aif.ru counter
Кирилл Яблочкин 1112

Причуда или необходимость? Национальные особенности московских велодорожек

В Москве — 140 километров велодорожек, но только малая часть из них пригодна для спокойной езды.

Велодорожка Музеон - Парк победы
Велодорожка Музеон - Парк победы © / Степан Чижов / Из личного архива

Выделенные полосы для велосипедов появились не так давно и вызвали противоречивую реакцию в обществе. Одни положительно отнеслись к начинанию московских властей, другие посчитали это столичной причудой. АиФ.ru рассказывает о настоящем, прошлом и будущем московских велодорожек.

Что такое велодорожка?

Для начала нужно разобраться в определениях. Согласно международной конвенции о дорожном движении, велодорожка это «отдельная дорога или часть дороги, предназначенная для велосипедистов и обозначенная соответствующим знаком, которая конструктивно отделяется от других дорог или от других элементов одной и той же дороги».

Российский ГОСТ даёт следующие типы велодорожек:

  • Велодорожки с односторонним движением.
  • Велодорожки с двухсторонним движением.
  • Изолированные велодорожки, не привязанные к автодороге.
  • Совмещённые велопешеходные дорожки.

Необходимость или причуда?

Первые велодорожки появились в 19501960-х годах, когда в городах Западной Европы началось бурное развитие велосипедного и автомобильного движения. Эта мера была вызвана острой необходимостью, а не причудой властей: велодорожки были призваны разграничить зоны велосипедистов, автомобилистов и пешеходов.

Велодорожка на Фрунзенской набережной
Велодорожка на Фрунзенской набережной. Фото: Из личного архива / Степан Чижов

Позже, уже в 1990-е и 2000-е годы власти европейских стран стали бороться за снижение количества автомобилей в городах, и сеть велодорожек значительно увеличилась. Они стали инструментом, позволяющим пропагандировать здоровый образ жизни и экологически чистый транспорт. В Дании, Нидерландах и Германии появились даже велодорожки между городами.

В Москве первая велосипедная дорожка возникла в парке «Лужники» в 2011 году. Это было очень непривычное явление для города, и использовали её в основном бегуны и роллеры, а не велосипедисты. Бурное развитие велодорожек началось в 2013 году, когда были построены новые маршруты, в том числе от м. Проспект Вернадского до МГУ, Лужнецкой набережной, из Капотни до м. Марьино, по Хамовническому валу, а также во многих парках.

Велодорожка в Парке Горького
Велодорожка в Парке Горького. Фото: Из личного архива / Степан Чижов

Велодорожки сегодня

В данный момент, по официальным данным, в Москве насчитывается около 140 километров велосипедных дорожек. Однако, по мнению активистов велосипедного движения, назвать все их велодорожками в полной мере нельзя. Дело в том, что большое количество дорожек было сделано в городских парках: администрация просто чертила на асфальте полосы и называла это велодорожками. Поэтому сегодня велодорожки, скорее, это новое явление, которое призвано пропагандировать велосипедный транспорт.

Карта: АиФ

Почему пешеходы ходят по велодорожкам?

Степан Чижов, активист велосипедного движения: «Идущие по велодорожкам пешеходы создают опасную ситуацию и сильно раздражают велосипедистов. Но я не думаю, что люди идут по велодорожкам из вредности. Происходит это потому, что, во-первых, развитие велосипедного движения в Москве началось не так давно, и пешеходы не привыкли к велодорожкам, а во-вторых, потому что нередко дорожка не выделена ни бордюрами, ни специальными столбиками, ни даже цветом, и пешеходы просто не замечают, что переходят с пешеходной зоны на зону движения велосипедистов».

Велодорожка в Зюзино
Велодорожка в Зюзино. Фото: Из личного архива / Борис Гурылев

Где покататься в Москве

«Велосипедных дорожек, по которым можно действительно спокойно прокатиться в Москве, не так уж и много,  считает Степан Чижов.  В первую очередь, это велодорожка, ведущая от Парка Горького до Воробьёвых гор. Хотя в самом Парке Горького быстро ехать не получится из-за большого количества пешеходов, но дальше, к Воробьёвым горам, дорога становится свободней. Также более-менее спокойная ситуация на территории МГУ. Здесь ограничено автомобильное движение и проложены велодорожки. В этом году появился довольно неплохой веломаршрут от Филёвского парка до Крылатского по набережной. Удачно проложен маршрут и от м. Беляево до м. Чертановская через Битцевский парк, но в самом парке есть много грунтовых аллей, по которым не всегда удобно ездить, особенно после дождя. Неплохие велодорожки есть и на Борисовских прудах. Остальные  плохо годятся для спокойной велопрогулки».

Велодорожка вдоль Ярославского шоссе
Велодорожка вдоль Ярославского шоссе. Фото: Из личного архива / Владимир Степанович

Новые маршруты

Согласно планам властей, в 2014 году количество велодорожек в Москве должно удвоиться, причём речь идет не о прогулочных маршрутах в парках, а дорожках в черте города. Так, должны появиться дорожки на Ленинградском, Кутузовском, Щёлковском и Можайском шоссе, на Рязанском проспекте, в Митино и Зеленограде. Также велодорожки будут проложены вдоль Бульварного кольца и на Кремлёвской набережной, что довольно сильно изменит облик центральных улиц города.

Велодорожка в Парке Горького
Велодорожка в Парке Горького. Фото: Из личного архива / Степан Чижов

Москва  город велосипедистов

Главный аргумент противников развития велодорожек в Москве  то, что «на дорогах России полгода лежит снег». Но, как показывает практика европейских стран, холодный климат никак не мешает развитию велотранспорта: в одном лишь Хельсинки длина велодорожек превышает 1500 км. «По-моему, процесс развития велотранспорта в Москве уже нельзя остановить. Мы наблюдаем «велобум», который является ответом города на пробки и засилье автомобилей,  считает Степан Чижов.  В 2011 году, согласно официальной статистике, на велосипедный транспорт в столице приходилось около 0,01 % от общего потока, в то время как в некоторых городах Европы цифра доходит до 50 %. Поэтому можно прогнозировать только увеличение количества велосипедистов на улицах Москвы». Понимают это и московские власти: Сергей Собянин заявил, что «велосипед стал частью транспортной системы Москвы».

Велодорожка Музеон Парк Победы. Фото: Из личного архива / Степан Чижов

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда репетиции парада Победы на Красной площади и как их посмотреть?
  2. Почему папу римского называют папой?
  3. Почему договоры и прочие документы нельзя подписывать цветной ручкой?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0