Примерное время чтения: 9 минут
2588

Отчего межнациональные стереотипы такие обидные?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Как без потерь перейти от отпуска к работе 25/08/2010

Белорусы обсуждают, как сварить компот из картошки, венгры подглядывают за купающимися девушками… Вот только юмор про Россию черноватый: облезлый дедушка в тельняшке спит прямо на улице (с бодуна?), толстомордый парень рвёт пополам баян (спьяну?)…

Русская община в Севастополе  возмутилась, к ним присоединились и недовольные армяне: их соплеменники изображены в ролике нищими сапожниками. Почему же нам так обидно, когда кто-то грубо проходится по национальным образам?

«Пьянство, лень, неопрятность - одни из самых болезненных стереотипов для русских, - говорит Ирина Омельчук, преподаватель кафедры истории Киевского госуниверситета. - Даже медведь с балалайкой в ролике не выглядел бы так обидно. Валенки, ушанки, пельмени, красная икра - можно долго перечислять то, с чем ассоциируется Россия, зачем же брать негатив? Перешучивания между Украиной и Россией так болезненны, потому что напоминают разборки недавно разошедшихся супругов, много лет живших под одной крышей... Сами украинцы ненавидят, когда их называют даже не хохлами или бендеровцами, а младшими братьями россиян - есть в этом какой-то комплекс унижения в семье. Другая «статья обид» - сало, которым украинец должен всех угощать, хотя, по статистике, около 60% жителей страны его терпеть не могут. Жадность, хитрость - две черты, часто приписываемые украинскому народу, не менее обидные, чем для русских пьянство и неопрятность. Увы, если «заграничные национальности» мы оцениваем чаще всего со знаком плюс: французы - прекрасные любовники и повара, итальянцы - отличные певцы и футболисты, то представления  о  народах бывшего СССР скорее негативные».

Жадные? Тупые?

«Мне не обидно, когда, говоря о грузинах, люди вспоминают о нашей любвеобильности или страсти к вину, такими стереотипами можно даже гордиться, - считает мой бывший одноклассник Георг Натадзе, врач-хирург из Тбилиси. - Неприятно другое. Что все грузины в кепках-аэродромах торгуют гвоздиками или апельсинами. Что наши дети могут поступить в  вуз только за взятку «Волгой» или бараном. Что женщины у нас живут чуть ли не на правах домашних животных. Наши песни, танцы, гостеприимство и вкусная еда «всплывают» при упоминании Грузии всё реже, в особенности сейчас, из-за негативного образа Саакашвили». 

Самое неприятное для армян - интеллигентной и гордой нации - обвинение в «склонности к обману». Кто не помнит словосочетания «хитро…ый армяшка?», хотя все мои знакомые армяне - люди кристальной честности. Зато своим пристрастием к коньяку (в отличие от русских, стесняющихся любви к водке) армяне, наоборот, гордятся.

Благодаря ТВ и особенно программе «Наша Раша» образ таджика ассоциируется с… некоторой глуповатостью. Гастарбайтеры Равшан и Джамшуд варят суп из кошки, рисуют на экране телевизора или заклеивают окно обоями. Несколько таджиков организовали в Интернете целую кампанию по реабилитации образа таджика с призывом запретить обидную передачу. «Сцены, где Равшан и Джамшуд готовят пищу в унитазе, оскорбляют таджиков-мусульман, у которых есть чёткое понятие «харам» - нечистое», - пишут «таджикские товарищи». И хотя авторы программы объясняют, что образ гастарбайтеров - собирательный, в «Нашей Раше» периодически проскакивают шутки типа «Москва» в переводе с таджикского означает «резиновый город», и возмущение таджикской общественности снова нарастает…

Задолго до таджиков эталоном недалёкости у нас были чукчи. Когда-то я работала вместе с девушкой-чукчей Еленой Сытхэу, которая впервые услышала анекдоты на тему «чукча-дурак», приехав на учёбу в столицу. И утверждала, что русские стали сочинять обидные шутки про чукчей от обиды: с XVII века пытались их покорить, но терпели поражение, ведь чукчи считались лучшими воинами Севера. На самом деле чукчи не глупее остальных, вот только проще устроены, что ли. Например, вместо имени, отчества и фамилии у них одно только имя (для российских паспортов искусственно дописывают всё остальное).

Нос-то великоват...

Евреям обидных ярлыков досталось, пожалуй, больше всех. «Жадные, хитрые, презирают всех остальных». С большими носами. Всё время едят фаршированную рыбу, а в перерывах всех обманывают... Но обижаться евреи особенно-то не успевают - работают. Ведь они ещё и «самые умные и успешные», хотя этот стереотип, позитивный, в быту всплывает реже.

В общем, цыгане обижаются за то, что их считают ворами и попрошайками, прибалты - на то, что они якобы «заторможенные», белорусы… А белорусы практически ни на что не обижаются, потому что про них практически нет обидных стереотипов. Ну готовят всё из бульбы - и что? Ну половина из них - бывшие партизаны, а другая половина ездит на тракторе «Беларусь» - разве это унизительно? «А вообще, - заключает Ирина Омельчук,- лучше нам всем формировать образы соседей подобрее, ведь как только бывший житель СССР попадает за границу, к нему могут приклеить ярлык совсем другой, в прошлом «братской» национальности. Сколько раз при мне россиян приветствовали скорбными восклицаниями «О-о-о! Чернобыль!» или восхищались «русским народным блюдом - шашлыком».

Мнение эксперта

Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН:

- Стереотипы и основанные на них анекдоты, фольклор - очень распространённая в межнациональных отношениях вещь. Они упрощают действительность, закладывают доступное представление о том, кто такие «мы» и как выглядят «другие». В этом есть и плюсы, и минусы.

С одной стороны, «национальные» шутки и байки расцвечивают нашу жизнь, придают краски общению. В них с юмором подмечаются какие-то черты, присущие той или иной группе. Иногда это можно воспринимать и как критичный взгляд со стороны, который бывает полезен.

С другой стороны, стереотипы  не всегда точно описывают тот или иной народ.  У каждой нации - в её культурном багаже, истории - есть некоторые вещи, которые носят сакральный характер, стороны, которым придаётся особое значение. Если их не признают и тем более над ними насмехаются - геноцид армян, холокост в отношении евреев, жертвы русского народа во время Великой Отечественной, его победа, в которой кто-то начинает сомневаться, - это всегда вызывает эмоциональную реакцию, моральные страдания. Здесь легко перейти  грань, за которой  начинается оскорбление национальной чести и достоинства.

 Один из недавних примеров - новый толковый словарь. В него попала статья о том, что в обыденном языке чукча - «простоватый, недалёкий человек». Среди чукчей  и представителей других народов Крайнего Севера есть разные люди. Просто их среда обитания сильно отличается от нашей. И, кстати, в некоторых анекдотах «про чукчу» комично и глупо ведут себя уже все остальные, когда попадают в тундру.

Ещё одна тонкость межэтнических отношений - так называемый «комплекс малых культурных различий». Речь идёт о разных группах внутри одной национальности или о двух соседних народах. Культурная разница между ними мала. Поэтому выпячиваются совершеннейшие мелочи, порой незаметные на первый взгляд. Так, например, в Грузии живут разные группы грузин - сваны, мингрелы, гурийцы... У них свой фольклор и стереотипы восприятия друг друга.

Точно так же русские и украинцы: в анекдотах одни - больше выпивают, а другие  - более прижимисты. Но водка и горилка - это, как известно, почти одно и то же. Страшнее, что культурно близкие народы могут не только подтрунивать друг над другом, но и превращаться в смертельных врагов. Как, например, сербы и хорваты.

В том, что мы рассказываем друг о друге анекдоты и байки, нет ничего плохого. Когда же в соседе начинают видеть настоящего врага, уже становится не до анекдотов.

Анекдоты в тему

- Почему Украина празднует свой День независимости 24 августа?

- Потому, что зимой украинцам так нужен российский газ!

Вешают немца, русского и белоруса. Немец сразу умер. Русский долго дёргался, но тоже умер. А белоруса как повесили, так он и висит живёхонек. Его в недоумении снимают и интересуются самочувствием. Он отвечает: «Да сначала немножко душно, а потом как-то привык...»

Эстонцы любят стоять у клетки с ленивцем и подолгу наблюдать, как резвится этот подвижный зверёк.

Однажды чукча принёс в издательство свой роман. Редактор прочитал и говорит: «Cлабовато... Вам бы классику почитать - Тургенева, Толстого, Достоевского...» «Однако, - с достоинством отвечает автор, - чукча - не читатель, чукча - писатель!»

Если вы полагаете, что труд облагораживает человека, зайдите на ближайшую стройку и посмотрите на благородных.

- Сыночек, не ходи ты в этот университет - там одни евреи!

- Как же, мама?.. А Ломоносов?

- Молодой ты ещё, многого не знаешь... Это теперь он - Ломоносов, а раньше был - Ораниенбаум!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (16)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах