Юрий Белановский 15 99

Могут ли православные развивать социальные инициативы?

Развитие православных НКО – важное условие развития церковно-общественных

Православие и общество

С конца 80-х годов прошлого века — начала возрождения Русской Православной Церкви после атеистических гонений, — почти никто не понимал, да и не мог понять, что же такое Русская Православная Церковь вообще и что она представляет собой в отношении общества и государства. За долгие десятилетия советской богоборческой власти выросли несколько поколений, для которых религия была тождественна в лучшем случае архаической русской культуре, а в худшем — мракобесию. Небольшая горстка верующих, да, пожалуй, и некоторые представители интеллигенции могли в советском еще строе православной жизни разглядеть ту глубочайшую мировоззренческую основу, что питала и вдохновляла русскую литературу, искусство и философию. В разрушенных храмах, в жизни редких для тех времен, только-только вздохнувших свободно, священников фактически неразличима была та роль, что православие сыграло в истории России.

Постсоветское мировоззрение наших граждан до сих пор во многом воспринимает православие не более чем один из культов на рынке религиозных услуг. Конечно, православие традиционно для России и это определяет выбор большинства, но, насколько я могу судить, это выбор не мировоззренческий и тем более не жизненный и не мистический, а культовый, обрядовый. Первенство в мистической, религиозно-практической области занимает в России, бесспорно, язычество — оккультизм и магия. Я уверен, что наши сограждане мало интересуются христианством в немалой степени потому, что оно слишком слабо пока представлено в тех областях жизни, которые значимы для них, тех областях, что принято называть социальными: благотворительность, добровольчество, медицина, образование. Для очень многих православие и социальная, и тем более личная сфера жизни фактически не пересекаются.

За то время, что Русская церковь выживала, боролась за существование и вынужденно отказалась от каких-либо притязаний на участие в общественной и государственной жизни, христианские церкви Европы и Америки спокойно перешли в индустриальное и постиндустриальное общество, смогли найти свою нишу, выстроить цивилизованные и законные отношения с общественностью и властями. Христианство во многих странах как было, так и осталось органической частью жизни общества, более того, стало социально значимо. Многие известные на весь мир благотворительные, гуманитарные, миротворческие, медицинские проекты и организации теснейшим образом связаны с христианскими церквями. Это различие в социальном значении христианства для Запада и России настолько ярко, что не требует доказательств. Достаточно обратить внимание на разницу в отношении российских и европейских работодателей к дипломам выпускников современных православных ВУЗов Москвы.

В представительствах зарубежных компаний с уважением относятся, к примеру, к филологам, окончившим Свято-Тихоновский богословский университет и берут их на работу. В российских компаниях презрительно спрашивают, что это за «контора такая?» и «что такое богословие?»

Среда поддержки и развития социальных инициатив

Я думаю, что в ближайшие годы вполне возможно развитие церковно-общественных отношений именно в социальной сфере. Во-первых, в 2000 году на юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви (являющемся по статусу органом управления) были приняты «Основы социальной концепции РПЦ» — документ, раскрывающий принципы взаимоотношения церкви, общества и государства, комментирующий отношение православия к семье, политике, бизнесу, армии, многим актуальным вопросам современности. По сути, это обозначение со стороны Церкви своих социальных границ и описание области своей компетенции.

Во-вторых, последние полтора года тема церковно общественных отношений стала предметом особого попечения со стороны церковного руководства и прежде всего Святейшего Патриарха Кирилла. Выступления Предстоятеля Русской церкви, его поддержка миссионерства, молодежного и социального служения ставят перед церковной общественностью, перед церковными активистами вполне ясные ориентиры.

Главный вопрос заключается в том, при каких условиях церковная общественность, будучи пока еще в чем-то даже маргинальной, может стать социально значимой в общероссийском масштабе? Во-первых, при условии должного внимания к действительно востребованным вопросам. К примеру, социально бесперспективно и бесплодно одно из наиболее активных направлений жизни многих православных христиан — популяризация темы монархии и своеобразного патриотизма, граничащего с национализмом. Во-вторых, условия, по моему мнению, определяются моделью или формой, при которой станет возможно развитие церковно-общественных и в то же время социально значимых инициатив.

Я уверен, что наиболее плодотворно, чтобы внутри православного сообщества создавалась среда поддержки и развития тех инициатив, что рождаются как отклик христиан на действительно волнующие общество и граждан вопросы. Такие инициативы всегда есть и были, просто они не были актуальны и востребованы. Многие христиане не «распараллеливают» свою жизнь на православную-хорошую и светскую-плохую, они чувствуют свою ответственность за тех людей, которые живут рядом с ними, за происходящее в нашей стране.

За 20 лет церковного возрождения многое было испытано и опробовано. Мой опыт организации детской, молодежной и волонтерской работы говорит, что наиболее перспективно рассматривать православные организации как самостоятельные церковно-общественные организации, имеющие главным своим элементом христианскую общинность. На практике представляется наиболее важным развивать при Русской Православной Церкви сектор общественных инициатив — аналог светского сектора НКО.

О развитие православного сектора НКО

Надо понимать, что православные НКО представлены молодежными, детскими, волонтерскими, благотворительными и социальными организациями. Они всегда, с одной стороны, как бы плывут вслед за запросами извне (от тех на кого направлено их служение) и, с другой стороны, за инициативами и профессионализмом сотрудников. Для православных организаций важно общее условие жизни любых НКО: неполезно и даже вредно подгонять людей под идеи, под «мероприятия» и тем более под «отчеты». Для развития православной социально значимой работы необходима система доверия, в том числе и профессионального. Не должно быть «вертикали власти», должно быть партнерство.

Надо ясно понимать, что православные активисты, как правило, — это христиане, нашедшие некий баланс между своим запросом на заработок и стремлением послужить ближним, церкви и Богу. Работа таких людей может быть организована только благодаря большой гибкости системы управления и несопротивлению их инициативам (при условии, что инициативы не противоречат православной вере и нравственности). Нельзя или почти невозможно донести до исполнителей сразу задачу и ее ожидаемое решение.

Люди желающие работать в церковных структурах и на приходах — социально смиренная аудитория. Они, имея небольшой заработок, стремятся к самореализации, к общению с единомышленниками, к профессиональному росту, они ищут среду поддержки, понимания и досуга. Ныне действующие православные активисты — это не просто работники, это люди, обретшие уникальный опыт работы именно в Русской Православной Церкви. Каждый из них неповторим и незаменим. С потерей любого сотрудника часто теряется целое направление деятельности.

Православные некоммерческие организации во многом определяются теми же законами и смыслами, что и социальное добровольчество, которое не может быть построено сверху, сконструировано. Оно всегда жизнь, ибо по сути — это милосердие, это отклик сердца на чужую боль, страдание, надежду. В добровольчестве определяющей является некая тайна, некая неопределенность, незаданность той формы и даже содержания, что рождается в сердце каждого добровольца. Сердцу нельзя приказать, оно открывается так и тогда, когда само знает. И именно эта тайна делает добровольчество чудом служения, делает его воплощением человеческой воли в добро. Хоть и не с такой полнотой и силой, но то же самое нужно сказать о профессиональном христианском служении, пусть даже оплачиваемом.

Я думаю, что и церковные приходы, и епархиальные структуры призваны стать теми, кто поддерживает православные НКО, кто бескорыстно вкладывается в них, а значит и в будущее Церкви, вкладывается без ожидания «материальных» и иных «дивидендов». Необходимо исходить их того, что дело развития социально значимых православных инициатив не только убыточное, но и во многом неконтролируемое, очень часто не соответствующее видению того или иного «начальника». К примеру, настоятель храма хочет развивать миссионерскую деятельность на рынках, а собравшиеся активисты готовы ходить к детям в больницу. Если их «перестроить», дело пропадет. Если им помочь, то не только их дело разовьется, но и появится вероятность формирования новых активистов, среди которых появятся миссионеры.

В идеале православная социально значимая сфера должна представлять сетевую структуру, где все проекты так или иначе соотнесены с общей идеей и пользуются общими ресурсами, но каждый из них в значительной степени независим. Управление такой системой невозможно через постановку какой-то конкретной задачи вне понимания жизни и ресурсов организаций, входящих в структуру.

Я убежден, что руководство христианскими социальными, волонтерскими, молодежными и детскими проектами призвано представлять собой прежде всего духовное руководство, лидерство, пример христианской жизни и в системном плане — систему обеспечения, поощрения, защиты, коррекции, предостережения от ошибок.

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (15)
  1. Ветеран
    |
    12:50
    13.10.2010
    0
    +
    -
    Президент России предложил американскому губернатору место столичного градоначальника. Дожили! Дожили! Лучше уж кухарке. читать В.И.Ленина "Государство и революция".э
  2. odin
    |
    13:19
    13.10.2010
    0
    +
    -
    “…Необходимо исходить их того, что дело развития социально значимых православных инициатив не только убыточное, но и во многом неконтролируемое, очень часто не соответствующее видению того или иного «начальника». К примеру, настоятель храма хочет развивать миссионерскую деятельность на рынках…» Желание это - разумное для начальника храма! Рынок – сладкое слово для неофитов. Но на рынках и так уже тесно от других миссионеров, атаманов, воров в законе и просто крышевателей… И каждый обращает торгующих в свою веру (способы заимствованы у князя Владимира), завоевывает свою нишу и защищает её от конкуренции. Дело не убыточное, стабильный доход.
  3. Сергей петрович
    |
    13:37
    13.10.2010
    0
    +
    -
  4. Николай Николаевич
    |
    17:29
    13.10.2010
    0
    +
    -
    Статья хорошая, да, но... Сыровато немного, на мой взгляд. То что хочется услышать, почувствовать пока еще не родилось в Даниловом. О покаянии ни слова, о примирении ни полслова, опять внутреконфессианальный перемол, всё той же воды в ступе. Автора можно понять, он исполняет свою функцию. Полагается ему по статусу отписываться в этом ключе, к тому же и Митрополит требует действий социального характера. Однако на деле - пустота и тщета. Я НКОшник с 7летним стажем, работаю с сиротами, толковой работы от церковных структур за всё время не замечал (не беру отдельных подвижников, действующих скорее вопреки). "Для православных организаций важно общее условие жизни любых НКО..." вот - вот, уже почти то, что надо бы, да только не дотягиваем пока еще. А, как бы было хорошо сказать - Простите нас люди! Да, мы не умеем работать в социальной сфере, нет у нас опыта подобной работы, привыкли только брать от народа, а вот давать не научились. Люди добрые научите нас, как действенно любить людей, как отдавать не требуя в замен, как не учить жизни, а помогать жить. Пока тишина и покой, а вот если бы оглянуться и посмотреть какой богатейший опыт накопили уже действующие независимые (не церковные)организации, вот бы поучаствовать в их деятельности и уж совсем крамолу скажу - помочь с привлечением средств. То есть стать равными партнёрами на этом поле. Сложно отказаться от роли руководства и перейти к конкретной работе - это понятно, тут требуется смирение, самоотречение и прочие добродетели, но надо, другого пути просто нет. Народ брошен и унижен государством, раздираем противоречиями, обираем всеми у кого есть малейшая возможность. Народ на данный момент находится в статусе сироты в детском доме, а как было бы хорошо, если бы Мать Церковь заступилась за него, забрала бы домой в свою семью, обогрела и своим примером подвигла на достойную жизнь. Но что мы (народ) видим? Священство вместо того, что бы на порог храма не пускать коррумпированных чинуш, пока те не разберутся с проблемами которым причина они и есть, благословляют жуткий беспредел и валят вину на масонов из за океана, то есть, сеют ненависть в нас (в народе) и уводят сознание от реальных проблем в сферу давно знакомую - это не мы виноваты, это Они, "другие". Хватит уже! Ребята давайте жить дружно, давайте любить и сострадать, давайте брать ответственность за свой народ, за страну, давайте дело делать, а не делить власть и деньги с проворовавшейся властью. Простите за резкость, наболело.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда с Красной площади уберут ограждения?
  2. Что представляет собой беспилотный танк «Тачанка»?
  3. Сколько получат футболисты сборной России за каждую победу на ЧМ?




Каких изменений от реформы тарифов ОСАГО вы ждете?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ