16:23 17/07/2009 Юрий Белановский 0 97

Православные и рокеры

Обращение православных миссионеров к сообществу рокеров с проповедью стало в наши дни своего рода визитной карточкой православной...

О субкультурах

Субкультуры — части общественной культуры, отличающиеся от преобладающей, массовой. Они базируются на ценностях и интересах, определяющих специфическое мировоззрение, которое, в свою очередь, определяет порядки и правила жизни относительно небольшой группы людей. В более узком смысле этот термин означает социальные группы людей — носителей субкультуры.

Субкультуры могут различаться по возрасту, национальности, социальной принадлежности, полу и т.д. Основами субкультур являются музыкальные стили (тот же рок), различные философии, политические взгляды, своеобразные взгляды на сексуальные отношения и т.д. Субкультуры часто возникают как оппозиция к ценностям массовой культуры. Представители субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством отличного от всех стиля одежды или поведения, специфических символов, определенных мест собрания.

Говоря проще, наряду с музыкальными предпочтениями и специфическими увлечениями (прыжки с отвесных скал с парашютом, езда на мотоциклах), представители субкультур могут отличаться от других людей своими взглядами на природу, человека, искусство, стиль жизни, уклад страны (или стран), моральные ценности и так далее.

Чаще всего, говоря о субкультурах, подразумевают наиболее яркие из них - молодежные движения, связанные, к примеру, с определенными жанрами музыки. Условия жизни в городах создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, по отношению к которым можно даже говорить о некоем коллективном сознании, коллективной ответственности и коллективных понятиях о социально-культурных ценностях. Молодежные субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий перед желающими все оттенки жизни - начиная от депрессивных и мрачных  и заканчивая светлой радостью и полнотой жизни.

В основе молодежных субкультур лежат свойственные молодости поиск своего места в жизни, стремление познать себя и свои возможности, разрыв тех семейных и социальных связей, что сформировались в детстве, желание выделиться из толпы, найти единомышленников, пусть и не совсем стандартными способами, желание быть понятым и принятым без каких-либо условий и требований.

Православие - субкультура?

Является ли Православие субкультурой? Ответ зависит от двух исходных посылов. Что считать субкультурой и что - Православием? Если смотреть отвлеченно и субкультуру понимать в широком социальном смысле, как часть общественной культуры, а Православие рассматривать как социальное и культурное явление, то вполне можно сказать, что в современном российском обществе Православие - одна из субкультур. Собственно, многие так и говорят. И в этом есть своя правда.

Я уверен, что для очень многих простых людей быть православным - это значит принадлежать к достаточно небольшой, хорошо идентифицируемой группе, имеющей обязательные мировоззренческие ориентиры, специфический язык и стандарты поведения. Более того, по отношению к массовой культуре и распространенным общественным ценностям Православие воспринимается как протестное явление. Уверен, что при опросе людей с улицы мало кто назовет Православие субкультурой, но предложенные характеристики и оценки будут говорить именно о таком понимании.

С внутренней же, содержательной точки зрения мы не можем говорить о Православии как о субкультуре. Во-первых, как ни крути, Православие - традиционная для России культурообразующая религия. Православие - это христианство, проявившее себя через культуру и тем повлиявшее на развитие многих местных культур, в том числе и русской. Во-вторых, несмотря на то, что Православие - это сложное религиозно-культурное явление, оно прежде всего именно христианство, которое трудно отождествить не только с какой-либо субкультурой, но и культурой вообще, в силу его универсальности и внекультурности, точнее даже надкультурности.

Достаточно обратиться к Евангелию и посланиям апостольским - и станет понятно, что определяющими для христианства являются пример и заветы Христа, а не какие-либо культурные особенности. Достаточно обратиться к истории - и мы увидим, что христианство, выйдя из иудейского мира, прижилось в таких разных и не имеющих ничего общего культурах, как, к примеру, древнесирийская и славянская.

О видах православной миссии

На данном этапе русское Православие опробовало три вида миссии. На практике, конечно, очень многое зависит от конкретных миссионеров, от их понимания Православия, а также от той аудитории, к которой они обращаются. И все же...

Первый вид - свидетельство о Православии прежде всего как христианстве, как благой вести о Христе Спасителе. Это буквальное подражание апостолам, по крайней мере тому, что мы о них знаем из Священного Писания. Этот путь универсален, он прост технически, если можно так выразиться. Нет побочных тем и ценностей, хотя это не означает, что они не нужны. В данном случае разговор идет именно о Христе и Его заповедях. Восприятие Православия как христианства возможно любой национальностью, в любом возрасте, социальном положении. Каждый может остаться тем, кто он есть, если старается соблюдать нравственные и религиозные заповеди Христа, к примеру, оставаться приверженцем какого-то политического строя или его противником, сторонником научного знания или борцом с ним. 
Но на самом деле этот путь миссии, может быть, самый трудный, ибо требует личного свидетельства, требует доказательства самой жизнью о том, что жизнь во Христе - это правда, полнота, любовь, мир, радость. По сути, это проповедь личным примером, это работа в малых группах, лицом к лицу, если можно так сказать. Тут нельзя рассчитывать на массовость и быстрый результат.

На практике это направление приживается с трудом, поскольку в нем видят некоторую ущемленность. За 2000 лет Православие стало очень сложным, а в представленном варианте «за бортом» «начальной» проповеди остается множество граней Православия, начиная от сложной философии богословских постулатов, продолжая сформировавшимся в Византии богослужением и заканчивая мельчайшими бытовыми обрядами. Конечно, это все не отвергается и так или иначе человек к этому приобщается, но отсутствие этого в проповеди уже смущает многих.

Второй вид проповеди - обращение к традиционной классической культуре и свидетельство о тесной связи ее с Православием. Вернее, это свидетельство, что именно Православие оказало решающее влияние на формирование русской культуры. На практике - это тот путь, по которому пошло становление школьного учебного курса «Основы православной кульутры».

Нужно понимать, что это не миссионерство в строгом смысле слова. Свидетельство о той роли, что сыграло христианство в русской истории и культуре – это, безусловно, просвещение, но это никак не приобщение к христианству как религии. Более того, сама форма тут во многом определяет содержание. Христу тут может быть уделено места не больше, чем вопросам государственного устройства, зодчества, музыки, живописи, семейной и общественной морали и т.д. Для школьной программы - это очень хорошо.

Этот путь технологически сложен, как с точки зрения определения тем и содержания, так и с точки зрения подготовки кадров и учебных пособий. Но он прост с точки зрения нравственной, с точки зрения личного примера. Эти аспекты перестают быть определяющими. С точки зрения массовости - это самое перспективное направление и оно сопоставимо разве что с работой в армии.

Думаю, по мере сил  «Основы православной культуры» будут набирать обороты и входить в жизнь российской школы, но на данном этапе говорить о каком-либо серьезном развитии этой темы нельзя.

Почему Православие обратилось к субкультурам?

Третий род свидетельства - это и есть работа с субкультурами. Указанная выше схожесть, а для некоторых людей и тождество Православия с субкультурами, открывает двери миссионерам к тем, кто противопоставляет себя обществу, кому не чужда хоть какая-то философия, общинность, неприятие обыденности, попсовости. Если у представителей субкультуры нет кодифицированных безнравственных или антихристианских правил, то можно ожидать зарождения и даже развития диалога с Православием.

В России Православие оказалось близко представителям рока. Думаю, это потому, что в нашей стране еще в советские времена рок порой шел путем диссидентства, протеста, но не отвергающего все устои, а именно протеста социального и политического. Русский рок во многом формировался как культура слова, как попытка осмыслить бытие, задать себе и другим главные вопросы. Наиболее известные рокеры - это своего рода диссиденты. Правда, эта особенность, как впрочем, и уровень образования, у новоявленных рокеров почти отсутствует. Это видно по их интервью, где они не могут связать двух слов.

В данном случае православных миссионеров привлекает, видимо, массовость собраний, возможность быть услышанными и отсутствие тех трудностей, что встали на пути указанных выше миссий. Технологически тут все достаточно просто, поскольку такие цели как свидетельство о Христе и тем более о русской культуре не ставятся. Главное - пробудить доверие к Православию и обратить внимание масс на азы нравственности и культуры, создать благоприятную среду для последующего восприятия Слова Божия хотя бы некоторыми представителями субкульутр. Сделать это грамотно профессионально непросто, но все же вполне реально, о чем и говорит практика.
 
Что касается трудности нравственного свидетельства, обращения лицом у лицу, то у молодежи свои кумиры, и проповедник всегда будет восприниматься как дополнение к «первым лицам». Личная жизнь миссионера мало кого интересует, он - как комета, вбросившая некоторые идеи в конкретное молодежное сообщество в надежде,  что они там приживутся. 

Для меня открытым остается вопрос о православной проповеди среди многих субкультур. Дело это важное, но есть два сомнения. Во-первых, предполагаю, что дело ограничится рокерами и другими «диссидентами». Во многом это будет определяться личным интересом к Православию ведущих фигур, молодежных кумиров. Во-вторых, часто в субкультурах укоренено что-нибудь в принципе несовместимое с христианством, например внебрачные половые связи или вольное отношение к наркотикам или откровенные нелады с уголовным кодексом. И тут со всей остротой встанет выбор: или... или...

Рамблер.Новости
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Рамблер.Новости

Актуальные вопросы

  1. Кто из российских спортсменов не сможет поехать на Олимпиаду?
  2. Что будет представлять собой трасса «Таврида» в Крыму?
  3. Почему большинство людей — правши?

Насколько распространен допинг в мировом спорте?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ