aif.ru counter
Кирилл Яблочкин 12152

Московские трамваи вчера и сегодня. Пять самых интересных маршрутов столицы

Все материалы сюжета Экскурсии по Москве

Трамваи появились в Москве задолго до такси и автобусов. Им посвящали песни, стихи, на них ездили писатели, художники и литературные персонажи. Сегодня вагоны с привычными номерами оснащены Wi-Fi, кондиционером и развивают скорость до 75 км/ч.

Трамвай «Аннушка».
Трамвай «Аннушка». © / РИА Новости

Самый старый из сохранившихся (пусть даже частично) трамвайный маршрут находится на севере Москвы и носит номер 27. В 1886 году из центра города от Страстного монастыря по Долгоруковской и Новослободской улицам к Бутырской Заставе (ныне метро «Савёловская») и далее к Петровской академии (ныне МСХА имени К. А. Тимирязева) была запущена конка. Фактически столица заканчивалась тогда сразу за Садовым кольцом, и уставшие лошади тащили по рельсам неотапливаемые, тёмные вагоны через леса и поля. В дождливую погоду конка вязла в непролазной грязи, а сквозь щели в окнах задувал ветер. В 1891 году конку было решено заменить на паровой трамвай. «Паровичок», как ласково прозвали его москвичи, больше походил не на трамвай, а на небольшой поезд. Пять – шесть вагонов тянул за собой источавший клубы дыма паровозик, а когда он подъезжал к остановке, то протяжно сигналил. Проезд в «паровичке» был недешёвый: билет стоил 10 копеек, а за те же деньги в то время можно было пообедать. Через 8 лет в апреле 1899 года вместо «паровичка» от Бутырской заставы до Петровского парка был запущен первый в Москве электрический трамвай. Его трасса прошла по Нижней и Верхней Масловкам до Старого Петровско-Разумовского проезда. Это событие можно назвать началом расцвета трамвайного движения в Москве. В разное время здесь ходили трамваи 1-го, 12-го, 27-го, 29-го и 50-го маршрутов. В 50-е и 60-е годы значительная часть путей в центре была ликвидирована, количество маршрутов сократилось, а оставшийся 27-й трамвай пустили в Коптево и далее к нынешней станции метро «Войковская».

Конка в Москве, 1900 год
Конка в Москве, 1900 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Bundesarchiv

Самый известный трамвайный маршрут в Москве обозначается буквой «А», а в народе зовётся «Аннушка». Появился он более 100 лет назад, в 1911 году. Сегодня он проходит по центру Москвы от Чистых прудов до Калужской площади, но изначально трамвай ходил по всему Бульварному кольцу, которое в те времена называлось «Кольцо А», что и дало ему имя. Этот маршрут москвичи любили и даже посвящали ему стихи: «Аннушка, Аннушка, Аннушка-вострушка,/Сколько мы с тобою провели минут!/Дорогая Аннушка, ты уже старушка,/С каждым днём короче твой маршрут…» (Н. Богословский). На этом маршруте в годы Первой мировой войны работал кондуктором и вагоновожатым великий русский писатель Константин Паустовский, о чём он поведал читателям в своей автобиографии «Повесть о жизни». Упоминание слов «трамвай» и «Аннушка» вместе вызывает в сознании большинства москвичей злополучную историю, описанную в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». На самом деле трамвай, отрезавший голову Берлиозу, никакого отношения к трамваю «Аннушка» не имеет: этот маршрут никогда не пролегал рядом с Патриаршими прудами.

Трамвай Аннушка
Трамвай «Аннушка». Фото: www.russianlook.com

Самый туристический трамвайный маршрут в Москве, так же как и «Аннушка», берёт своё начало у Чистых прудов и проходит по Бульварному кольцу. Глядя в окна трамвая под номером 39, можно увидеть множество старинных домиков и усадеб, Свято-Данилов и Донской монастыри, районы сталинской застройки на Ленинском и Ломоносовском проспектах. Заканчивается маршрут у станции метро «Университет», неподалёку от главного здания МГУ.

Самые современные трамваи в Москве будут ходить по маршрутам Краснопресненского трамвайного депо (6, 15, 27, 30, 31). Вагоны серии 71-414 «Фокстрот» (совместный продукт польского концерна «PESA» и российского «Уралвагонзавода») начнут действовать в районах Сокол, Тушино, Строгино и Коптево уже этим летом. Трёхсекционные низкопольные трамваи нового поколения будут оборудованы бесплатным Wi-Fi, климат-контролем и смогут развивать скорость до 75 км/ч. При этом в них не будет турникетов и будет разрешён вход во все двери, что существенно сократит количество задержек движения и сделает поездку комфортабельной. Правда, и контроль оплаты проезда на вагонах нового поколения будет усиленным.

Вагоны серии 71-414 Фокстрот
Вагоны серии 71-414 «Фокстрот». Фото: Пресс-служба ГУП «Мосгортранс»

Самый быстрый трамвай городские власти планируют запустить в 2017 году. Это будут новые линии со скоростным движением, которые протянутся от метро «Пражская» в районы Бирюлёво Западное и Бирюлёво Восточное, а также вдоль шоссе Энтузиастов до района Ивановское. Они будут построены по самым современным стандартам, с использованием новейших конструкций трамвайного пути, контактной сети и средств автоматизации. Благодаря обособлению линий от проезжей части дорог, минимальному количеству пересечений с ними, а также внедрению системы приоритетного проезда перекрёстков, средняя маршрутная скорость движения по этим линиям составит 30 км/ч, что лишь незначительно уступает средней маршрутной скорости метрополитена. При этом новые линии будут интегрированы в существующую маршрутную сеть, что позволит пассажирам не делать лишних пересадок.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как могут измениться доплаты к пенсиям с 2020 года?
  2. Будет ли оружие стрелять в космосе?
  3. Почему не принято дарить ножи?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ