Примерное время чтения: 9 минут
2620

С Богом или с СБУ? Как радикалы захватывают приходы у «московских попов»

В селе Горошовцы на Буковине церковная община приняла решение о переходе в ПЦУ. Правда, отец Федор, служивший в местной церкви, эту идею не поддержал и сельчане решили просить митрополита ПЦУ назначить им нового священнослужителя. Во время волеизъявления прихожан правопорядок обеспечивала полиция. Видимо, чтобы другие прихожане, поддержавшие отца Федора, не мешали голосованию.

Активно переход происходит в Винницкой области: более 30 общин уже совершили межцерковный «трансфер», ещё 20 — в процессе. Но тут даже сторонники новой власти понимающе ухмыляются: Винницкая область — вотчина Порошенко.

Напомним, 9 января члены Синода Вселенского патриархата подписали томос об автокефалии ПЦУ. 13 января Петр Порошенко привез его в Винницу. А теперь гастролирует с этим томосом по регионам Украины. Как говорят политологи, это своеобразный элемент предвыборной кампании.

«Вода наша, а не ваша»

В поселке Браилов Винницкой области местный голова Валерий Резидент атаковал общину УПЦ 19 января, в праздник Крещения. В сопровождении представителей новосозданной ПЦУ он пытался сорвать освящение воды на водоемах. Чиновник выкрикивал в микрофон, что отца Михаила, дескать, никто сюда не приглашал, обзывал его «московским попом». Затем поселковый голова отправился к другому водоему, где воду освящал протоиерей Ростислав Шемет, настоятель местного прихода в честь святых апостолов Петра и Павла. На этот раз чиновника сопровождал священник ПЦУ Сергий из Жмеринки. Они начали дружно кричать священнику УПЦ: «Вода наша, а не ваша! Кто вам дал право на освящение воды на водоемах?»

А вот в Северодонецке на фоне межцерковных разногласий в ход уже пошло оружие. 21 января прошло приходское собрание, на котором местная религиозная община в честь иконы Божией Матери «Казанская» с. Веселое Старобельского района поддержала каноническую УПЦ и выразила нежелание идти за иереем Владимиром Магленой, бывшим настоятелем храма, перешедшим в ПЦУ. Уже назначен новый настоятель храма и глава Приходского совета: иеромонах Пахомий (Мамедов). Но прихожане откровенно напуганы. Дело в том, что проведению приходского собрания решили помешать крепкие парни из Старобельского отделения партии «Укроп». «Как еще объяснить присутствие агрессивно настроенных вооруженных людей? — отмечается на сайте Северодонецкой епархии. — Учитывая явное давление и угрозы в адрес церковной громады, ее мнение осталось неуслышанным».

13 января в с. Ворсовка Малинского района Житомирской области произошел захват Свято-Николаевского храма УПЦ. Об этом сообщает протоиерей УПЦ Павел Линник, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Малине. По его словам, неизвестные люди под предводительством председателя малинской ячейки партии «Свобода» (запрещена в РФ) Николая Полиновского и сельского головы Петра Подручного угрожали всем прихожанам и священникам. Настоятель опубликовал видео и фото с места событий.

В селе Красноволя в Волынской области также 13 января захватили храм УПЦ. Как рассказал отец Олег, храм захватили местные жители под предводительством матери главы Маневицкого райсовета. «Часть жителей села просто заблокировали храм и решили, что он теперь будет собственностью ПЦУ. У нас есть все документы, все договоры о земле, наше имущество просто пытаются украсть. Любой суд нам обязан вернуть храм, следуя букве закона», — говорит отец Олег.

Закон о «церковном рейдерстве»

На прошлой неделе Верховная рада после нескольких неудачных попыток все-таки набрала голоса для принятия так называемого закона о «церковном рейдерстве». Виктор Еленский, один из его авторов, в интервью «Голосу Америки» прямо отметил, что закон нужен, чтобы «выскочить из-под Москвы».

Документ вносит изменения в процедуру смены «подчиненности» религиозных общин. Так, теперь приход может перейти в другую «юрисдикцию», если на общем собрании общины двумя третями голосов будет принято такое решение. Причём участников собрания обяжут подписываться под своим решением. Фактически закон дает юридическое оправдание силовому захвату храмов, что уже происходит на Украине при поддержке радикалов. Пока в сельские храмы приезжают «прихожане», которых до этого в глаза никто не видел. Эти деятели оказываются боевиками запрещенных в РФ «Свободы», «Нацкорпуса», С14 и прочими «ветеранами АТО». Силовые захваты храмов на минувшей неделе произошли в Волынской, Житомирской, Ивано-Франковской, Львовской, Сумской и Черниговской областях. Причём зачастую противоправные действия происходят при попустительстве правоохранительных органов.

В УПЦ подозревают, что при помощи нового закона её оппоненты получат легальную возможность отбирать у нее любые приходы: достаточно будет привести специально отобранных людей, которые «самоидентифицируют» себя с данной церковной общиной и проголосуют за переход в нужную «юрисдикцию».

Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин в беседе с RT напомнил, что принятый закон также вводит общую перерегистрацию религиозных организаций на Украине. «Скорее всего, будет формальное и неформальное давление с помощью вымогательства, рейдерства и намёков на то, что будет отнято имущество, последуют санкции против духовенства и активных прихожан. То есть будет полный передел религиозного пространства Украины и обман народа», — подчеркнул эксперт.

Сотрудничество с СБУ не грех

21 января в телеинтервью бывший глава УПЦ Киевского патриархата, а ныне «почетный патриарх» ПЦУ Филарет признал, что представители ПЦУ сотрудничают со Службой безопасности Украины. Правда, он настаивает на том, что ПЦУ полностью независима и не согласовывает свои решения со спецслужбами. Также Филарет пояснил, что видит во взаимодействии со спецслужбами только положительные стороны. «Между КГБ и СБУ есть очень много различий, — считает он. — СБУ нам ничего не насаждает и не указывает, как нам необходимо служить Богу. При КГБ всё было наоборот. Мы находились под постоянным контролем силовиков».

Кроме того, он рассказал, как можно бескровно отобрать Киево-Печерскую и Почаевскую лавры у УПЦ. «Насилие мы отвергаем сразу, только законные методы. Рада приняла механизм, при помощи которого общество может перейти в новую церковь. Они должны, согласно закону, собрать братию. Они должны перерегистрироваться в Русскую православную церковь, а они не захотят. Тогда они лишатся права юридического лица, а без него — еще многого другого», — заявил Филарет. Он добавил, что Киево-Печерская лавра должна принадлежать украинской церкви, а не российской, так как это украинская святыня.

«Все происходящее, слова Филарета можно рассматривать как инструмент давления на верующих: или отнимем Лавру, или переходите в ПЦУ», — уверен научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский.

Агитаторов прогнали

Но верующие на Украине так просто сдаваться не намерены. 16 января жители сел Николаевка и Ивановка в Черниговской области отвоевали храм у чиновников, которые пытались перевести его в ПЦУ. Агитаторы вынуждены были покинуть собрание ни с чем.

По словам протоиерея Иоанна Олинчука, за день до этого в соседней Оленевке на общем собрании посторонние люди решали судьбу религиозной общины. «Мы уже научены ситуацией с Оленевкой. Председатель сельсовета приходил в храм, в присутствии всех уверял, что на этих собраниях церковные вопросы подниматься не будут. А на следующий день этот вопрос мало того, что подняли, еще и сфальсифицировали результаты голосования. И уже сегодня рейдерским способом захватили помещение», — рассказал протоиерей. Поэтому, как только председатель народного совета Валентина Тесленко в Николаевке завела разговор о «переходе», ее сразу поставили на место. Священник говорит, что сельский голова вынужден был поддержать позицию людей и поэтому агитаторы поехали в соседнюю Ивановку. Там им также не удалось найти поддержки.

Особенно возмутило отца Иоанна, что председатель райсовета Виктор Горбащенко в это вмешался: «Очень опасно, когда председатель районного совета занимается грязной агитацией и спекулирует на чувствах людей». Священник рассказал, что его собственный сын только десять дней назад вернулся из зоны АТО, где служил почти два года военным врачом. «Я хочу прийти в районную администрацию и спросить: что, хотя бы один из их сыновей служил в АТО? Тогда какое он имеет право нам что-то говорить о войне?» — удивляется священнослужитель.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах