, что церковные молитвы должны соответствовать газетной повестке дня. Конечно, в каких-то выдающихся случаях – угроза войны, начавшаяся война, эпидемия – действительно, церковь может отозваться особой молитвой. Но кризис угрожает не жизни, а амбициям и аппетиту. Поэтому не думаю, он станет центром наших молитв ко Господу. Я бы в эти дни молился так: «Господи, укрепи сердца людей, даруй им мужество к рождению детей даже вопреки беспокойству о собственном будущем». Попробуйте, возьмите в руки Евангелие, попробуйте, не читая больше никаких книг по Римской Империи 1-го века, только из проповедей Христа нарисуйте картинку, какие были проблемы в экономической и политической жизни Римской Империи 1-го столетия. Я вас уверяю, у вас ничего не получится.
Вопрос:Ростислав 18:13 06/02/2009
Добрый день, Батющка Андрей Вячеславович! Пишет Вам православный из Москвы, у которого жена - католичка, и наш ребенок крещен в православии. Известно, что с давних пор между Православными и католиками существуют серьезные догматические, иделологические и т.п. расхождения и споры. В нынешних современных условиях глобализации какова нынешняя позиция РПЦ в отношении католической церкви и католиков: Говоря простым языком, они - догматические враги и еретики, с которыми можно лишь для вежливости поддерживать дипломатические контакты и нельзя посещять их костелы, или же они - лишь частично заблуждаются по вине их прошлого руководства (папских соборов), но при этом являются такими же христинами и ближними братьями. Если скорее второе, чем первое, то каковы перспективы встречи нашего Патриарха и их Папы и иного сближения церквей. Говоря языком юриста, могут ли эти 2 церкви в будущем пойти на общие уступки в толковании основных церковных законов, может быть путем выработки более оптекаемых формулировок для, если не воссоединения, то хотя бы дружеского сближения церквей? Также известно, что католическая церковь и Ватикан имеют очень богатую и высоко организованную систему воспитания молодежи, особенно в Европе: огромное количество университетов, молодежных и туристических баз, спортивных лагерей, кружков, которые действуют под эгидой католической церкви, на базе ее монастырей, спонсируются ею и позволяют детям и подросткам, в том числе из бедных семей, изучая религию, путешествовать по разным странам, заниматься спортом за небольшую плату или бесплатно. Например, недавно прошел съезд мировой католической молодежи в Австралии, где была встреча с Папой. При этом подросткам со всего мира организовывались помимо совместных молитв интересные экскурсии, поездки и тп. и все за символическую плату. Может следует РПЦ поучиться у католиков западных развитых стран, так сказать, религиозному менеджменту в части АКТИВНОГО вовлечения молодежи в церковную жизнь, строительству православной образовательной и спортивной инфраструктуры? Может следует чаще устраивать культурные и образовательные обмены между представителями РПЦ, ее паствы и католической церковью, особенно европейских стран? Что делает РПЦ, чтобы уберечь православную молодежь от наркомании, курения, алкоголизма и гибели их молодых душ? Почему в нашей стране происходят такие страшные случаи, как недавний в Питере, когда молодые готы на куски порубили свою 16-летнюю подругу и съели ее? Может священникам РПЦ нужно чаще бывать в школах, университетах и брать на себя бОльшую ответственность за воспитание молодежи? Извините меня грешного, ради Бога, если мои вопросы в чем то некорректны. Спасибо и Всего Вам доброго. С уважением, Ростислав
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 17:44 09/02/2009
Несомненно, мы не закрыты от того, чтобы учесть опыт других христианских церквей в общении с молодежью. Есть какие-то вещи, которые являются общечеловеческими. Если ты хочешь, чтобы тебя услышали, надо найти нужную интонацию для беседы, нужный формат. В этом смысле не так уж важно, кто первый этот формат нашел, если он окажется совместим с христианской этикой, правдой жизни, человеческой психологией – почему бы его не взять? Такое заимствование опыта происходило постоянно, на протяжении веков. А что-то из нашего опыта заимствовал западный мир. Скажем, во всех католических храмах Европы мы видим иконы Рублевского стиля. Наши вероучительные разделения не означают, что мы друг от друга изолированы и не можем ничему друг у друга учиться.
Вопрос:елена 19:52 06/02/2009
Когда духовенство откажется от продажи водки и сигарет без акциза и не будет требовать имущество музеев и музеи от народа. Видно церковб не извлекла уроки революции 1917 года и гонений.
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 17:33 09/02/2009
Что касается безакцизной торговли алкоголем и сигаретами – это эпизод 97-98-го года. Тогда же митрополиту Кириллу, не сразу, но удалось добиться от патриархии прекращения такого рода деятельности. Ничего незаконного в ней не было, она происходила по решению правительства РФ, но, конечно, моральная двусмысленность в тех операциях присутствует. Музеи…У народа нет музеев. Есть музеи частные, есть государственные. Отождествлять наше милое олигархическое государство и народ можно только в какой-то безудержной и слепой этатистской эйфории... Наполнение же этих музеев разное. В них есть предметы, место которых в храме, которые для религиозного употребления создавались. Среди таких предметов есть такие, которые нельзя возвращать в богослужебную жизнь ради их же сохранности. Их можно хранить в епархиальных музеях. Но не надо их прятать в запасниках. Почему при реконструкции Третьяковки нельзя предусмотреть несколько залов, оформленных как храм, и именно там поместить наиболее ценные иконы? Остальные же, невыставляемые, т.е. спрятанные государством от народа, передать в церковные руки при условии их экспозиции и свободного доступа кним. Пример такого сотрудничества – Троице-Сергиева Лавра.
Вопрос:елена 20:04 06/02/2009
Когда начнетсмя миссонерская деятельность священнослужителей в России. Почему 19 лет священнослужители только забирают имущество и восстанавливают храмы , но не восстанавливают души. Почему не построили приюты убигим и больным, а настроили себе дома и целые посады. Почему нет пансионатов для матерей одиночек с детьми а практически все разъезжают и имеют очень дорогие авто... Где милость божья к ближнему. Не видно ее. Не видно . что вы любите свой народ . Не видно, что готовы жертвовать своим благополучием ю.. чтобы не пролилась слеза ребенка. Когда вы повернетесь к народу лицом...И совсем быстротечно провели избирание на престол,что указывает на несогласие Кириила с Алексием Вторым. Кирил хотел все церковные книги перевести на современный русский язык .Каких это будет затрат . Разве это сейчас самое главное . Главное создать канал на ТВ и вещать все 24 часа о вере и проводить службы
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 17:25 09/02/2009
Это разные вещи. Миссионерская деятельность началась, как только это стало хоть чуть-чуть возможно. Она до конца не прекращалась и в советские годы. Например, моя первая публичная лекция прошла в феврале 88-го года в коломенском пединституте. В мае 88-го отец Александр Мень стал выступать со своими публичными лекциями. Но миссионер – это не только тот, кто ездит по стране и читает лекции. Может быть миссионерство вполне приходского, семейного, локального уровня. Могут быть беседы не только священников, но и мирян. В раннехристианской истории мы видим, что принимали христианство сотни народов, но лишь для небольшого количества этих народов мы можем назвать имена тех, кто же именно их привел к вере. Дело в том, что в большинстве случаев такими миссионерами были просто безымянные женщины, христианки, которых варвары пленяли в своих набегах. Так складывались межплеменные, межрелигиозные браки. Своих детей, зачатых и рожденных на чужбине, христианские наложницы воспитывали в своей родной вере. Так потихонечку распространялось христианство. Вот и сегодня есть громкие миссионерские акции, а есть тихий рост семейной Церкви. И все же сегодня общественное ожидание нашего слова превышает наши возможности. Поэтому приходится с болью говорить о кризисе или даже провале православного миссионерского служения… Что касается строительства приютов для убогих и сирот, есть известное правило – прежде чем чем-то делиться, надо это иметь. Есть сказки о том, что наша церковь богата, но не надо путать роскошь патриаршего храма Христа Спасителя и реальную жизнь множества сельских храмов, храмов в рабочих поселках и небольших городах. Чтобы что-то дать, надо это у кого-то взять. У прихожан? Они по большей части и так бедны… А спонсоры готовы жертвовать на что-то большое и грандиозное, осязаемое, но не на благотворительные проекты. Вот сейчас некоторые спонсоры из-за кризиса перестали помогать общине сестер милосердия, созданной о. Аркадием Шатовым при московской первой градской больнице… Если кто-то сможет хоть малость помощь этим подвижницам и опекаемым ими старикам – умоляю, найдите эту общину!
Вопрос:Натлья .Первый комментарий 17ч.19мин 22:00 06/02/2009
Прошу прощения за некорректно заданный вопрос.Торопилась, неправильно высказала свою мысль...Конечно же -имеется в виду не ГЛАВА ЦЕРКВИ (известно, что это ХРИСТОС), а первосвятитель... Ваше мнение о Расколе 17 века.
Вопрос:илья 23:42 06/02/2009
Каким образом,перед вторым пришествием Христа,придут на землю ветхозаветные пророки Енох и Илия,и как их узнать?
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 17:08 09/02/2009
Я думаю, узнать их можно будет прежде всего по содержанию их проповедей. Эти пророки, которые не умерли в ветхозаветные времена, они были, согласно Библии, живьем взяты на небо, и они вернутся, чтобы умереть. А умрут они потому, что они будут обращаться прежде всего к еврейскому народу, из которого они произошли в своей земной жизни. И они будут предостерегать еврейский народ - чтобы собратья их не сделали трагическую ошибку, не приняли лжемессию за истинного Христа. Время проповеди пророка Илии – когда сам Израиль будет убежден, что ожидаемый им царь, мессия пришел. Илия и будет послан для обнажения произошедшего расхождения мнения иудеев с замыслом Божиим. Енох и Илия – это шанс для дать еврейского народа и знамение для христиан.
Вопрос:Александр 01:58 07/02/2009
Бог Вам в помощь и терпения, которое, судя по всему, Вам понадобится при чтении множества заданных "неспокойных" вопросов. Спокойствия душевного в связи с этим нелегким трудом искренне желаю. Я не хочу, как многие пишущие задавать сложных вопросов "где был Бог, когда мне или моим родным было плохо, почему Он не помог?", "почему в мире не царит справедливость, или почему я ее не вижу?", "зачем церкви собственность - может ей и так хорошо?", "чем священник лучше меня? - может я тоже хочу все иметь как священники, только вот без этих ночных служб, или вообще без всякой службы, все равно чего делать запомнить не смогу", "Почему сборная России не умеет играть в футбол, а Русская Православная Церковь не умеет ни молиться, ни любить ближнего, ни может научить верить, и почему они у меня не спросят?", "как начать верить и полагаться на Бога, если с детства учили что Его нет, а человек - венец Творения, и вообще, а что мне за это будет?", "хочу ещё немножко погрешить, если я еще не старый – зачем мне сейчас каяться?", "пословица гласит: грехи священника не людям считать - а чертям, так почему я чувствую в себе такое право?", "а я просто незрелая и не вменяемая личность - и чё?", "еще я чувствую, что мне дано меньше чем другим, так когда же Бог придет и попросит у меня прощенья за то, что Он так меня обидел?", и многие другие. У меня вопрос сугубо практический. Но сначала немного о себе. Меня не сильно била жизнь, но била. И била так точно и так во время, чтобы навсегда запомнил, как поступать в жизни нельзя, провела по краю пропасти, дала заглянуть в пустоту, но не сбросила. Спасала молитва и вера, молитвы родителей, заступничество предков, ангела-хранителя и милость Божья. И вроде бы как жизнь меня немного "огранила", но брильянта так и не получилось. Так стеклышко. Солнышко попадет – светится, нет лучика – нет и света. В церковь не хожу, но услышу богословов на православном телевидении ощущаю радость, долго не слышу слова Божия – пусто все, тоска, уныние и мрак. Достаточно хорошо образован. К знаниям стремлюсь, иностранные языки самостоятельно изучаю, в своей области стал достойным специалистом (разделяю мнение, что эксперт – тот, кто в определенной узкой области совершил наибольшее количество ошибок и осознал их, а профессионал – тот, кто выполнил очень много похожей работы, но при частом изменении тех или иных условий ее выполнения). Служащий. Как человек хорошо знающий законодательство каждый день стараюсь направлять сослуживцев по пути исполнения, применения закона, так как действительно считаю, что современное законодательство предлагает достаточно разумные правила жизни человека в обществе и безболезненные способы разрешения многих жизненных ситуаций с помощью правовых средств. Конечно все до определенных пределов. Так как человечество только еще открывает как физические, так и социальные законы мироздания (большинство из которых ни физики, ни социологи еще не знают), а установить взаимосвязь или соотношение этих законов не под силу ни самому современному компьютеру, ни уж, тем более, ни одному человеку, то умножив все это на 7 миллиардов человек со свободной волей (и исчезающей нравственостью), поймем, что будущее наше всегда будет непредсказуемо. Провидение будет вмешиваться в нашу жизнь и наши планы, и иногда это вмешательство может быть неожиданным и болезненным. Но весь мой предыдущий жизненный опыт говорит, что спасает только вера, что жить и работать надо по совести, стремиться к справедливости по возможности. И в обиду себя не давать, конечно. И вот мой вопрос. Подскажите, какие книги можно почитать, чтобы иметь, так сказать, "на дому" "комментарий" к Слову Божию, источник Света и Правды, объяснения и свидетельства людей, глубоко понимающих Жизнь, и настоящие законы Жизни. Чтобы в современном мире обмана, подмены понятий, лжи, двойных стандартов, невежества и страха, иметь пособие о том, как относиться к тем или иным вещам, как жить правильно, для общего блага. Даже если мне по моей немощи человеческой не суждено будет победить то плохое, что есть во мне или суждено будет оступиться, смогу хотя бы перед совестью своей оправдаться, что не отказался от того во что верил, и представившейся мне возможностью получить Вашу квалифицированную помощь воспользовался. Понимаю, что нуждаюсь и болен, разрушаю себя страстями (в последнее время "запиваю" и "заедаю" стресс от нервной работы, против уныния борюсь "улучшая настроение", что помогает ненадолго). Прошу Вашего совета как человека знающего предмет, и пропустившего через себя знания и опыт в этой важнейшей области знаний. Какие труды из всего наследия Православия может прочитать современный человек. От получения элементарных знаний, вводных понятий, до более глубокого понимания окружающей нас действительности? Слышал о трудах святых отцов, особенно Святителя Игнатия Брянчанинова, работах профессора Осипова, и, конечно, о Ваших работах. Буду благодарен Вам за любой совет. С уважением, Александр.
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 17:01 09/02/2009
Люди очень разные. Поэтому если, скажем, человек интересуется вероучением, советую взять книги Владимира Николаевича Лосского. Если человека интересуют вопросы духовной жизни, монашеской – возьмите «Лестницу» преподобного Иоанна Лествичника, классику монашеской литературы. Если вас интересуют вопросы христианской этики, то это труды митрополита Антония Сурожского. Если вас интересуют вопросы символики богослужения, то это книги митрополита Вениамина Федченкова. Если вам более интересно сравнение православия с другими религиями, здесь могут оказаться полезными в том числе и мои книги.
Вопрос:Двоедушный 17:10 07/02/2009
Ваше отношение к деятельности Дворкина А.Л? Не дискредитирует ли он РПЦ и христианство?
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 16:49 09/02/2009
Дворкин уже много лет старается оповестить людей, и церковных, и нецерковных, о нерекламных аспектах жизни сект. Для того чтобы человек мог быть свободен в своем выборе, в его кругозоре должна быть не только реклама различных секточек, но и спорные, мягко говоря, аспекты их вероучения, практики и истории. У Александра Леонидовича в этом смысле непростая работа, он копит информацию именно о подранках духовной войны, об инвалидах духовного поиска, неудачниках, для того чтобы предостеречь людей. Грубо говоря, Дворкин занимается тем же, чем и Союз защиты потребителей, который предупреждает о том, что не все, что поступает на рынок, доброкачественно и полезно для здоровья.
Вопрос:Дима 18:16 07/02/2009
Ваше отношение к "Христианскому рэпу" а таже тоношение церкви ;) http://www.youtube.com/watch?v=1FIUW0UvGO8
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 16:43 09/02/2009
Хорошее отношение. Для меня это не очень близко, утомительно слушать одну и ту же мелодию или даже отсутствие таковой. Но если оценивать христианский рэп с точки зрения содержания, там, как и в любой поэзии, будут удачи и неудачи. А поэзия может воплощать и передавать любые убеждения – в том числе и христианские.
Вопрос:Сергей М. 13:15 08/02/2009
Является ли грехом молится за то, чтобы партия власти ("Единая Россия")принимала законы в интересах большинства населения страны?
Вопрос:илья 13:29 08/02/2009
Если спасутся не все,то как,к примеру,может быть счастлива в раю мать,чей сын обречен на вечные муки в аду?
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 16:41 09/02/2009
Наверняка мать, чей сын находится под угрозой, сама находясь в Царстве Божьем, в раю, будет все-таки молиться о своем сыне. Если вы хотите более философический ответ, найдите книгу Клайва Льюиса «Расторжение брака» и почитайте ее последние странички.
Вопрос:Василий Н. 13:44 08/02/2009
Добрый день. Как Вы думаете, где после смерти оказался первый президент России: в раю или в аду?
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 16:37 09/02/2009
Я вообще об этом не думаю. Я не считаю полезным размышлять о том, где человек обретается в вечности. Я бы советовал следовать совету замечательного нашего святого старца Силуана, который говорил: «Держи ум свой во аде, но не отчаивайся». То есть в аду можно мыслить только себя самого, но именно для того, чтобы встрепенуться и избежать такой участи.
Вопрос:Игорь 14:29 08/02/2009
Бог Вам в помощь, отец Андрей. Про что пишете следующую книгу?
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 16:35 09/02/2009
Я думаю, что в конце марта выйдет моя новая книга, называется «Перестройка в Церковь», она посвящена проблемам православного миссионерства, отношениям церкви и внешнего мира – мира культуры, мира молодежной субкультуры и так далее. Книга уже написана, она в типографии. И следующие мои книги будут на эту же тематику, потому что к этому обязывает мое положение как профессора миссиологии Московской духовной академии.
Вопрос:Татьяна 18:19 08/02/2009
Скажите, а возможно договориться православной церкви с католической, чтобы Рождество отмечать как католики, а Пасху, как православные? Это очень принципиально? Спасибо.
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 16:28 09/02/2009
По этому поводу не стоит даже и договариваться по той причине, что христианский мир уже переболел болезнью тотальной унификации, когда все хотелось свести к одному общему знаменателю. Такая болячка была в истории и католической, и православной церкви. Сейчас мы спокойно, без возмущения воспринимаем то, что у наших соседей праздник в иной день, чем у нас. Не надо друг другу навязывать свои привычки, осуждать друг друга из-за того, что у нас разные праздники. Апостол Павел еще когда сказал – «Никто да не осуждает вас за ваши праздники». Надо уточнить, что нашей Русской православной церкви в этих вопросах гораздо важнее искать единства не с Римом, а с Иерусалимом. Все эти события произошли все-таки на Святой земле, поэтому с Иерусалимской Церковью нам лучше не расходиться.
Вопрос:СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ 19:53 08/02/2009
Бог создал Адама и Еву, У них родились сыновья. А от кого рождались внуки?! Где брали женщин для рождения последующих поколений?
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 16:25 09/02/2009
Дочери у первой четы тоже были (Быт 5,4). На них и женились их братья.
Вопрос:Евгений 20:58 08/02/2009
Известно, что митрополит Антоний(Храповицкий), отец Александр Шмеман, прп. Иустин(Попович), митрополит Антоний Сурожский и многие другие видные богословы и деятели Церкви с большим вниманием относились к наследию Ф.М.Достоевского. Святейший патриарх Кирилл, ещё будучи митрополитом, также неоднократно ссылался на творчество великого писателя. И Вы, отец Андрей, говорили о влиянии на Вас Достоевского встать на путь веры. Есть работы светских учёных о влиянии на Достоевского Священного Писания и святоотеческого наследия. А есть ли какие-либо исследования как Достоевский повлиял на распространение христианства? (Думаю, такой вопрос не покажется натяжкой.) Нельзя ли и в духовных школах уделить внимание изучению творчеству писателя-сердцеведа? Ведь если будущий батюшка внимательно прочтёт и изучит «Записки из подполья», романное «пятикнижие», то не будет со страхом идти на исповедь – как недавно довелось прочитать… Кстати, 9-го февраля - день памяти Ф.М.Достоевского. С уважением, Евгений
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 16:21 09/02/2009
Конечно, Достоевский и в СССР, и в западном мире воспринимался как свидетель православия – именно совестливого и живого православия, а не «феррапонтовщины». Поэтому я думаю, что мое поколение в значительной степени приблизилось к церкви под влиянием Достоевского.
Вопрос:Александр 21:41 08/02/2009
Меня больше интересует не сколько средств церковь освоила на постройку храмов, а увеличилось ли количество прихожан, постоянно посещающих церковь. Вопрос не праздный. Я воспринимал бывшего патриарха как обычного чиновника.
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 16:18 09/02/2009
Да, конечно. Мы видим, что число храмов возросло во много раз, при этом эти храмы не стоят пустующими. В крупных городах нехватка храмов. Причем чем более университетский город, чем больше в нем студенчества и интеллигенции, тем более он храмы в нем полны. Число прихожан, конечно же, растет. Проблема многих городов в том, что старые храмы расположены в историческом центре города, а люди живут в нвоых спальных районах. Многим людям бывает тяжело ехать через полгорода до ближайшего храма. В Москве очень заметно относительное безлюдье храмах центрального района, откуда люди уже съехали, освободив пространство для офисов и гостиниц и переполненность храмов в спальных районах. Неслучайно патриарх Кирилл, встречаясь с мэром Москвы Лужковым, говорил о том, что необходимо строить много небольших храмов в спальных районах.
Вопрос:геннадий 01:06 09/02/2009
здраствуйте, у меня такой вопрос, почему у российской империи после петра не было патриарха и только в 1917 году произошли выборы????? заранее спасибо за ответ
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 16:13 09/02/2009
Надо спрашивать об этом именно у Петра. Он боялся, что возникнет оппонент созидаемой им авторитарной империи. Для этого он обезглавил церковь. Когда скончался патриарх Адриан, последний русский патриарх царской поры, Петр не позволил созвать Собор для избрания нового патриарха, а затем заменил патриарха хорошо управляемым Синодом, каждый из членов которого мог быть по императорскому указу заменен на другого. Соответственно, созыв реального Собора, который мог бы реально избрать патриарха, оказался возможен только в период междуцарствия – то есть между Февральской революцией и началом большевистского красного террора.
Вопрос:Мария Ионина 08:26 09/02/2009
1. Как быть, если грех понимается умом но искреннего раскаяния не приходит? 2. Кого из отцов церкви вы бы посоветовали прочитать в первую очередь?
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 16:05 09/02/2009
Искреннее раскаяние есть благодатный дар. Естественно, о всяком даре надо просить. Во время Великого поста мы и просим об этом даре и получаем его. Слава Богу, у нас в церкви много и древних святых и современных «грешников». Бывает даже так, что лекарство, исцеляющее одного, может повредить другому человеку, хотя само по себе лекарство чисто и свято. Нет универсально действующего пособия. Но я бы посоветовал начать со святителя Феофана Затворника, с его замечательной книги «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться». А потом возьмите в руки «Исповедь» блаженного Августина.
Вопрос:виктор 08:53 09/02/2009
скажите, пожалуйста,в раю что делают души? или они ничего не делают, отдыхают?
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 16:01 09/02/2009
Не могу сказать, что в раю делают души, потому что в Евангелии есть слова Христа: «Не приходило на ум человеку, что уготовал Господь любящим его». Я могу только вам посоветовать: представьте себе самые радостные минуты вашей жизни, радости душевной, не физической. Умножьте это на бесконечность, и вы получите слабое представление о том, что значит та радость, которую Господь уготовал для нас в вечности.
Вопрос:Алла 09:59 09/02/2009
Отец Андрей, как реагировать на то, если член моей семьи из религиозных соображений запрещает общаться с некоторыми из моих друзей, ссылаясь на то, что они и их родственники неверующие и поэтому плохо влияют на наше душевное состояние?
Вопрос:ребе Абрам Гуткин 10:32 09/02/2009
Почему в русских сказках и анекдотах поп всегда отрицательный персонаж?
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 15:35 09/02/2009
В анекдотах я вообще не видел положительных персонажей, там все персонажи смешные. Это нормальная черта народной жизни – когда люди смеются над своим, сам жанр анекдота состоит в том, чтобы принижать высокое. Если «Сказку о попе и работнике его Балде» переложить на кого-то другого… Чтобы смеяться над неадекватным поведением попа, необходимо, чтобы в народном сознании у попа уже был высокий моральный статус. Если эту сказку рассказывать про какого-нибудь бонзу, то ведь русский мужик может растерться и не понять, в чем тут соль-то. Мол, кто их знает, этих бонз, может им так себя и положено вести… И если это будет сказка про какого-нибудь раньте или биржевого маклера, она тоже потеряет всякий смысл. Наличие такого рода шуток и сказок как раз означает, что в народном сознании священник – носитель нравственной нормы. А смешным становится как раз непредсказуемое и неочевидное поведение того или иного персонажа. Из этих сказок видно, что в качестве нормы ее рассказчики и слушатели воспринимали именно христианскую мораль.
Вопрос:Андрей 11:04 09/02/2009
Уважаемый господин Кураев! Хотелось бы услышать Ваше мнение о допустимости религиозных программ на общественном телевиденье. Церковь отлучена от государства, почему же она проповедует свои доктрины на ГОСУДАРСТВЕННЫХ теле- и радиоканалах, на каком основании туда допускаются церковные служители? Тот же вопрос о внедрении тихой сапой религии в школьную жизнь. Очевидно, что это противоречит закону об отделении церкви от школы. В настоящее время открыто достаточно церквей для общения пастырей с паствой, к чему же навязывать религиозную идеологию всему обществу через средства массовой коммуникации и школы? Если есть желание выступать по TV - организуйте на свои деньги собственный канал и вещайте на нем, оставьте в покое ГОСУДАРСТВЕННЫЕ каналы! Я уверен, что большинство в России неверующие и не хотят что бы взамен коммунистической идеологии им навязывали религиозную (я не счетаю, что всякий, кто носит на груди крестик - верущий).
Ответы:
Кураев Андрей Вячеславович 15:28 09/02/2009
Никакого отлучения церкви от государства быть не может, само по себе слово «отлучение» - термин церковный. А отделение церкви от государства означает очень понятные вещи: церковь не влияет на кадровую политику, внутреннюю, внешнюю политику, равно как и государство не вмешивается в вопросы церковной жизни. Но при этом, как показывает опыт стран мира, взаимодействие между обществом, государством и церковью вполне уместно. Государственные телеканалы содержатся на деньги из госбюджета, а он формируется из налоговых отчислений всех граждан страны, в том числе религиозных. Поэтому я бы сказал, что непропорционально мало присутствует религиозная тематика на телевидении – у нас процент верующих больше, чем процент религиозных передач в структуре эфира. Надо сказать, что именно государственные телеканалы постоянно упражняются в выплескивании помоев на церковь. Постоянно в самое рейтинговое время идут антихристианские и антинаучные передачи. Вспомним, как раскручивался «Код Да Винчи» и так далее. Нельзя сказать, что государственные каналы служат интересам церкви. Это не так. Закона об отделении церкви от школы у нас нет. И в Конституции нет такой нормы. А взаимодействие, напротив, предполагается. Напомню, статья ст. 18 ч. 3 «Закона о свободе совести» (1997 г.) гласит: «Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий».
Вопрос:Вадим 11:57 09/02/2009
Добрый день, о.Андрей! Как Вам видится, что по сути представляет собой теперешний кризис? Успехов Вам и терпения при общении с такой обширной аудиторией. Помогай Вам Бог. Спасибо Вам за Вашу работу.
Вопрос:Ирина 14:57 09/02/2009
Уважаемый о.Андрей! Однажды в одной из программ Вы сказали, что нет икон, на которых изображено Воскресение Господне, т.к. не было свидетелей данного факта. А в нашей семье есть небольшая иконка, доставшаяся по наследству, на которой изображено именно Воскресение. Мне она очень дорога. Хотелось бы узнать Ваш комментарий. Спасибо!
Вопрос:Роман 15:14 09/02/2009
Сколько православных прихожан находится в тюрьмах за нарушения законов государства?
Вопрос:Илья 16:05 09/02/2009
Как вы относитесь к Русскому национализму?
Вопрос:Валерий Сметанин 16:22 09/02/2009
У нас в Ивановской области губернатор Михаил Мень, сын убитого священника Александра Меня, по моему мнению, должный впитать с молоком матери священные заповеди: не укради, не обмани и т.д. - не только их не соблюдает, но и грубо попирает. Как вы считаете, может ли в этом случае быть применимой фраза из Библии: «и по плодам их узнаете их»?
Вопрос:Игорь 18:23 09/02/2009
Андрей Вячеславович! Не стыдно ли Вам за то, что по благословению Патриархии издаются книги вроде "Библии и науки", авторы которых тщатся "научно" доказать бытие божие? Я уж не говорю о творениях креационистов, которые также публикуются "по благословению", хотя это откровенное мракобесие.
Вопрос:Юлия 19:07 09/02/2009
Не грех ли обманывать себя и другого, когда проходит любовь, - а это ведь неземное чувство, неподвластное разуму. Надо ли себя принуждать из-за чувства долга или жалости к продолжению совместного проживания, тем самым заведомо лишая себя полноценной счастливой жизни с партнером (если, конечно, не восполнять паралельно эти пробелы)? Ведь, если что-то делаешь против желания, то постепенно накапливается негатив, отравляющий все вокруг.
Вопрос:Алексей 19:14 09/02/2009
Как помочь с реставрацией храмов? Есть опыт в реставрации во Пскове, Санкт-Петербурге, Валдае. Одно дело делаем, только в Вашем случае камни живые.
Вопрос:Антон 21:32 09/02/2009
Добрый день! Скажите, является ли грехом смотреть программы по телевизору в постные дни и что делать, если я не в силах отказаться от этого во время Великого поста? И сильно ли грешат многие молодые москвичи, посещая по пятницам ночные клубы?
Вопрос:Александр С. 21:52 09/02/2009
Добрый день. У меня к Вам вопрос по поводу заповеди "Не возжелай того, что есть у ближнего твоего". Если обычный житель России, глядя на состояния российских миллиардеров, говорит: "Господи, чтобы я имел в 10 000 раз меньше кого-либо из них". При этом он сам прекрасно понимает, что если это желание исполнится, то его уровень жизни достаточно сильно вырастет. Но если рассматривать всех россиян как ближних, то может ли являться такое желание нарушением данной заповеди и греховно ли оно?
Вопрос:Илья 22:03 09/02/2009
Кто, на Ваш взгляд, проживает на Земле более счастливую жизнь: бедные люди или богатые? И как обычному человеку научиться перестать испытывать ненависть, зависть, чувство несправедливости к тому человеку, кто в таком же возрасте имеет в десятки (а порой в сотни) раз больше, чем он?
Вопрос:руслан 22:18 09/02/2009
Здравствуй. К-е значение имеет Иисусова молитва не как одно из основных ср-в как молитва,пост и др. в духовной жизни спасающего,согласно притче десяти дев?
Вопрос:Вова 22:56 09/02/2009
Уважаемый Андрей Вячеславович, какое будущее ждет человечество. Смогу ли я каким-то образом даже увидеть его или моя жизнь закончится со смертью?
Вопрос:анна 06:21 10/02/2009
у меня нет детей. Я просила бога дать их, просила даже не из-за себя , из-за мужа, но бог не помог. Где просить милости ?
Вопрос:Сергей 08:39 10/02/2009
Недавно отметили 2009-летие со дня рождения Иисуса Христа. На сегодняшний момент существуют доказательства, что задолго до его рождения в мире существовали другие цивилизации. Почему им не были даны знания о христианской религии? Почему был выбран именно тот момент для рождения Христа, более 2000 лет назад?
Вопрос:Илья 09:17 10/02/2009
Добрый день. У меня к Вам вопрос по поводу заповеди "Не возжелай того, что есть у ближнего твоего". Если обычный житель России, глядя на состояния российских миллиардеров, говорит: "Господи, чтобы я имел в 10 000 раз меньше кого-либо из них". При этом он сам прекрасно понимает, что если это желание исполнится, то его уровень жизни достаточно сильно вырастет. Но если рассматривать всех россиян как ближних, то может ли являться такое желание нарушением данной заповеди и греховно ли оно?
Вопрос:Андрей 10:44 10/02/2009
Добрый день,мой сын хочет заниматься борьбой,но необходимо снимать крестик на тренировках,советовался со свещениками,говорят:"в чем застану в том и сужу"посоветуйте ,как быть?
Вопрос:Андрей 10:53 10/02/2009
"Бедствия наши должны быть более нравственные и духовные. Обуявшая соль [Мф. 5;13] предвещает их и ясно обнаруживает, что [наш] народ может и должен сделаться орудием гения из гениев, который, наконец, осуществит мысль о всемирной монархии" . "Обуявшей солью" свт. Игнатий называет состояние православия в Церкви Российской, "гением из гениев" - антихриста, наш же народ - орудием его царствования. Неужели антихрист придет к власти при помощи нашего народа?
Вопрос:сергей 10:59 10/02/2009
Доброго здоровья.Подскажите,что делать с использованными листочками православного календаряи изображениями святых и храмов,а так же-могу ли поместить на рабочий стол изображения церкви,святого.Спасибо
Вопрос:Александр 11:44 10/02/2009
Церковь очень много говорит о церковных ценностях. А как же принцип: "Кто люит злато, тот не любит Христа"? Несколько лет назад один высокопоставленный представитель церкви устроил в Москве автоаварию. Охрана пересадила его в другую машину и он спокойно уехал. А девушка в другой машине остаась одна на дороге с повреждением позвоночника и разбитой машиной. А как же "возлюби ближнего"? не слишком ли много лицемерия?
Вопрос:ОЛЬГА 11:52 10/02/2009
Здравствуйте! В моем понимании Бог-это любовь и доброта, но не понятно откуда в любви и добре могло появиться зло в лице"падшего ангела". Вопрос: Почему ,до Христа, Бог отдавал души умерших, в том числе души святых в ад,ведь там царствует его враг. Объясните мне такое проявление любви.
Вопрос:Андрей 12:38 10/02/2009
Нас со старшим братом крестили еще в советские времена и несколько лет назад я нашел наши крестильные крестики у родителей лежащие вместе. Они одинаковые и где чей - теперь не понять. Как лучше поступить в данной ситуации, ведь я хочу носить крестик с которым меня крестили? Спасибо.
Вопрос:Наталья 12:52 10/02/2009
Храни Вас Господь! Спасибо Вам за ваш труд! Ваши лекции изменили мое сознание и мою жизнь! СПАСИБО! Скажите, считаете ли вы, что сегодня, столь агрессивные действия Израиля по отношению к палестинцам, связаны с Третьим Храмом?
Вопрос:Александр 13:00 10/02/2009
Вы очень хороший (Божий) человек.Пусть Господь Бог помогает вам во всем!!!Молитесь за нас грешных! Вы не собираетесь посетить Беларусь?
Вопрос:Наталья 13:11 10/02/2009
У меня есть достоверные сведения, что в семьях священнослужителей в 90% случаев пишутся в детские сады и школы отказы от вакцинации любой. Правы ли родители? Лично мое мнение -ПРАВЫ.
Вопрос:Igor iz Londona 14:02 10/02/2009
Apostol Pavel skazal: Kto prizovet imia Gospoda, spasetsa (Rimlianam 10:13). Mne hotelos' bi spastis'. Kakoe imia Gospoda mne prizvat' v svoei molitve? (Ved' slovo Gospod' eto ne imia. A imia Iisusa Hrista eto imia Sina Boga, ne pravda li? A imia Boga mne nuzhno znat', chtobi spastis', soglasno apostolu Pavlu).
Вопрос:Михаил 14:38 10/02/2009
Что Вы можете сказать о священнике и историке Георгии Митрофанове выстапающем на православном радио "Град Петров" Спасибо
Вопрос:Юрий Уланов 15:20 10/02/2009
Ваше отношение к жизни, деятельности, пророчествам Эдгара Кейси?
Вопрос:Николай 16:44 10/02/2009
Если бы не было первородного греха так бы и жили два человека Адам и Ева. Неужели замысел Господень был таким упрощенным.
Вопрос:Сергей Голомзик 16:58 10/02/2009
Скажите, есть два процесса: расцет церквей и нравственное одичание страны. Ощущение, что они друг на друга никак не влияют. Церкви множатся сами по себе. Народ деградирует тоже сам по себе. Я лично не вижу влияния первого процесса на второй. Или я что-то упускаю?
Вопрос:Alex 17:37 10/02/2009
Вы проповедуете терпимость во взглядах. Но существует такой сайт, www.kuraev.ru, на нем форум, участником которого я являлся. Не являясь христианином, высказывал мнения, отличные от христианского мировоззрения, в соответствующем тематическом разделе форума (Оккультизм). За что был сначала забанен на 30 дней, но потом администрации сайта этого показалось мало, и они сделали мне бессрочную блокировку по IP-адресу. Вы проповедуете терпимость, а на сайте с Вашим именем процветает средневековая дикость и инквизиторство. Неужели православие настолько слабо, что вы опасаетесь, что от простого прочтения иного, чем ваше, мнения на форуме, оставшиеся "овцы" разбегуться ?
Вопрос:Зинаида 19:31 10/02/2009
Современное отношенение православной церкви к Александру Меню и его работам? Был период когда его работы не продавались в книжных лавках при церкви? Говорили о неоднозначном отношении к А.Меню и расхождении во взглядах? Это правда или вымысел? И если это правда, то в чем конкретно обвиняли А.Меня?
Вопрос:Павел 19:37 10/02/2009
Здравствуйте. У меня к Вам несколько вопросов, буду задавать постепенно в течение нескольких дней. Скажите, пожалуйста, христианская мораль и православная мораль - одно и то же? Если нет, то в чем разница? Спасибо.
Вопрос:Людмила 19:54 10/02/2009
Есть ли в современной православной церкви фигуры сопоставимые с такими подвижниками как великий старец Серафим Саровский, св.праведный Иоанн Кронштадтский или старец иеросхимонах Серафим Вырицкий? Эти люди наверняка есть, но почему о них ничего не слышно... . Мы все устали от гламура и поверхностного отношения к жизни. В том числе и в вопросах веры. И жизненно хотим глубины во всем: и в чувствах и в вере. А нам упорно навязывают поверхностную красоту, вместо внутренней красоты. Секс вместо любви. Пустословное красноречие - вместо глубокого, искреннего, высокодуховного слова. Где эти современные настоящие подвижники веры, которые так жизненно необходимы русскому народу?
Вопрос:Игорь 21:01 10/02/2009
Как Вы относитесь к тому, что наш новый патриарх подобно своему предшественнику ненавидит В.И. Ленина? Свое отношение к личности и делам В.И. он достаточно ясно выразил в телепередаче "Имя России" 23 ноября. Значит, несмотря на то, что идеи Ленина и его личность остаются популярными в стране и мире, Патриарх продолжит раскалывать, а не объединять наше общество?
Вопрос:Андрей 23:07 10/02/2009
Добрый вечер, о.Андрей. Я крещен в раннем детстве. В более поздний период (пионерская юность) пытался обратить в атеизм свою бабушку. Но она была мудрой и только посмеивалась и говорила: "Ничего, поживем - увидим". Бабушки давно уж нет. А я вот сейчас пытаюсь найти дорогу к храму. В душе моей, безусловно, находят отклик те идеи (идеологию жизни), которое привнесло христианство. Но мне все же хотелось бы понять на основании чего (каких доказательств, логической цепи событий, фактов) Иисус был отождествлен с Богом. Ведь евреи не признали (и не признают) в нем бога. Ислам также не признает в Иисусе бога, а считает его реальным человеком, которого возвели в ранг бога служители новой веры. 2. Почему Иисус, ведомый на Голгофу, был назван "Царем Иудейским"? 3. Почему бог был так жесток к Аврааму, что потребовал от него принести в жертву своего единственного сына? Трудно это было объяснить детям, когда читали с ними библию (в изложении для детей). Чуть позже, после поиска возможного ответа, я объяснил им это так. Раз господь задумал принести в жертву своего сына (себя самого) ради человека, во имя его спасения, то он имел моральное право убедиться (проверить) а достоин ли человек этой жертвы, верит ли он в него, способен ли человек пожертвовать самым дорогим ради него? И убедившись, что да, верит и готов принести жертву, не стал требовать принесения этой жертвы. Это было испытание человека в лице Авраама. И в результате позже пришел Иисус, сын Божий, который был принесен Им в жертву ради всего человечества, во имя спасения человека. Для рационального разума очень много вопросов, начиная с непорочного зачатия (прости Господи) и заканчивая воскрешением Иисуса. И понятие Троицы – очень нетривиально (кстати и не признаваемо исламом). Когда и как оно возникло? Или просто принять как постулат, что не все познаваемо рациональным сознанием и поэтому просто «Верую, потому что абсурдно»!
Вопрос:Григорий 01:36 11/02/2009
Уважаемый Андрей Вячеславович извините за беспокойствие,не могли бы вы ответить мне на мои вопросы пожалуйста,так как я очень заинтересовался истории,особено периуд последнего нашего императора Николая 2,бытую очень много споров и дискуссий по поводу его отричения от пристола,подписовал ли он этот менивест?или это была подделка?если подписовал ,то почему он отрекcя в пользу брата своего Михаила?и почему Михаил отрекся?были ли люди или генералы которые были преданный императору и которые пытались спасти царскую семью после ареста?какую роль играл Александр Васильевич Колчак,?предал ли он Россию и императора Николая2?хотелось бы узнать вашу точку зрения и точку зрения нашей провославной церкви на эти мои вопросы,заранее середечно благодорю вас.
Вопрос:IgorVas 03:47 11/02/2009
Почему Русская Православная Церковь не хочет признать очевидный факт, что Посланник Бога, Святой Владимир Ильич Ленин (Ульянов) являлся Мессией и Пророком, наравне с Иисусом Христом и Магомедом. Он хотел построить счастливое общество, свободное от капиталистов. Но был подло предан Бориской и Мишкой,которые ради личного обогащения развалили СССР. В результате этого предательства и "реформ", получили капиталистов, которые оказались никудышними вороватыми хозяевами, по сравнению с коммунистами при Великом и Святом СССР.
Вопрос:Анастасия Николаевна Кудрявцева 06:39 11/02/2009
Счастье... Может ли оно стать целью, это ведь как солнце в пути или дождь,- может быть, а может и нет...(?) Мы живём в мире навязываемых стереотипов: миф об успешности, обязательное наличие счастья в личной жизни, миф о "половинках", образ нежной возлюбленной\нного, счастье материнства, женское счастье... Итак, стремление к счастью во что бы то ни стало. Помните реплику из начальных сцен "Ностальгии" Тарковского,- там, где эпизод с Мадонной Пьетро делла Франческо: "Ты хочешь быть счастливой? Но ведь есть вещи гораздо важней!...." Может ли ощущение счастья быть эдаким "маяком", или это всегда нечто сопутствующее "вещам поважней" ? Что Вы об этом думаете, Андрей Вячеславович? И другой вопрос, в этой связи,- о предназначении Женщины, её пути к постижению Божественной сути (т.е. о её шансах самостоятельно продвигаться или только через единение со своим Мужчиной?). Как Вы полагаете, есть ли у женщины вообще возможность достижения Абсолюта, скажем, минуя встречу с мужчиной-посредником.. ? Благодарю Вас!
Вопрос:www.nikvel.ru 08:48 11/02/2009
Добрый день! Андрей Вячеславович, как точки зрения религии расценивать пожилых людей, держащих у себя в квартире большое количество кошек, не менее 10 шт.? Не лучше ли, чем кормить эту самовоспроизводящуюся свору, больше внимания уделять себе? С уважением, Николай (я Вам дарил фотокарточку с подписью Nikvel, где Вы с отцом Сергием, может вспомните), 11.02.09
Вопрос:Историк 10:09 11/02/2009
Раньше не верил в Бога. Но поразмыслив понял, что Бог посылал на Землю Моисея, Иисуса Христа, Магомеда, Кришну и Пророка Владимира Ильича Ленина. Вот кто посланник Бога! Он не в облаках витал, отбивая глупые поклоны, а хотел построить рай на Земле для чужих для него людей, но был предан мерзкими людьми, которых проклинать будут тысячелетия во всем мире. Почему бы Русской Православной Церкви не признать В.И.Ленина Пророком и Посланником Бога?
Вопрос:Татьяна 10:38 11/02/2009
Уважаемый о.Андрей! Как помочь человеку, попавшему в секту? В семье страдают малолетние дети. А секте приглянулся частный дом, принадлежащий семье и они прилигают все усилия, чтобы завладеть им.
Вопрос:Гар 11:49 11/02/2009
Почтенный Андрей Вячеславович, посоветуйте, пожалуйста, как в наше сумасшедшее, во многих смыслах, время (время упадка нравственности, безверия - хотя, конечно, формально, все больше людей посещают церковь, а неофициально, в большинстве случаев, многое сводится к соблюдению религиозных формальностей, извращения себе в угоду морали и норм, полной запутанности в том, что есть добро, что зло) жить сообразно учению Христа, "не по лжи", "отвечать добром на зло", или хотя бы "непротивлению на зло"? Ведь, по сути, всё вокруг против. На работе, особенно сейчас в финансовый кризис, в конкурентной гонке, не соврешь - не проживешь - приходится ежедневно лицемерить и лгать. Иначе, ты "непрофессионален", негоден и подлежишь увольнению. В общении с людьми, и даже друзьями, правду мало, кто жалует. На фоне порнографической захламленности нашего ТВ, масс медиа, как не возжелать, не поддаться даже мыслям о прелюбодеянии (не то, что бы "вырвать глаз и бросить его прочь")? Как уберечься от бытового пьянства, когда все, все вокруг "лечат" стресс именно таким способом? А изгоем становиться не хочется. Как элементарно переубедить человека, что мимо лежачего на холодном асфальте нельзя проходить, даже если он пьян. Ведь проходят, проходит большинство. Светский мир полон соблазнов, изъянов, иллюзий, а человек, хотя и заявляет, что тянется к свету, на самом деле живет тьмою. КАК ВЫЖИТЬ НОРМАЛЬНОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ТАКОМ МИРЕ? КАК НЕ ОБОЗЛИТЬСЯ?
Вопрос:Svet 12:39 11/02/2009
Уважаемый о.Андрей, действительно ли Вы разделяете идеи национал-социализма? Дело в том, что существует интернет-ресурс, работающий под Вашим именем, на котором ведется активная пропаганда черносотенства,нетерпимости и идеи национальной искалючительности. Среди администрации данного ресурса есть известный экстремист-черносотенец, участник фашистского "Союза православных хоругвеносцев" А.Корелов. Пропагандируется смена государственного строя в РФ, истребление лиц, относящихся к сексуальным меньшинствам, планируются хулиганские акции фашиствующих молодчиков. Другой администратор, позиционирующий себя как "православный апологет", некто Питанов В.Ю. - бывший рериховец, видимо не понявший суть учения, переметнулся в православие и теперь тешит себя надеждой дождаться тех времен, когда сможет погреться у святого костерка православной инквизиции."Грешник, сжигаемый кричит - это из него бесы выходят" - любит писать он в своей публицистике. Мне страшно, что церковь пытается набрать влияние в обществе - ведь кровью же все зальете. Или Вы не имеете отношения к данному ресурсу? Но тогда почему он назван Вашим именем ?
Вопрос:Александр 12:42 11/02/2009
Глубокоуважаемый Андрей Вычеславович, как церковь относится к растлению населения России и к падению моральных качеств молодёжи? РПЦ ведь пользуется большой популярностью у партии власти, так может она в силах как то подействовать на то, чтоб на законодательном уровне у нас в стране были запрещены идиотские передачи типа ДОМ-2, совершенно недетские мультики, которые показывают по детским каналам ТВ, журналы для молодёжи в которых призывают заниматься сексом со школьной скамьи.
Вопрос:Наталия 13:21 11/02/2009
Добрый день! Является ли грехом работа в воскресный день (стирка, вязание), если она не срочна и ее можно отложить на другой день?
Вопрос:Игорь из Лондона 13:45 11/02/2009
Апостол Павел сказал: Каждый, кто призовет имя Господа, спасется (Римлянам 10:13). Мне хотелось бы спастись. А какое же имя Господа мне призывать в своим молитвах?
Вопрос:Павел 20:17 11/02/2009
Здравствуйте. В любом обществе происходит деление на сословия (группы), которые решают определенные задачи перед ним. Учителя, медики, чиновники, производственники, крестьяне, идеологи, торговцы, милиционеры, преступники, военные - по этим сословиям можно будет разделить (расписать) рожденных сегодня младенцев во всех странах мира через лет 30. Религия в России - больше, чем религия. После 1917 года православных (в мировом понимании христиан-ортодоксов) сменили по внешним признакам антогонисты-атеисты-коммунисты. Но - только по внешним признакам. Сословие идеологов (из попов, переродившихся в парторгов) продолжило обслуживать население-народ-электорат прежними девизами с применением привычных методик. Коммунисты оставили за собой пропаганду добра и равенства при откровенном попирании этих призывов управляющей верхушкой (как и раньше церковной верхушкой, мне трудно представить себя в русской бане, что с секретарем горкома, что с архиереем). Ортодоксальность православия переплавилась в ортодоксальность марксизма-ленинизма с заучиванием решений партийных съездов и предания анафеме тех, кто попытался заняться ревизионизмом - простых рядовых паствы и не только рядовых - Мао Цзе Дун, Брос Тито. А теперь непосредственно вопрос - ортодоксальная православная ветвь христианства прижилась в России из-за ортодоксального характера русского народа или наоборот, русский народ стал ортодоксален (ведь поддерживал гонения и на генетиков, и на кибернетиков, и вечно мы догоняем Запад и в технике и в демократии) из-за ортодоксальности идеологии своих идеологов-попов-парторгов? Спасибо.
Вопрос:Алексей Позин 22:06 11/02/2009
Здравствуйте ,Андрей Вячеславович! Смотрели ли вы докфильм "Игры Богов"? Ваши комментарии пожалуйста. Заранее признателен за ответ.
Вопрос:илья 23:08 11/02/2009
Как Вы относитесь к творчеству Виктора Цоя?
Вопрос:Юлия 23:53 11/02/2009
Уважаемый , Андрей Вячеславович. Мне хотелось бы узнать, что думаете Вы и православная церковь по поводу предсказанийй Ванги, по которым 3-я мировая война начнется уже в следующем году.(Ведь многие из ее предсказаний сбывались!) Заранее благодарю за ответ.
Вопрос:Анна 11:20 12/02/2009
Может ли любовь к Господу проявляться через любовь к творениям Его: в любви к женщине, к природе, к прекрасному?
Вопрос:ramaz 12:01 12/02/2009
Dobrii Den' Batushka, (Iveniaus za moi ltinskii shrift) 1. Komu vigodno v pervuiu ochered' sora Pravaslavnix Narodov-Stran Gruzii i Rossii? 2. Chto delaut Tserkvi Gruzii i Rossii dlia dalneishnei Druzhbi etix pravoslavnix Natsii-Stran? 3. Pochemu pravoslavnie Strani ne siadut vse vmeste i nachnut Dialog dlia poiskov obchix Tsenostei? 4. Pochemu Politika segodnia na Postsovetskom Prostranstve takaia Griaznaia? (Voini, Blokadi, neponimania, razdel tsenostei, golod, ubiistva, i ia imeiu v vidu vsex iz EX-CCCP-stran-respublik). Spasibo i s bolshim poklonom "roman"
Вопрос:Арсений 15:38 12/02/2009
Здравствуйте о.Андрей! Хотелось бы узнать каково Ваше мнение о положении современного монашества в нашем обществе. Какие функции оно выполняют (или не выполняет, а должно выполнять). Например мессионерство - много ли готовится среди монашествующих профессиональных образованных миссионеров? Ведь многие монастыри стоят на очень активных туристическо-паломнических местах. Второй пример - стимулируют ли способных к ученой деятельности иночествующих в монастырях? Я имею в виду не только богословие, хотя его в первую очередь, но и историю, языки и пр. гуманитарные дисциплины. Что по-вашему сейчас можно требовать от монашествующих и монастырей как самой активной или можно сказать верующей прослойки в церкви? Какой отдачи для общества? Вот пример греческого женского монастыря Ормилия, не перенять ли что у греков: http://n-a-t-a-l-i-a-t.livejournal.com/1336.html
Вопрос:анна 15:42 12/02/2009
Будут ли продолжены попытки по возвращению Троицы Руюлева на ее исконное место В Троице Сергиевой Лавре? Очень бы хотелось ее видеть там и молиться перед ней а непросто созерцать
Вопрос:Светлана 15:46 12/02/2009
Добрый день о. Андрей! Ваше отношение к "Основам искусства святости" епископа Варнавы. Канонизировала ли его РПЦ или нет? Благодарю за ответ.
Вопрос:АННА 15:59 12/02/2009
КАК ОТДЫХАЕТ ПАТРИАРХ И ОТДЫХАЕТ ЛИ ОН ВООБЩЕ? КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ЗДОРОВЬЕМ? ОЧЕНЬ ПЕРЕЖИВАЕМ
Вопрос:Кирилл 17:13 12/02/2009
Здравствуйте уважаемая редакция и Антон Вячеславович! Объясните пожалуййста, почему церковь взымает плату за поведение обрядов(например отпевание или венчание), зачастую немалую для небогатых людей. и как эти деньги расходуются, на какие цели. И еще, не противоречит ли истинной вере освящение бездушных предметов автомашин или квартир? Кирилл Санкт-Петербург. Заранее благодарю.
Вопрос:Владимир 17:15 12/02/2009
Бог в помощь,отец Андрей.Так уж сложилось,что у жены и ребенка дни рождений выпадают на время постов.Так же бывают обязательные корпоративы на работе,бывают приглашения на дни рождений также в дни постов.Достаточно ли самим отказаться от чего то одного из скоромных блюд в такие моменты или же все равно это уже считается грехом и этот грех обязательно указывать на исповеди.С другой стороны отказаться от всех праздников,поставить себя выше чем окружающие близкие и родные люди это тоже грех.Как быть?С уважением,Владимир.
Вопрос:Елена 20:20 12/02/2009
Отец Андрей!
Вопрос:Александр 20:40 12/02/2009
Почему очень трудно попасть на прием к батюшке для исповеди или душевной беседы? Когда прекратиться в церкви коррупция? А то создается впечатление, что наша церковь превратилась в какую-то коммерческую монополию. Я понимаю, что всем нужно жить в достатке, но что твориться в церкви это не допустимо. Видимо наши батюшки забыли, как служил СВЯТОЙ ИОАН КРОНШТАДСКИЙ. Почему за принятие в лоно церкви (я имею в виду крещение) нужно платить деньги ( и не малые)?
Вопрос:Павел 23:00 12/02/2009
. Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, если отмечать святой православный праздник не по юлианскому, а по по григорианскому календарю, верность которого подтверждена в том числе и русскими(православными) учеными - это грех? И второй вопрос – мои друзья болгары празднуют православные праздники по новоюлианскому календарю, так же совпадающему с григорианским (как у католиков и протестантов) – значит, они все грешат и на них может обидится Бог или на них может обидится только русский патриарх?
Вопрос:Валерий 10:54 13/02/2009
Мне подарили икону Каанской божьей матери. Надо ли ее осветить в церкви?
Вопрос:Евгений 11:36 13/02/2009
Подскажите пожалуйста по каким признакам можно определить что в судьбе человека происходит по воле Бога, а что зависит от воли самого человека.
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что за история с избиением школьника в Хабаровском крае?
  2. Где и когда смотреть матчи сборной России с Германией и Швецией?
  3. Какие главные причины ДТП в России?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ