Юрий Белановский 75 238

Юрий Белановский: «Почему российская благотворительность не зародилась в православии?»

Мне очень обидно, что русское православие не стало тем полем, на котором смогли бы вырасти и укорениться общественные...

Сегодня благотворительные организации в регионах пришли к очередному этапу своего развития. Накоплен достаточный опыт, знания и ресурсы, чтобы перейти на качественно новый уровень и вступить в партнёрские и деловые отношения с ближними и дальними коллегами, запустить совместные проекты. Приезжая по делам Союза волонтёрских организаций и движений в регионы, я не могу отделаться от очень ясного ощущения, что всё это я уже где-то видел, в этом участвовал. Неизменно радушный и тёплый приём, отлично организованная программа работы. Очень продуктивные встречи с коллегами – серьёзными профессионалами своего дела. И конечно, обязательный штрих – несколько уничижительное отношение к себе на фоне московских гостей.  Такое же ощущение у меня возникло и от поездки в Сыктыркар, где мы на днях представляли опыт организации волонтёрских сообществ, помогали продумать и подготовить концепцию развития волонтёрства.

Лет десять – двенадцать назад я всё это проходил, только не в области благотворительности – тогда о ней мало кто слышал – а в области православных просветительских, детских, молодёжных, социальных проектов. В общем, всё то же. При храмах, при школах, при вузах возникали добрые некоммерческие инициативы – воскресные школы, клубы, секции, сестричества, братства. По сути, это была первая общественная попытка создать сектор НКО. Накапливался опыт и знания, был большой запрос на общение с коллегами, на расширение своего кругозора, на профессионализацию.

Когда я теперь пишу об этом, то у меня возникает только одна ассоциация – как будто я просматриваю старые фотографии. Где теперь эти православные инициативные люди? Что стало с их добрыми делами? Хоть кто-то из них ещё работает в церковной среде? Есть основания полагать, что нынешние детские, просветительские, молодёжные, социальные православные проекты и их руководители – в большинстве своём новые и не имеют исторической и профессиональной преемственности. До сих пор так и не состоялось объединения православных в серьёзные партнёрские сообщества, не появились общие региональные проекты.

Мне очень обидно, что русское православие не стало тем полем, на котором смогли бы вырасти и укорениться общественные благотворительные инициативы. Более того, я вижу, что православная общественность до сих пор стоит в стороне от набирающего всё большую силу потока НКО.

Конечно, никто не знает, будет ли эта попытка общества последней или за спадом второй волны будет третья и четвёртая. Но то, что я видел в Сыктывкаре и в других регионах, очень обнадёживает. Благотворительные организации достигли такого уровня, что всерьёз содействуют развитию здравоохранения и социальной сферы. В больницы покупаются лекарства и оборудование, для больных детей устраиваются игровые комнаты. Под давлением НКО ремонтируются и переоборудуются старые помещения, опасные для жизни больных деток. Развиваются реабилитационные центры для инвалидов и реабилитационные программы для зависимых. Многодетные семьи объединяются в сообщества для взаимопомощи и защиты своих прав. Ясно, что пока масштаб этих добрых дел не сравним с какими-нибудь федеральными программами, но это уже далеко и не разовая спонтанная помощь. Это регулярная серьёзная работа, набирающая силу, следующим шагом которой может стать объединение усилий и значимые региональные и федеральные проекты.

Власти некоторых регионов начали всерьёз, как партнёры, сотрудничать с благотворительными организациями. Известны случаи создания и поддержки НКО-ассоциаций и ресурсных центров. К этому движется и республика Коми. В моём понимании – такие партнёрские отношения хоть отчасти могут стать гарантом укрепления и развития благотворительности.

Для меня вполне понятны причины, по которым православная общественность не смогла одолеть даже части того пути, что прошли благотворительные организации. Первая и главная – в том, что православные так и не смогли по-настоящему деятельно откликнуться на реальные запросы общества. Слишком многое делалось не столько ради людей, сколько ради «продвижения» самого православия. Прямое следствие – отсутствие общественной поддержки, в том числе финансовой. Вторая причина – следствие первой. Система строилась «сверху», опираясь на «одобрение» властей и ожидания от них «административного ресурса», что приводило к краткосрочному (пока действовал ресурс) появлению чего-либо. Третья причина – неприятие главного принципа существования НКО, смысл которого – в строгой отчётности обществу о проделанной работе и потраченных деньгах.

Сегодня, как мне представляется, у православных остаётся один путь – стараться на равных, как партнёры, сотрудничать с сектором НКО, учиться у благотворительных организаций, реализовывать совместные проекты, входить в ассоциации. Никакие имперские амбиции и стремления «продвигать» какую-либо идеологию не сработают. Теперь уж придётся со всей ответственностью принять те «правила игры», что сформировались за годы православной пассивности. Прежде всего, речь об упомянутой прозрачности дел и финансов. Очень важны принятые в благотворительных сообществах стандарты работы с детьми. К примеру, уже не удастся вывести детей в заброшенный аварийный детский лагерь, где нет даже туалетов. Есть примеры, когда сами же НКО-шники такие лагеря и закрывали.  Нельзя пройти мимо и выработанных правил и принципов работы с волонтёрами, учитывающими не только тему взаимного договора и безопасности труда, но и тему поддержки, обучения и поощрения добровольцев. Ну и конечно же, никак не обойтись без достойной оплаты труда сотрудникам.

 

 

 
Юрий Белановский, Руководитель
добровольческого движения «Даниловцы»

 

 
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (75)
  1. Игорь58
    |
    14:01
    08.10.2012
    0
    +
    -
    автор задал вопрос, и сам же на него и ответил. православная благотворительность - это либо заманивание в церковь калачом, либо прикармливание своих.
  2. Карабас
    |
    15:51
    08.10.2012
    0
    +
    -
    Автор - " Ну и конечно же, никак не обойтись без достойной оплаты труда сотрудникам". За чей счет понятно.. В цифрах это зарплаты от 50-60 тысяч до 160-200 тысяч рублей.. Плюс накладные, представительские и т.д. И попробуй что-то сказать - лица меняются на злобку - Мы тут что? За копейки пахать должны? - Поэтому и не хотят люди халяву кормить - лучше адресно - видишь кому...
  3. Luti
    |
    17:11
    08.10.2012
    0
    +
    -
    Организация, созданная для наживы, ох как не скоро дойдет до благотворительности. А уж РПЦ как фантастически финансово успешное ОАО вряд ли сможет расставаться с деньгами просто так, без условий "воцерковления". А к детям я бы ее вобще не подпускала! Но это тема отдельной дискуссии.
  4. ANT74
    |
    17:56
    08.10.2012
    0
    +
    -
    Раз нет благотворительности со сторны РПЦ, то стало быть, благотворительность не входит в задачи РПЦ, чего же здесь непонятного? Видимо, вопрос был решён в пользу строительства всё новых храмов, ну и "мерседесов"-"майбахов", конечно... Хотят они "жить достойно" - не стоит их осуждать. Но "на двух стульях усидеть невозможно", и стремления такие, противоречат идее благотворительности...
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли получить налоговый вычет за умершего родственника?
  2. Кто из российских спортсменов не получил допуск на Олимпиаду-2018?
  3. Восстановится ли организм, если отказаться от алкоголя?



Кто самая популярная Татьяна России?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru