16:39 14/06/2012 Юрий Белановский 69 45

Юрий Белановский: Настало время и православным поучиться

Мы уже привыкли к ярким брендам благотворительных организаций, к достаточно раскрученным акциям, к публикациям в именитых СМИ,...

Неожиданно для себя я как-то осознал любопытную вещь: благотворительность в России достаточно молода, ей лет десять от силы, но она достигла уже серьёзных высот в плане системного развития социальных инициатив, создания профессионального пространства. При этом не только сам путь, но и многие внутренние процессы сектора НКО оказались мне знакомы и понятны. Некоторая часть нашего общества, ещё с конца 80-х прошлого столетия, уже проходила, вернее, пыталась пройти этот путь и, к сожалению, не очень удачно. Я говорю о Православии.

Так сложилось, что я работаю на стыке двух миров - Православия и благотворительности. Православие не висит в вакууме и давно стало частью общественной жизни России. Трудно или почти невозможно христианство сравнивать с чем-либо, даже с другой религией, не говоря о секторе НКО. Но если собственно религию (веру и культ), не отрицая, вынести за скобки и взглянуть на Православие, как на общественный институт, то сравнение будет вполне уместным. Есть верующие люди, объединённые определенными ценностями и достаточно глубокой мотивацией на служение ближним, на работу с теми, кого принято называть «социально незащищенными слоями населения». Православные христиане одними из первых в стране стали создавать то, что сейчас бы назвали именно НКО: бесплатные (или за символическую плату) воскресные школы, разного рода творческие студии, спортивные секции, детские лагеря, кое-где даже приюты и реабилитационные центры для алкоголиков. Одна из первых в стране волонтерских групп в больнице была создана православным священником – отцом Александром Менем.

Почему же все эти инициативы, имеющие к 2000 году уже немалый опыт, не смогли стать не только «старшим братом» для зарождающейся общественной благотворительности, но даже своего рода платформой для старта? Следует, правда, оговориться: многие участники благотворительных организаций – верующие христиане. Почему в основной своей массе православные общественно значимые инициативы находятся на той же стадии развития, что и 5, 10, 15 лет назад, а сектор НКО стремительно растет и развивается?

Специфическая идеология

Православие в современную Россию пришло из СССР. Отличительной особенностью религиозной жизни верующих советских граждан была их жесткая замкнутость на том, что можно назвать храмовым благочестием. Жесточайшие репрессии и гонения на Церковь со стороны государства привели к почти полной изоляции Православия внутри храмовых стен и своего рода перекосу системы ценностей. Не то, что работа с людьми, даже проповеди священников были запрещены.

Когда с падением богоборческого советского режима запреты были сняты, оказалось, что сама внутренняя культура русского Православия не приемлет внебогослужебной работы с людьми, как самостоятельной ценности или как правомочного направления христианской жизни. Указанные выше православные инициативы (кружки, студии и т.д.) заняли в мировоззрении место лишь узко вспомогательных, чисто инструментальных дел по отношению к богослужению, молитве, постам, чтению духовной литературы и встреч-бесед со священниками.

Ситуация вполне похожа на ту, что древние греки и средневековые арабы, имея некоторые развитые научные инструменты (математику, астрономию, медицину и т.д.), воспринимали их совсем в прикладном плане и не смогли подарить миру науку – некую саморазвивающуюся и растущую технологию по изучению и преобразованию окружающего мира. Наука, как самостоятельная ценность у древних цивилизаций отсутствовала. Не буду развивать эту аналогию (когда-то я писал о науке), скажу лишь, что иногда занятие чем-либо вне жесткой религиозной мотивации или идеологии становится плодотворным; современное научное знание тому пример. Похоже, что российская благотворительность пошла по тому же пути.

Инструментальный подход, а так же непонятно откуда взявшееся постсоветское жесткое отрицание общения с христианами Запада (католиками, протестантами и англиканами) привели к самоизоляции в области понимания и развития общественных инициатив и благотворительности.

Опыт и профессионализм

История науки дает нам еще один урок. Огромный материал накопленный многими цивилизациями, опять же, не привел к появлению науки. Известно, что для систематизации опыта, разработки технологии и ее внедрения нужен талант и профессионализм. Вспомним известного математика Тихо Браге, проделавшего титаническую работу по сбору и систематизации наблюдений звездного неба, но так и не открывшего эллипсоидных орбит планет Солнечной системы. Эллипсоидность открыл Кеплер, чем превратил горы таблиц в несколько простых формул. А Галилей первый, кто переосмыслил мироздание сквозь призму математики. С тех пор любой человек, изучив основы научного знания, может внести свой вклад в изучение мира.

Ничего похожего, к сожалению, не произошло с православными в постсоветской России. Накопленный опыт или потенциал их разного рода инициатив ни к чему не привел, хотя и достоин внимания и изучения. Нужны были своего рода профессионалы и даже таланты, чтобы сделать прорыв и создать достаточно масштабную и тиражируемую социальную технологию, которых в церковно-общественной среде просто не оказалось. Кеплерами и Галиеями в социальной области для России стали основатели известных благотворительных организаций: Галина Чаликова (фонд «Подари жизнь»), Вера Миллионщикова (Первый московский хоспис), Елена Альшанская (фонд «Волонтеры в помощь сиротам»), Елизавета Глинка и многие другие.

Обидно, что профессионалы не зародилась в православной общественности. Именно для христиан традиционно очень глубокое понимание, что в жизни христианской общины есть дела (служения), которые настолько важны, что их не могут сегодня совершать одни лица, а завтра другие, есть служения, которые не могут прерываться. Поэтому в Церкви существуют дьяконы, священники и епископы. Конечно, не стоит сравнивать опыт организации благотворительности и служение священника, но давно изобретен способ профессионализации какого-либо дела – это стабильная и достойная заработная плата. В благотворительности все очень быстро поняли: есть ключевые системные задачи и они должны выполняться профессионально, а значит – за деньги и при минимальной ротации кадров.

Прозрачность и отчетность

Недавно всплыла яркая, я бы даже сказал острая тема – о «десятине», то есть о финансовой и материальной ответственности прихожан за жизнь общины и за состояние храма. Многие священники – и меня это потрясло – говорили о том, что прихожане обязаны дать «десятину», но не договаривали очевидную вторую половину фразы, которую скажет любой благотворительный фонд: «…А мы в ответ на «десятину» обязаны отчитаться, как она будет потрачена». Для современного общества тема денег – это тема прозрачности бухгалтерии и отчета о делах.

К сожалению, до сих пор православным не ясен смысл предметных и ясных отчетов о благих делах не только перед благотворителями, но и перед обществом. Все это говорит о том, что так и не созрело понимание важности имиджа или общественного мнения об организации. Для фондов или благотворительных организаций все просто: если тебе не доверяют, значит, через тебя не помогут больному ребенку или одинокому старику. Доверие надо зарабатывать, им надо дорожить, в конечном итоге от этого зависит чья-то жизнь.

Православные общественные инициативы, по всей видимости, живут как бы шлейфом доверия к самой Церкви, мол, плохому не научат, достаточно и того, что верующие... Для 90-х и начала 2000-х это работало, тогда можно было сказать: мы работаем в детском доме, у Церкви накоплен огромный опыт по работе с детьми и т. д. Но сегодня доверие формируется прежде всего конкретностью, понятностью и доступностью информации о жизни, истории и сотрудниках организации. Если кто-то говорит, что работает в детском доме, от него ждут не только адреса этого учреждения, но и описания видов деятельности и документального подтверждения. Если накоплен опыт по работе с детьми, важно услышать, что это за опыт, кем конкретно накоплен, где можно с ним познакомиться. Если говорить проще, то сайт, фото, видео, регулярные новости, список сотрудников с контактными данными и «живой» email – все это давно стало обязательной нормой любой благотворительной организации.

Для чего я все это говорю?

Многие скажут: вот, мол, опять автор критикует и ругает. И это правда, но не вся. Я говорю то, что знаю, говорю для того, чтобы обратить внимание на это чудовищное и обидное для меня недоразумение. Те, кому в прямом смысле слова сам Бог велел служить ближним, заботиться о больных, скорбящих, стариках - во многом остались в стороне.

Безусловно, очень многие христиане в личной жизни исполняют эту заповедь Христа и я не имею желания обесценить их служение. Я говорю о том, что в современном российском обществе латать «социальные дыры», а на самом деле стабильно и регулярно помогать нуждающимся, можно только системно и профессионально, так как это научились делать благотворительные организации. Вклад православного сообщества был бы очень востребован. Жатвы много, а деятелей мало. Но для того, чтобы встать на этот путь и не оказаться на обочине, православным придется трезво и правдиво взглянуть на себя и – начать учиться.

 
Юрий Белановский, Руководитель
добровольческого движения «Даниловцы»

 

 
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (69)
  1. sinegor
    |
    18:28
    14.06.2012
    0
    +
    -
    "..благотворительность в России молода..ей лет 10 "???? "..Православным придется ТРЕЗВО(?) взглянуть на себя и - начать учиться"???? Вы что,с Луны соскочили,-как писал Михалыч (Достоевский) в позапрошлом веке. Только Православие благотворительностью и занимается в современной России,остальные ( за редким исключением- Ч.Хаматова и кое кто ещё) отмывают,рубят,пилят и куражатся, ВЫ.ЧТО..СЛЕПОЙ,ЯРИЙ??Православие вздумали учить благотворительности? Как говорили святые отцы,- если б не молитва старцев и монахов..разлетелась бы эта грешная Земля в клочья!. Вам бы научится видеть и слышать,прежде поучений ваших! "..и поверни свои глаза зрачками в душу"-как писал классик. И почитайте ,как занимались благотворительностью в Русских Монарших семьях--это был ПОДВИГ!! Служение Отечеству,долг,честь,совесть- это ТЕПЕРЬ пустые слова!! Стыдно должно быть(знаете такое слово?)! Продали и просрали ВСЮ Страну! Растащили,разграбили! ПОЗОР! " ..сколь веревочка ни вейся,а совьешся ты в петлю"- про вас,подлецов,написано Владимир Семёнычем! Так и будет,не сомневайтесь!!!
  2. Рашит
    |
    18:42
    14.06.2012
    0
    +
    -
    Автор затронул актуальную для православия тему. Даже несколько тем. Действительно, православие в России отгородилось от остального христианского мира. Многие люди, считающие себя христианами, не знают основ православия, но при этом всячески норовят подчеркнуть "неправильность" остального христианства. Что же касается благотворительности, то по всей видимости этой обусловлено практикой десятины, которая традиционно отдавалась црекви. Сегодня, в условиях тотального взаимного недоверия, которое принесли в общество политики в начале девяностых прошлого века, народ сомневается в любых государственных и общественных институтах. В исламе вопрос с благотворительностью решен по другому. По нему просто считается, что раздача милостыни, оказание посильной помощи бедным является одним из столпов веры, и без этого вера любого человека является несовершенной и неполной. Однако раздача милостыни осуществляется мусульманином лично, и он сам контролирует себя. Причем , когда благодеяние осуществляется незаметно для окружащих (когда левая рука не знает, что подала правая) , то это лучше. Однако такая форма, конечно, позволяет слабым духом людям легко уклоняться от исполнения своей обязанности, потому что следить за кем то не полагается и не принято. По этой причине господин Белановский предлагает православным разумное решение: увеличить количество благотворительных организаций и сделать прозрачной их отчетность.
  3. Карабас
    |
    18:50
    14.06.2012
    0
    +
    -
    ////Православие в современную Россию пришло из СССР. /// - Довольно интересная теория автора.. - ///// Ничего похожего, к сожалению, не произошло с православными в постсоветской России. Накопленный опыт или потенциал их разного рода инициатив ни к чему не привел, хотя и достоин внимания и изучения. //// - - Еще бы указать причину такого слабоумия паствы...
  4. буковина украина
    |
    19:39
    14.06.2012
    0
    +
    -
    Автор расположил себя на стыке Православия и благотворительности - но получилось "между двух стульев". Из изложенного ясно, что для автора цель и смысл Православия - это благотворительность в виде помощи всем и подряд: больным, бедным, алкоголикам и прочим заблудшим. Но ведь это не так; проповедь о Спасителе - вот смысл Православия! И Церковь в 2000году, едва восстав из пепла и поругания, розработала Социальную Концепцию, которую успешно внедряет. Кем автор недоволен - прихожанами, духовенством или к Главой Церкви - Спасителем? Автор отдаёт себе отчёт? Аналогия с западной христианской благотворительностью некорректна: там каждый член общины платит ежемесячно установленную сумму, и при выходе из общины ещё два(!) года вносит определённые взносы. Западные христианские общины активно занимаются бизнесом, владеют дорогой недвижимостью, которую сдают в аренду и т.д. Там человек, уходя в монастырь, приносит с собой деньги (посмотрите хотя бы "Монашку" с Одри Хепбёрн). Там духовенство гарантировано(!) получает жильё и зарплату.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Зачем советник Трампа приехал в Москву?
  2. Чем запомнилась народная артистка России Альбина Матвеева?
  3. Почему запретили ввозить в Россию импортные томографы и кресла-коляски?

Сколько вы планируете потратить на новогодние подарки близким?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ