aif.ru counter
Савелий Кашницкий 12458

Притоны Хитровки и ночлежки Сухаревки. Московские адреса Гиляровского

Статья из газеты: АиФ №49 04/12/2013
Все материалы сюжета Экскурсии по Москве

8 декабря 1855 года родился Владимир Гиляровский. «АиФ» вспомнил все адреса знаменитого москвоведа.

«Король репортёров», портрет работы С. Малютина. 1915 год.
«Король репортёров», портрет работы С. Малютина. 1915 год. © / Commons.wikimedia.org

Если поэт, то Пушкин, художник - Репин, а репортёр - конечно же, Владимир Гиляровский. Не было в газетной Москве 1880‑1890-х гг. равных ему. А начинал он свою журналистскую карьеру действительно с тогдашней жёлтой газеты - «Московского листка».

Между прочим, каждый из нас знает дядю Гиляя в лицо. Не верите? Один из запорожцев, пишущих письмо турецкому султану, в одноимённой картине Репина списан с репортёра. И для Тараса Бульбы на барельефе памятника Гоголю (Никит­ский б-р, 7а, во дворе) скульптору Николаю Андрееву позировал он. Таким - в казацкой папахе, с пушистыми усами и наступательным взглядом - дядя Гиляй запечатлён на многих портретах друзей-художников, таким предстал на могильном камне на Новодевичьем кладбище и на монументе, по­ставленном на территории Музея истории Москвы (Зубовский б-р, 2).

И. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880–1891 гг.). Для хохочущего казака в белой папахе и красной свитке позировал Гиляровский.

«Градоначальник у телефона»

По природе весёлый и общительный, он легко сходился с любыми людьми. Быстро завязывал дружеские отношения, со многими был на «ты», отличался добротой и щедростью, за что ему платили тем же. Имел приятелей повсюду, где могли возникнуть экстремальные ситуации: в пожарных частях, в притонах Хитровки, Грачёвки и Сухаревки, среди сторожей, городовых, трактирщиков, канцелярских писарей, чиновной и гостиничной обслуги.

В усадьбе Голицыных в Воздвиженском пер., 17 (ныне Староваганьковском) располагалась редакция «Московский листок» - первое место работы журналиста. Фото: Алексей Витвицкий

К тому же Гиляровский был любопытен и сообразителен. Однажды на светском рауте у нефтяного олигарха долго звонил телефон, к которому никто не подходил. Вездесущий Гиляровский снял трубку и услышал тревожный голос, звавший градоначальника. Не растерявшись, репортёр изменил свой голос на громовой бас и рявкнул в трубку: «Градоначальник у телефона!» И тотчас узнал, что ограблен банк. Положив трубку, он кинулся по указанному адресу и оказался первым из коллег. Потому-то его и называли королём репортёров.

На другой вечеринке среди гостей был управляющий Московско-Курской железной дорогой. От чуткого слуха Гиляровского не укрылся шёпот лакея, известившего чиновника о происшествии в Орловской губернии, где целый состав рухнул в болото. Гиляровский кинулся на Курский вокзал, отыскал поезд, отправлявшийся к месту трагедии, влез через окно в министерский вагон, заперся в туалете. А назавтра затесался в правительственную комиссию, где многие не знали друг друга. Только так находчивый журналюга дорвался до тщательно скрываемой информации и написал серию репортажей.

Он запросто сгибал тремя пальцами медную монету, завязывал в узел кочергу, а пишущего коллегу легко поднимал в воздух вместе со стулом. Конечно, это были всего лишь шалости. Но вот в смертельной давке на Ходынке во время коронационных торжеств 1896 г. богатырская сила Гиляровского спасла ему жизнь. И более правдивого репортажа об этом событии не написал никто.

Здесь, на Селезнёвской ул., 11, располагалась полицейская часть, в которой сожгли книгу «Трущобные люди». Фото: Алексей Витвицкий
 

Бурлак, табунщик, актёр

Что ещё не раз выручало блистательного репортёра - самые разные умения, приобретённые им за годы скитаний. Кем он только не был! Сбежав из дома в юном возрасте, бурлачил на Волге - тащил бечеву от Костромы до Рыбинска. В этом же городе трудился портовым грузчиком. А ещё успел поработать цирковым наездником и акробатом, истопником, пожарным, табунщиком, служил в разведке на Русско-турецкой войне и 10 лет гастролировал по России с актёрской труппой.

Сценическое ремесло было самым желанным. Актёром, так же как и журналистом, он стал случайно. Как-то, слоняясь по тамбовскому рынку, оказался свидетелем того, как торговцы мутузят бродячих артистов. Ввязался в драку не раздумывая - почему-то было ясно, что выручать следует более слабых. В благодарность за спасение они предложили Гиляровскому войти в их труппу. Может, правда, артисты имели в виду телохранителем, но парень понял - актёром. Так он с ними и объездил полстраны.

Жизнь Гиляровского в Москве тоже началась с актёрства. Приехав в старую столицу в 1881 г., он устроился в частный драматический театр Анны Бренко, высоко ценимый профессионалами (в нём играли известные актёры Малого театра - Мария Ермолова, Гликерия Федотова, Александр Ленский), и там же, в М. Гнездниковском пер., 9, прожил целый год.

После закрытия театра Бренко он последовал совету Чехова, своего близкого друга: «Ты должен писать, актёр из тебя никудышный». И стал репортёром «Московского листка». Редакция располагалась в усадьбе Голицыных в Воздвиженском (ныне Староваганьковском) пер., 17. Главный редактор Николай Пастухов, первый учитель Гиляровского в профессии, наставлял далеко не юного ученика словами: «Репортёр - как вор на ярмарке: всё видь и ничего не пропускай». Через два года журналист перешёл в либеральные «Русские ведомости».

Жизнь бытописателя столицы началась в Москве с актёрства. Он служил в частном театре в М. Гнездниковском пер., 9
Жизнь бытописателя столицы началась в Москве с актёрства. Он служил в частном театре в М. Гнездниковском пер., 9. Фото: Алексей Витвицкий

Из репортажей и очерков, опубликованных в газетах, он собрал (по совету всё того же Чехова) книгу и, назвав её «Трущобные люди», отпечатал за свой счёт. Но цензура книгу запретила - слишком беспросветную картину жизни низов она рисует - и постановила сжечь. Что и было сделано в Сущёвской полицейской части (Селезнёвская ул., 11).

Как-то после спектакля по пьесе Льва Толстого «Власть тьмы» Гиляровский выдал экспромт: «В России две напасти: внизу власть тьмы, а наверху тьма власти». А на выставке объединения супрематистов (художников, строивших композиции из квадратов и тре­угольников) «Ослиный хвост» дядя Гиляй, изловив момент, перевесил одно полотно Малевича вверх ногами. И кайфовал оттого, что до конца выставки так никто и не перевернул картину обратно.

Редакция «Русских ведомостей» в Юшковом (ныне Бобров) пер., 6 (теперь здесь библиотека-читальня им. Тургенева), на долгие годы стала ему вторым домом.

А вот с «первым домом» были проблемы. То Гиляровский с молодой женой Марией Мурзиной снимал квартиру в доходном доме де Ледвез по 2-й Мещанской ул. (ныне ул. Гиляровского), 24, то переехал в Хлыновский тупик, 4 (дом перестроен, ныне в нём частный музей актуального искусства Игоря Маркина). Наконец, поселился в Столешниковом пер., сначала в доме № 11 , позднее перебрался в дом № 9 , где и прожил почти полвека, до самой смерти. В квартире № 10 сохраняется мемориальная обстановка журналиста, поэта и писателя Гиляровского.

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кого новый закон освобождает от уплаты налога при продаже квартиры?
  2. Можно ли приватизировать жилье после смерти главного квартиросъемщика?
  3. Что за ГОСТ для фотографирования младенцев появится в России?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ