Юрий Белановский 22 79

Юрий Белановский: Осознанное христианство. Точка входа

Основная ответственность новообращенного в том, чтобы честно осмыслить себя и свою жизнь по отношению к Церкви как обществу...

Темы миссионерской проповеди православных и подготовки новообращенных к крещению и началу христианской жизни мне знакомы с середины 90-х. До недавнего времени я во многом оценивал их как хрестоматийные, то есть такие, где трудно сказать и услышать что-то новое. Последние три года я вплотную занимаюсь организацией православного добровольческого служения, изучаю опыт волонтерских организаций и осмысляю жизнь православного молодежного добровольческого движения «Даниловцы», которое и возглавляю.

И вот как-то неожиданно для самого себя я понял некоторые аналогии между отношением к волонтерам и отношением к новообращенным христианам, к тем, кто, обретя веру в Бога, всерьез задумался о вступлении в православную церковь.

Добровольчество дело серьезное

Так сложилось, что волонтерство большей частью – это групповое служение, это дело волонтерских сообществ и организаций. Это и понятно. Чтобы служение было постоянным, тиражируемым, ресурсно обеспеченным, чтобы оно развивалось – лучше всего подходит  группа, где распределяются роли и ответственности, существует среда поддержки, принятия и понимания. Добровольческое служение по отношению к людям не может совершаться кем попало, по какой угодно мотивации, вне каких бы то ни было правил. Чаще всего с учреждениями и непосредственно с благополучателями взаимодействуют волонтерские группы, несущие ответственность за служение, каждый волонтер представляет группу, одиночкам не доверяют, что в подавляющем большинстве случаев - правильно. Стать волонтером - это значит войти в группу, стать ее участником. Как правило, точкой входа является анкетирование и собеседование.

Существует ряд стандартных вопросов, ответы на которые дают хоть и поверхностное, но достаточное основание для развития собеседования в правильном русле и последующего принятия решения. Главная тема точки входа - правдивое обоюдное знакомство, взаимопонимание, попытка найти ту область, где желание новичка совпадает с потребностью волонтерской организации и в конечном итоге с запросом от благополучатей. На практике стараются узнать: как человека зовут, где он живет, где территориально,  какое служение и по отношению к кому хотел бы осуществлять, какие у него есть личные, временные, профессиональные и материальные ресурсы, на которые он хотел бы опереться в служении, каковы намерения человека, как долго он собирается помогать. Важно прояснить вопрос: какие у начинающего волонтера мотивы и запросы - лечить, помогать, общаться, профессионально расти или что-то еще? Это все важно знать добровольческой организации, в которую входит человек.

Но есть и другая сторона этой встречи, и это не менее важно. Представитель организации, а в его лице и группа добровольцев должны быть честны и предложить человеку некоторые свои данные: как официально называется организация и какими видами служения занимается, сколько людей в организации, какой контингент, какова система управления и кто главный, какие перспективы профессионального обучения и роста, кто непосредственно отвечает за курирование новичка, как можно расторгнуть отношения, каковы правила служения, и т.п.

Я хочу особо подчеркнуть, что решение о вступлении в волонтерскую организацию принимается обоюдно, и у каждой стороны есть свои права, обязанности и область ответственности.

В христианство тоже надо войти

Вероятно, сказанное о добровольцах вполне очевидно. Для кого-то это даже прописные истины. Но в отношении новообращенных христиан нелишним будет еще раз затронуть тему правды и обоюдности взаимного договора, тему ответственности,  поскольку она редко встречается в православной миссионерской и катехизаторской практике. Я очень далек от мысли, что там преобладает неправда, или есть что-то нехорошее. Просто так сложилось, что многие вопросы в православной постсоветской традиции считаются такими, где миссионер "всегда прав", или считаются общеизвестными и решенными по умолчанию, а значит, на практике они являются вопросами непроговоренными, оставленными на произвол судьбы. Но при этом совершенно понятно, что за принятие решения о начале христианской жизни кто-то все же должен нести ответственность и, очевидно, не меньшую, а гораздо большую, чем по отношению к волонтеру, ведь христианами становятся навсегда, христианство - это образ жизни.

По аналогии со сказанным о добровольчестве понятно, что при вступлении в церковь человек заключает тройственный союз, где есть он, церковь, явленная церковной общиной в лице священника и Бог. И каждый не только заключает союз, но и берет обязательства, от исполнения которых зависит христианская жизнь новообращенного. Основная ответственность православных миссионеров и катехизаторов (тех, кто отвечает за обучение человека и его подготовку к самостоятельной христианской жизни) в том, чтобы помочь человеку осознать и осмыслить условия вхождения в церковь и сформулировать волнующие его лично вопросы. Условия не тождественны формальным требованиям, они отражают готовность и человека и церкви встретиться. Основная ответственность новообращенного в том, чтобы честно осмыслить себя и свою жизнь по отношению к Церкви - как обществу верующих и Церкви - как организации.

Этапы начала христианской жизни

Я не стану сейчас говорить о вере. На эту тему мне доводилось писать ранее. Отмечу лишь, что, по моему глубокому убеждению, христианином можно стать только лично, без принуждения уверовав в Иисуса Христа и стремясь исполнить Его заповеди.

В этой заметке я говорю о некоторых психологических и педагогических аспектах принятия решения о вступлениии в церковь и начале христианской жизни. Первый этап - знакомство с основными понятиями и нормами христианской жизни. Знакомство не предполагает глубокого личного исследования и принятия, оно вполне осуществимо в рамках традиционной для Русской церкви лекционной (часто морализаторской) системы миссионерства и катехизации (педагогическое сопровождение новообращенного) с минимальной взаимной ответственностью.

Смысл первого шага - начать говорить на одном языке, ну, или, во всяком случае, на языках настолько близких, чтобы не было трагических двусмысленностей и противоречий. Я убежден, что предложенные новообращенному основные понятия должны быть адекватными современности и по своему культурному и философскому выражению, и по своему подбору. Понятно, что для церкви много чего важно, но человеку необходимо предложить сначала знания о том, без чего нет христианства, и в то же время указать на те основополагающие вещи, которые могут быть значимы для него как для человека 21-го века. К примеру, вопросы о монархии, о былой славе православных империй, о русских народных православных традициях, о тонкостях вероучения былых еретиков, никак не отраженных в современной религиозной картине России, вполне могут быть отложены.

Вторым шагом к принятию решения о вступлении в церковь должно быть более глубокое личное знакомство с церковью и прояснение отношений «я» и «Церковь как организация». Задача представителей Церкви – помочь человеку правильно выстроить отношения и даже границы с нею. Для понимания этой темы обратимся к опыту работы с добровольцами.

Со стороны христиан важно прояснить, знает ли человек особенности Церкви как организации, ее цели и ценности. Почему он заинтересовался именно православным христианством? Каковы ожидания новообращенного, связанные с христианской жизнью? Сколько времени он может уделять христианству и исполнению формальных требований и, если есть желание, христианскому служению? Хотел бы новообращенный перед принятием окончательного решения о начале христианской жизни пройти подготовительное обучение и даже некий «тренинг», чтоб знать, как вести себя, как исполнить то или иное предписание? Необходимо заранее выяснить, есть ли у человека какие-либо ограничения, связанные со здоровьем, возрастом, местом и условиями проживания? Это важно выяснить сразу и проговорить, чтобы впоследствии не нарастала неудовлетворенность от невозможности исполнить некоторые требования, хотя, как может выясниться впоследствии, их можно было бы при определенных обстоятельствах и не исполнять. Особенно это касается постов и графика посещения богослужений. Очень актуально для нашего времени доверительно проговорить, есть ли у человека специальные интересы, хобби, или даже зависимости, которые могут мешать христианской жизни. Необходимо понять и что человеку более важно и дорого - быть в группе единомышленников или быть самому по себе, чтоб его поменьше беспокоили?

С другой стороны, надо помочь новообращенному прояснить важные для него вопросы, среди которых, к примеру, могут быть следующие. С кем из представителей Церкви (как правило, священников) он может постоянно контактировать, где, на каких условиях, на какое время можно рассчитывать? Будут ли учебные занятия, зачем они и чему будут посвящены? Существует ли группа поддержки начинающих христиан, что в ней происходит и как в нее вступить? Что произойдет, если у человека не будет получаться, если у него будут не только дисциплинарные огрехи, но он не удержится и согрешит в чем-то? Может ли он в этом случае обратиться к кому-либо за поддержкой? Если ему все надоест, и он захочет отказаться от христианства, что ему делать? Может ли он покинуть конкретную христианскую православную общину и перейти в другую, что для этого надо сделать? И т.д. и т.п.

В конечном итоге, прежде чем будет принято окончательное решение о вступлении в Православную Церковь и начале христианской жизни, новообращенный призван более глубоко и честно осознать свою мотивацию, уже не первую - эмоциональную, но соотнесенную с тем, что ему довелось узнать и пережить;  осознать области  личной ответственности как минимум по отношению к семье, друзьям, работе (учебе); осознать собственные личные, эмоциональные, временные, материальные и другие ресурсы; осознать общественный и внутрицерковный контекст православного христианства в России. Очень важным является знакомство с разными церковными аудиториями и выстраиванием не только  адекватных христианских отношений с ними, но и некоторых границ: речь идет о христианах вообще и прихожанах конкретного храма, куда ходит новообращенный, о младших церковных чинах - алтарниках, чтецах, дьяконах, о женах священников, о священниках и епископах.

Быть честным

В заключение затрону тему правды и честности. Она крайне важна и в контексте знакомства новообращенных с основами вероучения, и в контексте современной церковной жизни. Христианская проповедь не может быть сопряжена с неправдой, причем со всех возможных сторон. Тот, кому благовествуют, прежде всего, должен знать, кто к нему обратился со словом Божьим, как его зовут, как он сам живет по вере. Если он готов к разговору, то и сам призван быть искренним, открыть свое имя, свою веру, свои сомнения или недоумения.

Благовестие миссонера должно быть ясно и чисто. При этом, конечно, нельзя забывать о педагогике - науке воспитания и обучения. Все люди разные, каждый по-своему образован и воспитан, каждый по-своему смотрит на мир. Главная цель – помочь человеку обрести доверие к Богу, услышать Его Самого и научиться исполнять Его заповеди. В церковном учении и в жизни Православной Церкви есть главное, а есть второстепенное, есть то, что возвещает Сам Бог, а есть то, как Божьи заповеди преломились в человеческой культуре.  Благая весть иерархична в педагогическом плане, но вера во Христа и Его Церковь не может быть предложена кому бы то ни было как система с разными уровнями правды.

Никакие темы, важные для новообращенного или актуальные и волнующие многих, нельзя умалчивать, тем более темы острые и скандальные.  Любой человек может ничего специально не вызнавать и при этом из своего опыта или опыта близких людей знать о чем-то в церковной жизни, что недостойно христианской веры. Наверное, с «острых» тем не стоит начинать разговор о христианской жизни, но и уходить от них, «прятать голову в песок», если они возникнут, не стоит. Я убежден, что миссионеры и церковные педагоги должны не только  уметь говорить о проблемах современных христиан, но и в свое время намеренно затрагивать «острые» темы.

 Юрий Белановский

заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (22)
  1. Бал-Да
    |
    13:45
    03.02.2011
    0
    +
    -
    Эх и болтуны. Нет слов. Впрочем, можно и подобрать кое-какие слова. Если бы Церковь, получая поддержку властей, заботилась о просвещении народа и прилагала усилия к тому, чтобы заинтересовать неверующих книгой Нового Завета, за двадцать лет народ мог бы уже напитаться из этой книги информацией о Боге и дьяволе, о душе и её вечном пристанище в раю или в аду. Из этой информации народ вооружился бы выводами, запрещающими грешные дела и направляющими к доброй, трудовой жизни. Вооружился – против дьявольских сил, направляющих к негодным делам. Но…. Народ обо всём этом не просвещён. Потому что Церковь на протяжении последних двадцати лет заботилась не о просвещении народа, а о строительстве храмов. И отказ Православной Церкви от работы с безбожниками привёл к тому, что не просвещённый словом Божьим народ обвиняет сегодня во всех своих бедах не истинного виновника, не врага России антихриста, которого глазами не увидеть, а государственную власть. Пожалуй, надо довести всё это до властей, чтобы перестали подкармливать дармоедов.
  2. Артем Егорович
    |
    14:12
    03.02.2011
    0
    +
    -
    Прости их, Господи! Ибо ведают, что творят, но творят по умыслу! Одели рясы, открыли торговые лавки по храмам. По всей стране, как кинопередвижку, возят святые мощи с продажей сопутствующих товаров.. При этом блатных: деловых, администрацию и т.д. к мощам - мимо стариков и детей: без очереди! Страна и жители унижена действующей властью - где правдолюбы и защитники паствы от РПЦ? Где их горячие речи к жирующим хво власти? Здоровые, крепкие тетки и мужички распевая псалмы, отрядами паломников рекламирующих православие, блукают по святым местам - но никто их них не помог ни одному детскому или социальному дому! Фактически,РПЦ превратилась в аналог движения сайентологов - жесткую организацию по поддержке власти и выколачиванию денег из населения.
  3. Валерий Петрович
    |
    17:25
    03.02.2011
    0
    +
    -
    Как однако обросла бюрократией вся эта церковная система? Скоро Гундяевской пропаганде видно целый канал выделят в Зомбоящике, и они днями и ночами будут с умным видом рассуждать о "точке входа". Вот так почитаешь про "серьезное добровольчество", "этапы начала", про честность опять же , и понимаешь, что все это тоже бла-бла-бла, так присущее нашим многочисленным чинушам. Да после прочтения всего вышеизложенного, любой здравомыслящий человек побежит от всего этого куда глаза глядят.
  4. Voloshka
    |
    08:52
    04.02.2011
    0
    +
    -
    Сон в зимнюю ночь. Я говорил минувшей ночью с Иисусом. Он мне открылся,что на Землю не придёт... Пока на Ней не обработают всё дустом. И,где попало,всякий..,вновь не"на кладёт". Увы...Про Заповеди Он не заикнулся. И так,наверно,знает что народ, не выполняет...-Грешник отвернулся. И во грехе,без совести,живёт. А чтобы откупиться строит храмы. И покрывает златом купола; Пусть видит Бог...Какие ныне Хамы. И, как у Иродов,Иуд идут дела. ...Поговорил минувшей ночью с Иисусом; Обидно...Что на Землю не придёт. Назвать,признаюсь захотелось,трусом. Не пожелал (явиться) в новый "переплёт"?.. А как же тут,скажите,жить "чистюлям"? Или младенцам,кто ещё не наследил..? Не очень и почти...-безгрешным людям..? И тем кто,под себя,(всю жизнь)ходил..?
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Куда обращаться, если не пришла пенсия?
  2. Действительно ли современные люди глупее предыдущих поколений?
  3. Почему нельзя выбрасывать старые холодильники, не сняв дверцу?




Каких изменений от реформы тарифов ОСАГО вы ждете?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ