Примерное время чтения: 9 минут
11231

Экспресс дальше не идет. Почему новый проект Киева обернулся скандалом

Kyiv Boryspil Express.
Kyiv Boryspil Express. Shutterstock.com

Недоверие украинцев к проекту Крымского моста — широко известный факт. Наши соседи охотно верят в неудачи, к примеру, российской космической программы, но отказываются понимать, как может успешно строиться сложнейшее техническое сооружение в условиях постсоветских реалий.

Дело тут не только в ревности и вражде: граждане Украины отталкиваются от собственного горького опыта. Последним подобным примером стала история с запуском киевского аэроэкспресса.

Дорога до Борисполя

АиФ.ru уже писал о том, как вел себя на официальном мероприятии 30 ноября президент Украины Пётр Порошенко. Теперь же стоит рассказать о том, что это было за торжество и каким получилось продолжение. 

Порошенко и примкнувший к нему премьер-министр Украины Владимир Гройсман открывали движение поездов от вокзала Киев-Пассажирский до международного аэропорта Борисполь. 

Москвичам уже стали привычны аэроэкспрессы, следующие от московских вокзалов в  аэропорты Шереметьево, Домодедово и Внуково. В условиях автомобильных пробок они стали самым надежным способом без опозданий прибыть к своему авиарейсу.

Киев — большой европейский город, и неудивительно, что вопрос о запуске собственно аэроэкспресса был поставлен здесь давно.

«Воздушный экспресс»: как китайские товарищи создавали проект для Украины

С начала 2010-х годов приступили к реализации проекта, получившего рабочее название «Воздушный экспресс».

Дирекция по строительству и управлению национального проекта «Воздушный экспресс» выбрала в качестве разработчика Китайскую национальную корпорацию машинной индустрии и генеральных подрядов (ССЕС).

Китайский проект предусматривал прокладку новой четырехкилометровой железнодорожной ветки от существующей железнодорожной магистрали Киев — Харьков в аэропорт Борисполь, строительство железнодорожного комплекса непосредственно перед пассажирскими терминалами аэропорта, объединенного авиационно-железнодорожного терминала на станции Киев-Пассажирский и организацию прямого железнодорожного сообщения между ними.

Возить пассажиров должны были поезда китайского производства, а терминалы на вокзале и в аэропорту планировалось возвести вместе с торговыми центрами. Стоимость проекта оценивалась приблизительно в 370 миллионов долларов, а реализовать его планировалось за 28 месяцев. Экспортно-импортный банк Китая выдал Украине кредит на эту сумму.

Весной 2013 года стороны обо всем договорились, но тут начались проблемы. Вскоре выяснилось, что каким-то загадочным образом испарились около 50 миллионов долларов из денег, выделенных китайским банком. Куда они делись, неясно, но обслуживать кредит все равно приходится.

Потом произошел «Евромайдан», и новым властям стало не до строительства «Воздушного экспресса». Проект заморозили, хотя, еще раз повторим, кредитные обязательства выполнять все равно приходится.

«Комфортное сообщение» за небольшие деньги

В 2018 году киевлян и остальных жителей Украины ошеломили новостью: проект все же будет реализован, причем быстро и значительно дешевле.

Сначала речь шла о 800 миллионах гривен, а потом и. о. главы правления «Укрзализныци» Евгений Кравцов на своей странице в Facebook сообщил: «Что касается сметы, то есть определенные изменения: она меньше, чем мы планировали на этапе запуска строительства. На комфортное сообщение между центром столицы и Международным аэропортом Борисполь потратим 583,3 млн грн».

Получается, Киев получил свой экспресс до аэропорта меньше чем за 20 миллионов долларов? Настоящий успех!

Возникает логичный вопрос: в чем подвох? Неужто китайские товарищи решили так бессовестно нажиться на украинцах? Нет, все дело в том, что концепция проекта принципиально поменялась.

«Укрзализныця», акционерное общество, являющееся практически полным монополистом в сфере железнодорожных перевозок на Украине, сократила вложения до минимума, в том числе заменив предполагавшиеся изначально китайские электрички рельсобусами польской компании PESA.

Рельсобус как палочка-выручалочка

Рельсобус — это  дизельный поезд, как правило, из одного, реже двух  вагонов, который используется на неэлектрифицированных участках железных дорог. Рельсобусы производятся и эксплуатируются в разных странах мира, в том числе и в России.

Рельсобусы фирмы PESA поставлялись на Украину, в Белоруссию, Литву и Казахстан.

К примеру, Литовская железная дорога эксплуатирует польский рельсобус модификации 630М на маршруте Вильнюс — Минск.

В Минске рельсобус обслуживает маршрут между вокзалом столицы и аэропортом. Запущено движение было в ноябре 2014 года. Пассажиров перевозит рельсобус ДП1, который является белорусской модификацией польской модели.

Собственно, у белорусов украинцы и подсмотрели такой вариант перевозок.

В октябре 2018 года состоялись тестовые рейсы киевского аэроэкспресса. 7 ноября украинские СМИ отчитались об успешном испытании поезда с полной нагрузкой. Рельсобус с железнодорожниками, игравшими роль пассажиров, развил на пути к аэропорту скорость 119 км/ч, а обратно — и вовсе 121 км/ч.

12 ноября сообщили, что народным голосованием было выбрано название для поезда: Kyiv Boryspil Express.

Бегом по сугробам и экспресс на прицепе: как получилось в реальности

30 ноября состоялось торжественное открытие с тем самым памятным выступлением Петра Порошенко, после чего началось регулярное движение Kyiv Boryspil Express.

Первоначально говорилось, что экспресс до аэропорта будет доходить за 20 минут, потом были внесены корректировки. Если верить нынешнему расписанию, опубликованному на официальном сайте, то Kyiv Boryspil Express находится в пути от 34 до 39 минут.

Но уже 1 декабря произошло крупное ЧП. Экспресс, отправившийся с вокзала в аэропорт в 11:01 по местному времени, в пункт назначения по расписанию не прибыл.

Поезд встал в поле намертво, в нем отключилось отопление и не работал туалет. Но это полбеды: пассажиры опаздывали на рейсы. Самые отчаянные выпрыгивали из вагонов и двигались в сторону аэропорта по колено в сугробах.

В итоге экспресс добрался до аэропорта с опозданием в полтора часа. Один из иностранных пассажиров устроил скандал и добился компенсации за опоздание на рейс.

Про выплаты украинским пассажирам ничего неизвестно: железнодорожники заявляли им, что это «форс-мажор». Официально было заявлено, что у рельсобуса возникли проблемы с двигателем.

4 декабря история повторилась. На сей раз намертво встал экспресс, отправившийся из Киева в 15:00. Опоздание составило полчаса. Зато сторонние наблюдатели засняли фантасмагорическую картину: Kyiv Boryspil Express в аэропорт буксировал … обычный тепловоз. Официально было заявлено, что всему виной проблемы с двигателем.

Но пассажиры обратили внимание и на еще один момент. Изначально заявлялось, что экспресс будет круглосуточным, а максимальный интервал в движении будет составлять не более часа.

Но не прошло и недели, как в расписании стали появляться двухчасовые «окна», а с 10:00 до 18:00 экспресс ходит не чаще одного раза в час, хотя изначально говорилось, что поезда будут ходить со средними интервалами в 30-40 минут.

Поезда оказались не новыми. Ради Kyiv Boryspil Express обобрали провинцию

Те, кто уже воспользовался услугами Kyiv Boryspil Express, пишут, что расписание составлено так, что к рейсу все равно нужно приезжать с большим запасом, так как значительные интервалы приходятся как раз на время вылета из Борисполя большого количества рейсов.

Кроме того, народ страхуется: а вдруг экспресс снова встанет в чистом поле?

Но почему отказывают новенькие польские рельсобусы?

Дело в том, что они не совсем новенькие. Как мы уже говорили, стоимость проекта оказалась удивительно низкой. Секрет в том, что Kyiv Boryspil Express обслуживают рельсобусы PESA, многим из которых уже более десятка лет. Самые новые из них покупали еще при Викторе Януковиче, а самые старые — вообще при Леониде Кучме. Все эти годы они безжалостно эксплуатировались на украинских региональных маршрутах и теперь были переброшены в столицу.

Украинский журналист Анатолий Шарий в своем видеоблоге сообщил, что, к примеру, «новый» поезд под номером 620М-007 эксплуатировался на Украине с 2008 года, обслуживая линии в районе Кременчуга. Рельсобус 620М-006 много работал в Сумах, как и его «собратья» с номерами 005, 008, 011.

И это было бы не самой большой проблемой при наличии качественных запчастей и сервисного обслуживания. Но у Украины нет контракта на сервисное обслуживание с PESA, и рельсобусы ремонтируют украинские умельцы. Результат известен.

Да, кстати, а на чем же теперь ездят жители регионов, лишенные рельсобусов? Им взамен предложили списанные советские вагоны, стоявшие ранее в глухом резерве в ожидании утилизации, и такие же дышащие на ладан старые советские тепловозы. Что теперь в тех же Сумах думают о киевлянах, попробуйте догадаться сами.

Украинские эксперты изменений к лучшему не ждут. Политолог Руслан Бортник в интервью порталу «Вести-Украина» был категоричен: «В строительстве экспресса была слишком сильная пиар-составляющая, спешка и очковтирательство. Проект при этом не был до конца экономически рассчитан. И, разумеется, при первой же поломке это было использовано против … руководства правительства. Мало того, я молчу о том, что многие другие инфраструктурные проекты, к примеру, метро и мосты, сейчас вообще заморожены и о них никто не вспоминает».

И после такого можно ли удивляться, что украинцы не верят в реальность Крымского моста?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах