00:05 08/05/2013 Наталья Бояркина 3 4171

Справочник жителя многоквартирного дома

Как контролировать работу управляющей компании (УК), чтобы она следила за вашим домом, не брала лишних денег и не воровала?

 Кто рулит домом?

Управляющая компания (УК) - о­рганизация, в обязанности которой входит управление общим имуществом жильцов - домом и прилегающей к нему территорией. Управляющими компаниями также являются товарищество собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительный кооператив (ЖСК). В ЖСК и ТСЖ управляющими лицами являются жители дома, а в УК - нанятые специалисты. В этом главная разница.

Способ управления домом может быть изменён собственниками в любое время.

За что платим?

УК имеет право распоряжаться только теми средствами, которые собирает с жильцов на ремонт и содержание жилья. Сумма фиксированная, её вы можете увидеть в ежемесячной платёжке, в графе, которая так и называется - «Ремонт и содержание жилья». Как правило, это от 13 до 25 руб., умноженные на площадь вашей квартиры. Этот тариф, то есть сумму с 1 кв. м, устанавливает не УК, а общее собрание собственников жилья (не реже одного раза в год) либо городские власти, если собственники не проявляют интереса к управлению домом. Общее собрание собственников может изменить тариф на содержание как в большую, так и в меньшую сторону, если сочтёт это экономически обоснованным.

На деньги, собранные «на ремонт и содержание», УК должна:

  • убирать подъезды и дворовую территорию;
  • дезинфицировать мусоропровод, обрабатывать подвалы от крыс и вредных насекомых;
  • следить за исправностью лифта;
  • менять лампочки;
  • проводить профилактические работы в системах отопления и канализации, вентиляции, электроснабжения;
  • ремонтировать общее имущество - подъезды, крыши, инженерное оборудование;
  • замазывать щели в наружных стенах.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006.

 

Что и как часто УК должны делать в доме?

 

 

Ежедневно

1 раз в неделю

2 раза в месяц

2 раза в год

1 раз в год

Влажное подметание лестничных клеток
и маршей ниже
вторых
этажей

Влажное
подметание
лестничных
клеток
и маршей выше вторых этажей

Влажная
протирка стен, дверей, плафонов и потолков кабины лифта
(при наличии)

Влажная протирка стен, дверей, плафонов на лестничных клетках, оконных решёток, чердачных лестниц, обметание пыли с потолков,
почтовых ящиков

Мытьё окон

Влажное подметание мест перед погрузочным
клапаном (при наличии)

Уборка
площадки
перед входом
в подъезд

Влажная протирка
отопительных
приборов,
подоконников

Мытьё пола кабин лифта

Уборка и мытьё загрузочных клапанов
мусоропровода (при наличии)

Управляющая компания не может оказывать услуги, требуя за них дополнительные деньги (например, за охрану территории, консьержей в подъездах, стоянку автомобилей), не получив на это одобрения большинства собственников.

Если сумма в платёжке изменилась, вы имеете право требовать объяснений от УК.

Законно увеличение платежа в графе «ремонт и содержание» может произойти только в двух случаях:

  • по решению общего собрания собственников (УК должна предъявить протокол с подписями собственников);
  • тариф повысился по официальному распоряжению городских властей (требуйте от УК копию документа).

     

 

Как проверить работу УК?

 

С собственником жилья управляющая компания обязана подписать договор на оказание услуг. В нём перечислено, что именно компания должна для вас делать и за какие день­ги. Без договора УК юридически не имеет права брать с вас никаких денег.

Каждый владелец помещения имеет право по­требовать у управляющей организации:

  • письменный отчёт о проделанной работе за год. На это у компании есть время - 20 дней. Отчёт компания сама обязана предлагать жителям дома на общем собрании собственников в конце отчётного года, а также иметь его в открытом доступе на стенде в офисе или на сайте компании. Любые документы, касающиеся тарифов, начислений, нормативов, показаний общедомовых приборов, вам обязаны предоставить по первому требованию. Если вы обнаружили ошибку в расчётах по тарифу или нормативу, то перерасчёт УК делает в течение 5 дней;
     
  • копии счетов и договоров со всеми организациями, которым УК выплатила деньги за выполненные работы. 

Всё это собственнику гарантирует постановление Правительства РФ «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» от 23 сентября 2010 года. Постановление относится в полной мере и к раскрытию деятельности ТСЖ и ЖСК перед своими членами.

 
 

 

Где получить консультацию?

 

Если у вас остались сомнения в качестве и честности работы УК, вы можете:

  • обратиться с любым вопросом на портал «Дома Москвы». Портал позволяет узнать «биографию» своего дома (год постройки, тип, из чего построен, перекрытия), а также найти отчётные документы УК;
     
  • через портал можно подать жалобу на недочёты в работе УК в Мосжилинспекцию или управу. Ответ вам обязаны предоставить в течение 8 дней.

 

 

 

 

Как сменить УК?

 

Что делать, если не устраивает деятельность компании, управляющей вашим домом?

Согласно Жилищному кодексу РФ собст­венники жилья в любое время могут сменить управляющую компанию, правление ТСЖ или ЖСК. Главная законодательная сила в доме - общее собрание собственников жилья. От имени квартиросъёмщиков, то есть жителей государственного жилого фонда, собственником выступает муниципалитет. Поэтому представители муниципалитета приглашаются на общее собрание собственников обязательно.

 
Форма управления ЖСК ТСЖ УК
Порядок смены ЖСК сменить нельзя, но можно переизбрать
руководство: председателя
и его замов

1. Провести общее собрание членов ЖСК

2. За смену
руководства
должны
проголосовать
2/3 членов

3. Выбрать новое руководство
1. Провести общее собрание
собственников
помещений дома

2. Выбрать новое руководство ТСЖ

3. Собрание может проголосовать
и за ликвидацию ТСЖ -
тогда необходимо выбрать новую УК из числа
государственных или частных
(см. рейтинг)
1. Провести собрание собственников и принять большинством (не менее 2/3 голосов собственников)
решение о смене управляющей
компании, зафиксировать его
в протоколе собрания.
Закон позволяет проголосовать
за решение и заочно. Желательно
указать, по каким причинам жители дома расторгают договор с УК
в одностороннем порядке.
Неисполнение обязанностей,
отсутствие документальных отчётов
о проделанной работе -
веское для этого основание

2. Выбрать (также 2/3 голосов
собственников) новую управляющую
компанию. Можно это сделать, руководствуясь рейтингом лучших компаний города
(см. стр. 7)

3. Можно отказаться от услуг
управляющей компании и создать
в доме товарищество собственников жилья (ТСЖ)
+ Управляют сами жильцы Управляют сами жильцы Всё решают за вас, не надо никуда ходить
- Необходимо самим проявлять
активность
Необходимо самим проявлять
активность
Чужие нанятые люди больше пекутся о своих интересах и своих кошельках

 

 

 

 

 

Куда жаловаться?

 

 

в Мосжилинспекцию:

  • если УК плохо исполняет обязанности, в доме и подъездах грязь, неработающие лифты, нарушения в использовании подвалов и чердаков (штраф до 100 тыс. руб.);
  • если УК не предоставляет отчётность, нарушая постановление о прозрачности работы УК перед собственниками (штраф до 300 тыс. руб.).

В прокуратуру и суд:

  • если УК подделывает решения общих собраний;
  • ворует средства жителей.

 

 

 

 

 

Как наказывают УК?

 

 

  • Прокуратура г. Красноуральска, проверив деятельность УК «Литек», выяснила, что было похищено более 1 млн руб., собранных с жителей дома за воду. Возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество в крупном размере».
     
  • Кстати
    Главным контрольным управлением Москвы за 2012 г. проведено более 400 проверок. В государственных казённых учреждениях «Инженерная служба» (ГКУ ИС) районов города были отмечены систематические нарушения на сумму 1,5 млрд руб., которые руководители ГКУ ИС должны будут возместить. 480 млн они вернут в бюджет города, 1 млрд им недодадут из бюджета 2013 г. - сумму надо будет изыскать самим, 300 тыс. руб. составят штрафы. По результатам проверок привлечены к ответ­ственности 222 чиновника, 16 уволены.
  • ТСЖ «Наш дом» в Екатеринбурге выставляло в квитанциях счёт за тепло по завышенным нормативам. Разницу в стоимости - 190 000 руб. - руководство присвоило. По факту мошенничества возбуждено уголовное дело.
     
  • За нарушения при создании ТСЖ «Снежная, 14-2» в Москве, в частности за липовый протокол общего собрания, возбуждено уголовное дело по ст. 327, ч.  3 (подделка документов).
  • МУП «ЖХ Металлург» в г. Череповце взимало плату с арендаторов обще­домового имущества в 70 домах. В о­бщей сложности было собрано 11 млн руб., которые пропали со счёта МУП, к­огда жители домов потребовали п­роверки. Возбуждено уголовное дело по ст. 160 УК РФ (присвоение и растрата).
     
  • За нарушение законодательства о раскрытии информации УК «ПИК-Комфорт» (г. Химки) оштрафована по постановлению прокуратуры на 250 000 руб.

     

 

 

 

 

 

 

Рейтинг управляющих компаний Москвы

 

 

 

 

ЛУЧШИЕ

ЦАО

ООО «ЖК-Эксплуатация»
ООО «СтройСити»
ООО «ЭТВЭС»
ООО «Юнисервис»

ЮАО

ООО «Артинжстрой»
ООО «Центр управления многоквартирными домами»
ООО «Эко-Эксплуатация»

ЮЗАО

ООО «МэзоМакс»
ООО «Ремонт, эксплуатация и управление многоквартирными домами»
ООО «СтройИнвест»
ЗАО «ЭТК № 1»
Филиал УСЗ ОАО «Газпром»

САО

ООО «СЭУ «Фундаментстрой-6»

СВАО

ООО «Домжилсервис»
ООО «ЕДС-Восток»
ООО «ЖК-Эксплуатация»
ООО «МЦЖ УК - филиал № 1»
ООО «УК Универсал»

СЗАО

ООО «ДЭЗИС»
ООО «Континенталь сервис»
ЗАО «Территориальная энергопотребительская компания «Северо-Запад»
ЗАО «Эстейт Сервис дирекция Куркино Северо-Западного административного округа»
ООО «ЭТВЭС»

ЗАО

ООО «Альтернатива Профи»
ООО «Жилищник»
ООО «УК «БОРОДИНО»
Филиал УСЗ ОАО «Газпром»
ООО «Эко-Эксплуатация»
ООО «Юнисервис»

ВАО

ООО «ЕДС-Восток»
ООО «МЦЖ УК - филиал № 2»
ООО «Техническая эксплуатационная компания - Дом»
ООО «Юнисервис»

ЗелАО

ООО  «ДЭЗ Крюково 9»

 

 

 

ХУДШИЕ

ООО «Дельфорг»
ООО «Орлеон Грин»
ООО «РемонтСервис»
ОАО «Трёхгорная мануфактура»
ООО УК «Дом-Мастер»
ООО «УК Арбат»
ООО «Фьючедей сервис»

ЮАО
ЗАО УК «ИнтеллектСервис»

САО
ООО УК «Хорошевка-42»

СВАО
ООО «УК «Бабушкинский»

 

 

 

 

 

 

 

Куда и по каким вопросам обращаться?

 

1.  Департамент жилищнокоммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы

Контакт-центр по вопросам ЖКХ: (495) 726-80-49, +7 (903) 726-80-49 (для звонков с мобильных телефонов);

«Горячая линия» по вопросам расчётов и начислений за жилищно-коммунальные услуги: (495) 659-15-81 (круглосуточно);

По вопросам аварийных ситуаций в доме (водоснабжение, отопление, канализация, электроснабжение): (495) 681-05-49, (495) 681-73-67;

Единая сервисная служба по приёму показаний квартирных счётчиков: (495) 539-25-25;

Центр координации ГУ ИС: (495) 215-11-84;

Справочная: (495) 957-73-93.

2. ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» (по вопросам оформления)

(495) 530-20-81

3. Если качество воды не устраивает

«Мосводоканал»: (499) 763-34-34

4. Если есть вопросы по энергоснабжению и счетам за свет (в зависимости от организации, обслуживающей дом)

«Мосэнергосбыт»: (495) 981-981-9, 8-800-55-000-55

5. Если есть вопросы по поводу отопления и горячего водоснабжения

«МОЭСК»: 8-800-700-40-70

«МОЭК»: (495) 662-50-50 (пн - чт - с 8.00 до 21.00, пт - до 19.45)

6. Если сломалась газовая плита или колонка

«Мосгаз»: (495) 660-20-01 (пн - сб с 8.00 до 20.00)

7. Если не работает лифт (в зависимости от организации,обслуживающей дом)

МГУП «МОСЛИФТ»: (499) 613-33-08

ОАО «МОС ОТИС» (495) 974-68-47 или 8-800-200-68-47

8. Если во дворе дома мусор, бардак или давно не было ремонта

«горячая линия» ОАТИ: (499) 264-96-81

9. Если в доме провели некачественный капремонт или срывают сроки работ

Департамент капремонта, «горячая линия»: (495) 959-16-54

Мосгосстройнадзор: (495) 543-77-51

10. ГУП «МосгорЕИАЦ»

по вопросам управления многоквартирными домами: (495) 502-89-46

по вопросам установки водосчётчиков: (499) 940-73-16

11.  Если есть претензии к компании, управляющей вашим домом

Мосжилинспекция по округам:

ЦАО: (495) 360-20-53
САО: (499) 158-13-34
СВАО: (495) 656-67-54
СЗАО: (499) 192-98-17
ЮАО: (499) 619-63-05
ЮВАО: (499) 784-92-13
ЮЗАО: (495) 310-51-27
ЗАО: (495) 416-60-17
ВАО: (499) 268-38-36
ЗелАО: (499) 732-35-33
Новая Москва: (495) 714-60-12

 

 Инфографика Юлии Аганиной

Ждём ваши вопросы по теме ЖКХ. Продолжение следует!

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (3)
  1. avanturem
    |
    05:05
    09.05.2013
    0
    +
    -
    Вы даете замечательные статьи, в том числе о ЖКХ. Только вот почему исключительно о Москве? Я живу в Нижегородской области в обычной панельной 5-этажке, и мне небезразлично, что я могу требовать от нашей УК? Что гарантировано федеральными постановлениями, а что - местными законами? Почему бы не удовлетворить здоровое любопытство не только москвичей, но и жителей всей страны - там, вообще-то, тоже люди живут. И их, как ни странно, гораздо больше, чем в Москве
  2. трубач
    |
    09:07
    31.05.2013
    0
    +
    -
    Полностью согласен с avanturem. У нас управляющие компании не убирают в подъездах и не собираются, отвечают что это нет в договоре. А договор мне был навязан,так как получал кв.перед выходом на пенсию.
  3. Сосед сосед
    |
    18:00
    21.06.2013
    0
    +
    -
    Федеральный Закон № 403-ФЗ от 6 декабря 2011 О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в части о нарушениях требований законодательства о раскрытии информации организациями осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, предусматривает увеличение сумм штрафов от 30 000 до 1 000 000 рублей , а так же применение мер по дисквалификации на срок от года до трех... Принят ГД 21 ноября 2011 года и одобрен СФ 29 ноября 2011 года.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем запомнился экс-президент Израиля Шимон Перес?
  2. В чем суть российско-американского соглашения по Сирии?
  3. Что нельзя дарить на День учителя?

Покупаете ли вы экологически чистые продукты?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ