Меньше взносы - больше риск
Любопытное исследование обнародовал фонд «Институт экономики города». Его сотрудники сравнили стоимость капремонта и размеры собираемых взносов в 9 субъектах РФ - Москве, Санкт-Петербурге, Пермском крае, Курской, Ивановской, Омской, Ярославской, Калининградской и Тамбовской областях. Диапазон - от 1 до 15 руб. в месяц с 1 м2. И если в Москве выбран максимум, то в том же Санкт-Петербурге - всего 3 руб. за 1 м2... Однако аналитики уверяют, что при самых «щадящих» расценках наибольший риск либо совсем остаться без ремонта, либо ждать его много-много лет. Почему?
В Омской области дефицит взноса составляет 18,8 руб. за 1 м2 (при взносе 6,7 руб. за 1 м2 в месяц), в Калининградской области - 18,9-29,3 руб. за 1 м2 (при взносе - 5,9 руб. за 1 м2 в месяц), в Тамбовской области - 13,4-41,2 руб. за 1 м2 (при взносе 6,3 руб. за 1 м2 в месяц), в Пермском крае - 4,1-8,5 руб. за 1 м2 (при взносе 7 руб. за 1 м2 в месяц). «Экономическая непроработанность некоторых региональных программ может привести к серьёзным проблемам в будущем. Будут фонды капремонта, будут деньги на счетах, но хватать на всех не будет», - предостерегает Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт Института экономики города. Москва же изначально поступает честно: устанавливает реальный размер минимального взноса на капремонт жилых домов. А обязанность собственников квартир (а вовсе не государства) уплачивать такие взносы закреплена в Жилищном кодексе РФ.
Откладывать сборы нельзя
Исследование также показало, что в столице собирают необходимые средства, за которые через 30 лет, а именно на столько рассчитана программа капремонта, можно будет получить результат. В качестве примеров аналитики рассмотрели несколько домов разных серий. Так, капремонт в пятиэтажке обойдётся в 21,7 млн руб. (см. инфографику). При взносах 15 руб. за 1 м2 такая сумма как раз накопится в тридцатилетний срок.
«В Москве использован более обоснованный подход: размер ежемесячной платы за капремонт позволяет обеспечить его проведение без существенного софинансирования из бюджета города. С другой стороны - значительные бюджетные средства выделены на адресную поддержку собственников с низкими доходами и граждан, имеющих право на льготы по оплате ЖКУ», - говорится в исследовании фонда.
Кроме того, в большинстве регионов, приступая к разработке программ капремонта, не потрудились собрать информацию о реальном техническом состоянии многоквартирных домов. Москва снова оказалась единственным субъектом, в котором на протяжении последних лет Мосжилинспекция с привлечением экспертных организаций проводила мониторинг состояния жилфонда. Это позволило сформировать программу на основе объективной оценки, которая показала: если отложить сбор средств на капремонт домов (например, лет на 10, «повесив» его на будущее поколение), многие здания не дождутся его. Рассыпятся!
Ещё одно слабое место региональных программ - они не дают ясной картины по срокам, объёмам и видам работ в домах. Столичная же программа спланирована по трёхлетним периодам с указанием конкретного года ремонта для каждой инженерной системы (будь то стояки, фасад, крыша или шахта лифта). И у Москвы значительно расширен перечень работ: включён ремонт мусоропроводов, системы дымоудаления и пожарного водопровода, внутреннего водостока. К тому же в регионах в краткосрочных планах в основном проведение выборочного капремонта, когда как в Москве во всём преобладает комплексный подход - если уж начинать ремонтировать, то по максимуму.