Примерное время чтения: 11 минут
7283

Повод для скорби. Кому не нравится парад в честь снятия блокады Ленинграда?

Участники реконструкции салюта в 74-ю годовщину снятия блокады Ленинграда.
Участники реконструкции салюта в 74-ю годовщину снятия блокады Ленинграда. / Алексей Даничев / РИА Новости

В последнее время в российском обществе уже не раз поводом для острых споров становилось обсуждение вопросов, связанных с блокадой Ленинграда. Четыре года тому назад, когда отмечалось семидесятилетие снятия блокады, телеканал «Дождь» «взорвал» общество, задав зрителям вопрос: «Нужно ли было сдать Ленинград немцам?» Тот скандал до сих пор припоминают журналистам «Дождя».

Парад на Дворцовой

Текущей осенью волну споров вызвало намерение режиссера Алексея Красовского представить фильм «Праздник»: историю о том, как на фоне всеобщего голода представители партийной номенклатуры объедаются деликатесами. Причем жанр фильма был определен как «черная комедия».

Не успели разобраться с вопросом о том, насколько морально снимать подобное кино, как спор возник на фоне мероприятий, посвященных 75-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда.

В середине ноября стало известно, что 27 января 2019 года, в день 75-летия победы советских войск, в Петербурге состоится парад. Предполагалось, что в этот день по Дворцовой площади пройдут больше 2,5 тыс. военных и курсантов, а также около 80 образцов техники, в том числе танки Т-34 и Т-72-Б3, бронеавтомобили «Тигр» и «Тайфун», артиллерийские установки и реактивные системы залпового огня «Торнадо».

Идея парада в день 75-летия снятия блокады понравилась не всем.

«Пора остановить этот кощунственный карнавал»

Журналист Даниил Коцюбинский на своей странице в Facebooк опубликовал открытое письмо временно исполняющему обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александру Беглову:

«Уважаемый Александр Дмитриевич!

Обращаемся к Вам как к должностному лицу, непосредственно отвечающему за все общегородские мероприятия, проводимые в Санкт-Петербурге...

Намеченное мероприятие, по нашему глубокому убеждению, абсолютно неадекватно скорбному смыслу той памяти, которую несет в себе мемориальная дата 27 января.

Да и о каком праздновании, о каком „торжественном марше“ вообще может идти речь, когда государство не выполнило перед городом главной обязанности: не назвало истинное число жертв блокады, не поименовало каждого погибшего ленинградца, среди которых было большое число детей? О каком праздновании можно говорить, когда до сих пор не поименованы все воины, павшие в битве за Ленинград? Не только не поименованы, но и не захоронены.

Незнание документов блокады, исследований петербургских историков, опубликованных дневников жителей блокадного города не освобождает от ответственности.

К сожалению, истинное знание о блокаде никогда не было приоритетным для властей города.

Память о блокаде начала подвергаться жесткому контролю и давлению еще в период войны. В 1945 году Ольга Берггольц написала: „И даже тем, кто все хотел бы сгладить в зеркальной, робкой памяти людей, не дам забыть, как падал ленинградец на желтый снег пустынных площадей...“ 

Число жертв блокады занижалось все послевоенное время....

С беспрецедентным давлением столкнулись писатели Алесь Адамович и Даниил Гранин, авторы „Блокадного Евангелия“: знаменитой „Блокадной книги“. Журнальная публикация „Блокадной книги“ была остановлена. Авторы полгода боролись с цензурой, отстаивая право на память о блокаде, отстаивая право на правду каждого ленинградца, чей голос звучал со страниц „Блокадной книги“. Об этой борьбе за право знать и помнить Д. Гранин спустя годы написал эссе „„Блокадная книга“ без цензуры и ретуши“.

И вот теперь вместо того, чтобы создать городскую программу по исследованию блокады, вместо того, чтобы взять на себя заботу о публикации блокадных дневников ленинградцев, заботу о финансировании и распространении книг петербургских историков, — например, капитального трехтомного исследования Г. Л. Соболева „Ленинград в борьбе за выживание в блокаде“, вышедшего мизерным тиражом — выбран самый легкий, но, по сути, недопустимый способ памяти о трагедии, которую принесла война: военный марш, в ходе которого будут продемонстрированы старые и новые образцы боевой техники!

Пора остановить этот кощунственный карнавал и начать вести себя так, как следует вести себя в городе, с достоинством перенесшем тяжелейшие испытания и продолжающем, несмотря ни на что, хранить историческую память.

Следует отказаться от идеи проведения военного парада в День блокадной памяти и скорби».

Операция «Январский гром»

Письмо Коцюбинского распространили многие СМИ. Начался сбор подписей в поддержку данного обращения, и количество подписантов, как заявлено, превысило 2500 человек. Утверждается, что в настоящее время власти города на Неве «тщательно изучают вопрос с парадом 27 января 2019 года». Есть варианты с полной отменой парада либо с отказом от прохождения военной техники.

Прежде всего нужно вспомнить о том, что же это за дата: 27 января 1944 года?

В январе 1943 года в ходе операции «Искра» советским войскам удалось прорвать блокадное кольцо, державшееся с осени 1941 года. Однако снять блокаду полностью не получилось, гитлеровцы продолжали угрожать городу. 14 января 1944 года войска Ленинградского фронта начали операцию под кодовым названием «Январский гром». Части 2-й ударной армии атаковали противника с Ораниенбаумского плацдарма. Через день к наступлению присоединились войска 42-й армии, наносившие удар из района Пулково. Также 14 января в наступление перешли части 59-й армии Волховского фронта, нанося главный удар с плацдарма на реке Волхов в 30 километрах севернее Новгорода, а вспомогательный — южнее Новгорода, форсировав по льду озеро Ильмень. Так началась Новогородско-Лужская наступательная операция. В это же время войска 2-го Прибалтийского фронта сковали своими действиями основные силы 16-й немецкой армии, что способствовало успеху наступления под Ленинградом и Новгородом.

К 17 января войска 2-й ударной и 42-й армий Ленинградского фронта своими действиями поставили гитлеровскую группировку под угрозу полного окружения. Немцы начали спешный отход, бросая тяжелое вооружение. Утром 20 января основные силы 2-й ударной и 42-й армий, встретившись в районе южнее Ропши, полностью окружили, а затем уничтожили остатки петергофско-стрельненской группировки противника. Всего за шесть дней непрерывных боёв войска 2-й ударной и 42-й армий уничтожили две немецкие дивизии, нанесли существенный урон ещё пяти дивизиям. В плен было взято около 1000 солдат и офицеров противника. Кроме того, севернее Красного Села была уничтожена немецкая артиллерийская группировка, созданная специально для обстрела Ленинграда. Всего было захвачено 265 орудий, в том числе 85 тяжёлых. Одновременно 20 января войсками 59-й армии Волховского фронта был освобожден от нацистов Новгород.

Обращение к Сталину

Наступательные действия советских войск продолжались. К концу января 1944 года войска Ленинградского фронта во взаимодействии с войсками Волховского фронта нанесли тяжёлое поражение 18-й немецкой армии, продвинулись вперёд на 70-100 километров, освободили целый ряд населённых пунктов и создали предпосылки для дальнейшего наступления. Задача полного снятия блокады Ленинграда была решена.

21 января 1944 года командующий Ленинградским фронтом Леонид Говоров и глава партийной организации Ленинграда и Ленинградской области Андрей Жданов обратились к Иосифу Сталину:

«В связи с полным освобождением г. Ленинграда от вражеской блокады и от артиллерийских обстрелов противника просим разрешить:

1. Издать и опубликовать по этому поводу приказ войскам фронта.

2. В честь одержанной победы произвести в Ленинграде 27 января с/г в 20:00 часов салют двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из трехсот двадцати четырёх орудий».

«Когда салют кончился, мы прокричали „ура!“, жали друг другу руки, обнимались»

Формально к тому моменту военная задача еще не была решена, но оборону противника сломали и вопрос полного снятия блокады действительно был делом нескольких дней. Именно поэтому разрешение было получено. 27 января по радио был зачитан приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады.

А вечером прогремел салют, посмотреть на который вышло едва ли не все население Ленинграда.

Военный корреспондент Павел Лукницкий писал об этом так: «Над Ленинградом далёкая россыпь взлетевших маленьких огоньков... Залпы трёхсот двадцати четырёх орудий катятся из города к нам через тёмные поля, под низким туманным небом, по извилинам заледенелой Невы. Сотни разноцветных ракет, поднявшись в тёмной дали над громадами городских зданий, как экзотические цветы на тонких стеблях, изгибаются и медленно опадают. Мы, незнакомые друг другу солдаты и офицеры, чувствуя себя родными и близкими людьми, несказанно взволнованы этим зрелищем. Стоим, смотрим, молчим, и грудь моя стеснена, — кажется, впервые за всю войну мне хочется плакать. Когда салют кончился, мы прокричали „ура!“, жали друг другу руки, обнимались».

Сегодня в календаре памятных дат России есть и День воинской славы — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

«Почему годовщину снятия блокады — то есть день спасения сотен тысяч ленинградцев — вдруг хотят объявить днем скорби?»

История блокадного Ленинграда знает три главные памятные даты. 8 сентября — день начала блокады Ленинграда, 18 января — день прорыва блокады, 27 января — день полного снятия блокады.

По сути, 27 января — это ленинградский День Победы, когда гитлеровцы, мечтавшие стереть город с лица земли, были отброшены навсегда.

И неизбежно возникает вопрос: откуда у господина Коцюбинского и его единомышленников возникло представление о «скорбном смысле» этой даты?

Безусловно, 27 января 1944 года многие испытывали скорбь. Ее испытывали в ставке Гитлера, в штабе немецкой группы армий «Север», в отступавших немецких частях, вынужденных срочно хоронить трупы тех, кто еще совсем недавно хотел уморить Ленинград голодом.

Российский историк Александр Дюков, комментируя открытое письмо к врио губернатора, на свой странице в Facebook пишет: «Может, мне кто-нибудь объяснит, почему годовщину снятия блокады — то есть день спасения сотен тысяч ленинградцев, день прекращения их страданий — вдруг хотят обьявить днем скорби?

По-моему, 27 января 1944 года если кто и скорбел, то разве что фашисты, не сумевшие реализовать свои человеконенавистнические планы в отношении Ленинграда и его жителей. У всех остальных был праздник. Со слезами на глазах, с памятью о тех, кто не дожил, но праздник. День победы жизни над смертью».

Знакомый почерк

Авторы обращения, аргументируя свою позицию, говорят: 27 января 1944 года никакого парада в Ленинграде не было. Да, это так. Его и не могло быть, поскольку наступление советских войск продолжалось. Не было никакого парада и 9 мая 1945 года: его физически было невозможно организовать немедленно.

Скорбная дата — это день начала блокады, 8 сентября. Но почему скорбным стал вдруг день ленинградской победы?

И тут стоит вспомнить, что ежегодно некоторые общественные деятели убеждают нас, что 9 мая — это повод не для праздника, а для скорби. Мол, такие потери понес народ, что и праздновать тут нечего. При этом игнорируется тот факт, что День памяти и скорби существует: это 22 июня, день начала войны.

Господин Коцюбинский, узревший «скорбный смысл» в Дне полного снятия блокады, — человек в высшей степени интересный. Например, фильм «Праздник» его никак не покоробил: во всяком случае, никаких комментариев он на сей счет не давал. Зато еще в июне 2011 года он выступил с инициативой празднования 400-летия Санкт-Петербурга, считая временем его основания 1611 год, когда в устье Охты была заложена шведская крепость Ниеншанц.

Блокадный Ленинград как инструмент политики

Для сторонников определенных политических взглядов любая памятная дата, связанная с успехом нашей страны, — День снятия блокады, День Победы, День космонавтики — как бельмо на глазу. По их разумению, россияне должны исключительно каяться и ужасаться неисчислимым преступлениям своих предков, а также своим собственным.

Павшие под Ленинградом советские воины, погибшие в блокаду ленинградцы для них — просто инструмент в политической борьбе.

Не будет парада, они найдут другой повод, чтобы призвать соотечественников к скорби, как это происходит на Украине, где сегодня скорбят по Петлюре, Мазепе, Степану Бандере и прочим подобным персонажам.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах