Примерное время чтения: 6 минут
4569

Много шума, драки нет. Во что выльются разногласия между Польшей и ЕС

Проблема взаимоотношений руководства ЕС и Польши может оказаться в центре внимания сессии Европарламента. Ранее Евросоюз не одобрил законодательные акты, призванные ограничить полномочия Конституционного суда и СМИ в Варшаве, однако никаких мер в отношении страны до сих пор принято не было. Изменится ли ситуация в ближайшее время, АиФ.ru рассказал руководитель Центра анализа международной политики ИГСО Михаил Нейжмаков

Наталья Кожина, АиФ.ru: Михаил, как вы считаете, будут ли приняты какие-то реальные меры в отношении Польши на сессии Европарламента?

Михаил Нейжмаков: Приход к власти в Польше партии «Права и справедливость» чем-то напоминает аналогичную ситуацию в Венгрии более чем пятилетней давности, когда в 2010 году на выборах в стране победила партия «Фидес» нынешнего премьер-министра Виктора Орбана. Завоевав на тот момент более 2/3 мест в парламенте, они воспользовались своим доминированием, чтобы распространить контроль на прессу. Также вводился ряд мер, которые подвергались критике Евросоюза. Закон о СМИ стал неким камнем преткновения между венгерским руководством и еврочиновниками. Сейчас в Варшаве происходит нечто близкое, при этом весьма символично, что недавно состоялась встреча Орбана и лидера «Права и справедливости» Ярослава Качиньского.

Конечно, давление на Польшу будет оказываться, тем более что для Германии «Право и справедливость» ещё по предыдущей эпохе своего нахождения у власти была очень «ершистым» партнёром для переговоров, между ней и Берлином тогда наблюдалась взаимная холодность. Но на примере того же Орбана мы видим, что обмен в своё время довольно жёсткими репликами с Ангелой Меркель и резкие высказывания в адрес Брюсселя не мешают ему оставаться во главе исполнительной власти Венгрии более пяти лет. В тех случаях, когда речь идёт о каких-то принципиальных вещах, он не идёт на большой конфликт с ЕС. Вспомним антироссийские санкции, которые политик критиковал, однако в итоге Венгрия их поддерживала.

Думаю, что разногласия между Варшавой и Брюсселем будут влиять на ситуацию внутри Евросоюза, но они вряд ли «раскачают» его изнутри. Более того, у Польши наверняка найдутся потенциальные союзники. Это не только Орбан, но, например, и премьер-министр Великобритании Кэмерон. В принципе, нынешняя Варшава вполне может встроиться во внутриевропейскую систему отношений, найти единомышленников и существовать в ЕС как сложный, но всё же находящийся в фарватере Евросоюза член объединения.

— Правильно ли я понимаю, что противостояние между Польшой и ЕС ограничится словесными предупреждениями, тогда зачем нужно было всё это затевать, чтобы показать Варшаве, кто в доме хозяин?

— Это не только слова. Напомню, что выходец из ныне оппозиционной силы в Польше («Гражданской платформы») Дональд Туск является руководителем Евросовета, то есть занимает одну из высоких должностей в ЕС. Понятно, что приход «Права и справедливости» к власти в стране ему не может нравиться. Кроме того, экономическое влияние Германии на Варшаву огромно, немецкие компании владеют очень серьёзными активами в Польше, в том числе в сфере СМИ. Таким образом, у Евросоюза и его ведущих игроков (Германии) есть не только словесные инструменты, но и экономические, чтобы где-то «выкручивать руки» Польше или принуждать её к более покладистой политике в отношении Брюсселя. При этом абсолютно очевидно, что грани, которые бы поставили под удар само существование ЕС или европейские связи Польши, никто не будет переходить. В конечном итоге стороны найдут определённый компромисс.

— Какой может быть реакция самой Польши в такой ситуации, может ли руководство страны пойти на уступки?

— По примеру Венгрии мы видим, что «Фидес» удалось сохранить большинство тех нововведений, которые вызвали скандальную реакцию со стороны Брюсселя.

Думаю, что до тех пор, пока в Варшаве доминирует «Право и справедливость», принятые поправки в законодательстве всё же сохранятся. Ясно, что европейским игрокам не очень выгодны меры, которые усиливают партию Качиньского и его соратников, но конкретно по этим вопросам им, скорее всего, придётся отступить. При этом останутся экономические рычаги, позволяющие давить на Варшаву по более важным, глобальным вещам, связанным с внешнеполитическим курсом. В итоге, уступив на внутриполитическом фронте, европейцы отыграют своё на других фронтах.

— К чему приведут новые законодательные акты, которые так возмутили ЕС?

— Закон о СМИ фактически увеличивает возможности правительства для влияния на информационную сферу. Поправки, связанные с работой Конституционного трибунала, по сути, могут парализовать работу данного органа и вывести его из игры — это также усиливает возможности «Права и справедливости» по удержанию власти на ближайшее время. Однако экономический кризис касается всех, в том числе и Польши. Партия Качиньского сыграла во многом на социальном популизме, она критиковала либеральное правительство «Гражданской платформы» и в какой-то мере «перекормила» избирателей обещаниями. Сейчас в ходе кризиса будет наступать определённое «похмелье», то есть часть прежних избирателей может отвернуться от партии и её лидеров. Безусловно, принятые меры дают ей преимущество, но вряд ли оно будет тотальным. У той же «Гражданской платформы» и любых других оппозиционных сил сохранятся другие пути донесения до польского избирателя своей позиции. Не будем забывать про то влияние, которое оказывает Германия на сферу польских СМИ. Эти возможности во многом могут потенциально использоваться против «Права и справедливости». Повторюсь, что какое-то преимущество принятые новации дадут правящей партии, но они не спасут её, если падение поддержки станет на фоне кризиса очень серьёзным. Что произойдёт к будущим выборам, мы знать не можем, однако не исключено, что позиции правых консерваторов могут ослабнуть, несмотря на все меры и законы, которые они сейчас пытаются применить.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах