Примерное время чтения: 7 минут
8654

Союз нерушимый? Почему ЕС затрещал по швам, и поможет ли дружба с Россией

25 лет назад вступил в силу Маастрихтский договор о создании на базе Европейского экономического сообщества Европейского союза. Документ, подписанный Бельгией, Великобританией, Грецией, Данией, Ирландией, Испанией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Португалией, Францией и ФРГ, завершил процесс урегулирования денежной и политической систем европейских стран.  

Ратификация Маастрихтского договора проходила негладко. Например, на референдуме во Франции договор поддержали 51,05% граждан, а в Великобритании он был ратифицирован парламентом с минимальным перевесом правительственной группировки над противниками договора. Тем не менее, в последующие годы ЕС бурно рос и развивался. Количество его членов увеличилось до 28 стран, а желание вступить в единую Европу изъявили практически все страны Балкан и Восточной Европы.

Однако в 2016 году, после того, как жители Великобритании проголосовали за Брекзит, ЕС словно попал в зону шторма — члены союза теперь бунтуют и отказываются выполнять достигнутые ранее договоренности, некоторые грозят выходом из организации, а давние кандидаты на вступление отзывают свои заявки. 

Бунт на корабле

Особенно нелегким выдался для ЕС последний год. В начале января председатель Евросовета Дональд Туск заявил, что Польша может покинуть ЕС из-за того, что правящая партия «Право и справедливость» поставила под свой контроль судебную власть в стране. Помимо прочего он обвинил Варшаву в «скрытой поддержке российского курса по подрыву либерально-демократических и западных ценностей». В сторону поляков полетели обвинения в «путинизации». Брюссель даже пригрозил санкциями. Однако в ответ Варшава активизировала требования к Германии выплатить компенсации за оккупацию в годы Второй Мировой войны. Кроме того, польские власти заявили, что не будут принимать у себя беженцев.

Так же непросто складываются отношения у ЕС и с Венгрией. Эта центральноевропейская страна также отказалась принимать на своей территории мигрантов. Здесь даже прошел референдум, на котором гражданам предложили ответить на вопрос: «Хотите ли вы возложить на Европейский союз право определять обязательное размещение невенгерских граждан в Венгрии без согласия парламента?». Более 98% проголосовавших ответили «Нет». Впрочем, референдум был признан недействительным, поскольку явка не достигла необходимых 50%. 

Венгерский премьер-министр Виктор Орбан объявил, что «Венгрия — не страна мигрантов и не собирается становиться таковой». «Большое количество мусульман неизбежно ведет к появлению «параллельных обществ», — говорил он в январе этого года. — Мультикультурализм — это иллюзия».

В июне 2018 года венгерский парламент одобрил законопроект, согласно которому были введены уголовные наказания для сотрудников неправительственных организаций за помощь в укрывательстве нелегальных мигрантов. А мигрантам, прибывающим из стран, в которых нет военных конфликтов, было запрещено подавать прощения об убежище. Закон получил неформальное название «Стоп Сорос», поскольку в первую очередь он был направлен против фонда Джорджа Сороса, помогающего беженцам. Ранее, в 2017 году венгерские власти закрыли Центрально-Европейский университет, который существует на средства миллиардера. 

Все эти меры позволили Венгрии снизить количество мигрантов с 19 тыс. в 2016 году до 269 человек в начале 2018 года. До сих пор страна не предоставила официальный статус беженца ни одному беженцу. В ответ Европарламент обвинил Будапешт в нарушении прав меньшинств (в стране до сих пор не признаны однополые браки), нападках на прессу и правозащитников (под которыми в том числе понимается и фонд Сороса). 12 сентября была принята резолюция, согласно которой Будапешт «всё дальше отходит от демократических принципов». Венграм пригрозили санкциями. Но Орбан заявил, что Венгрия поддаваться шантажу ЕС не намерена.

Одновременно, в Европарламенте продолжают изучать возможность введения санкций против Польши и Чехии.

Эти споры хорошо показывают главную проблему нынешнего Европейского союза — неспособность найти консенсус, считает вице-президент Европейской социологической ассоциации, эксперт клуба «Валдай» Дэвид Лэйн. «За последние 15 лет ЕС значительно расширился. Проблема заключается в том, что союз объединяет страны, разговаривающие на разных языках, отличающиеся друг от друга культурой и историей. Многие из стран-членов ещё в этом веке воевали друг с другом», — напоминает эксперт. 

Отсутствие границ для капитала создало не только единый внутренний рынок, но и спровоцировало проблемы, связанные с интеграцией некоторых государств, говорит Лэйн. Многие административные функции ЕС находятся в руках нескольких государств, прежде всего Германии и Франции, которые ограничивают действия других, как небольших (Кипр), так и самых крупных (Великобритания). Это создаёт им значительные трудности и углубляет раскол внутри ЕС. «Граждане многих европейских стран не чувствуют, что лица, руководящие ЕС, учитывают их интересы. Это ведь и привело к Брекзиту», — считает Лэйн.

Заедая стресс

На фоне проблем со старыми членами ЕС февраля 2018 года Еврокомиссия официально обозначала дату вступления в союз новых государств. Сначала в 2025 году, при условии выполнения ими ряда условий, пополнить ряды единой Европы могут Сербия и Черногория. Затем дорога в союз будет открыта всем оставшимся вне еврозоны странам Западных Балкан: Македонии, Боснии и Герцеговине, Албании и Косово. Вступление последних трех стран может стать особенно важным, поскольку все они являются мусульманскими. До последнего времени в Брюсселе шли серьезные обсуждения, следует ли принимать в традиционно христианскую семью исламские государства. Кстати, именно эти опасения были одним из главных факторов многочисленных переносов вступления в ЕС Турции. 

Так или иначе, по мнению аналитиков, на фоне многочисленных угроз и намеков о возможности покинуть союз со стороны стран-членов ЕС (Чехия, Польша, Греция), решение о новом расширении призвано показать, что Брюссель по-прежнему уверен в едином европейском будущем. 

«Идея о полномасштабном распаде ЕС выглядит нереалистичной», — считает Лэйн. По его словам, если пример Великобритании показывает, со сколькими проблемами сталкивается страна в своей попытке выйти из союза. Переговоры с Брюсселем продолжаются уже второй год. Последнее время всё чаще звучит предположение, что расставание с ЕС будет «жёстким» — без сохранения многочисленных торговых договоров, что грозит стать шоком для экономики и королевства, и самого ЕС. Вряд ли после этого число желающих выйти из организации увеличится.

«Кроме того, бедные страны получают большую поддержку от ЕС, и выход из него приведёт к большим экономическим потерям (Греция). Поэтому, скорее всего, нынешний кризис приведет не к выходу отдельных стран из ЕС, а к смещению центров силы в самой организации», — подчеркнул эксперт. 

Запрос на самостоятельность

После того, как президентом США стал Дональд Трамп, еще одной ключевой темой в Европе стал растущий запрос на самостоятельность. Европейские страны разошлись с Трампом по ряду важнейших вопросов. Они отказались поддержать Белый дом в ситуации с разрывом «ядерного соглашения» с Ираном, осудили выход США из Парижских соглашений по климату. Спорным вопросом между Вашингтоном и европейскими странами остаётся и строительство трубопровода «Северный поток-2». 

В результате, всё больше европейских лидеров говорят о том, что Европа должна стать самостоятельнее в международных делах. «Контакты с США, конечно, важны, но становится все больше причин для того, чтобы мы взяли нашу судьбу в наши руки», — говорила канцлер Германии Ангела Меркель. В схожих тонах высказывался и президент Франции Эммануэль Макрон. 

Гипотетически, этот курс может привести к улучшению отношений между ЕС и Россией. «Это возможно, прежде всего, в случае, если США перестанет влиять на ЕС, и Европа выберет свой собственный путь торговли с Россией, ограничив санкции, которые вредят обеим сторонам. Многие принятые решения были сделаны под давлением извне», — считает Дэвид Лэйн. По его словам, европейским странам нужно активнее отстаивать свою позицию и использовать ООН как институт, способный снизить напряжение между Европой и Россией.

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах