aif.ru counter
Елена Андриевская 58

Кто выучит на патриота?Проблемы и достижения негосударственных вузов

Будущее России сегодня ходит в школы, готовится поступать в вузы и уже получает дипломы. Но кто сможет подготовить не только...

Слабые уйдут

Вопрос, который Александр Вильсон задал гостям, был таков: «Отличаются ли подходы государства к образовательным организациям разных форм собственности?»

«Все мы родились в СССР, и «негосударственное» многие понимают как «антигосударственное», - заметил Амет Володарский. - А ведь в начале 90-х благодаря частному образованию фактически был сохранён научно-педагогический потенциал советской школы. Сегодня в законе об образовании говорится, что независимо от формы собственности аккредитованные вузы имеют право на бюджетное финансирование. Но много вы знаете частных вузов, которые его получают?»

«Негосударственная система образования гибкая и адаптируемая к изменениям рынка, - уверен Владимир Минаев. - Кстати, по сравнению с перестроечным периодом число вузов в России увеличилось в 2,5 раза, студентов - в 3 раза, а профессорско-преподавательский состав возрос только на 25%. Какое уж тут качество образования? Поэтому скоро мы выясним, кто же неспособен пойти к новым вершинам негосударственного образования. Слабые уйдут, но сильные останутся и приумножат свои возможности».

«Я считаю самой острой проблемой содержание образования, - отметил Владимир Дмитриев. - Психофизиологические возможности ученика просто не дают ему охватить весь объём, он в постоянном стрессе. Количество профильных предметов увеличивается, а содержательная часть становится чрезмерно сложной. В СССР матанализ относился к высшему образованию, сейчас он входит в школьную программу. Зачем это нужно тем, кто выбирает гуманитарную профессию? Сейчас эти жёсткие ситуации способны разрешить только негосударственные образовательные учреждения».

«Виртуозы» и репутация

Александр Вильсон напомнил, что в государственных вузах есть сегодня коммерческий сектор. «Если Россия - в рыночной экономике, то в сфере образования не может не быть рынка, - убеждён Хусейн Чеченов. - Но у людей мышление традиционное. Раз образование негосударственное - значит, что-то не то. Сегодня государственные образовательные учреждения - их уже 55% - становятся платными и недешёвыми. Но есть одна особенность. Вам платят деньги за качественное образование, а это - личная собственность, которую можно продать на рынке, получить высокооплачиваемую работу. Следовательно, если я плачу деньги за образование негосударственному учреждению, то не буду просить зачёт за 300 долларов. Но и в государственном, и в частном секторе есть «виртуозы», которые откачивают деньги в обмен на диплом. Они вам сильно подпортили репутацию! Но у государства много рычагов воздействия и на тех и на других: оно аттестует, аккредитует, даёт лицензии, оно, в конце концов, контролирует. Но это должно работать равно на обе системы: государственную и негосударственную. А этого сегодня нет».

Общая задача

Александр Федченко представил на этом «круглом столе» точку зрения работодателя, который остро нуждается в грамотных специалистах: «Наша компания производит молочные продукты. И нам всё равно, из какого вуза взять человека. Наши коллеги в финансовом секторе сталкиваются с проблемами выпускников: им приходится дополнительно переучивать вчерашних студентов «под себя», потому что реальная жизнь требует несколько иных знаний, чем те, которые дают в институте. А мы просто задыхаемся от нехватки выпускников, которые нужны для наших предприятий. Никто не готовит тех самых операторов, наладчиков станков розлива. Профессионально-технического образования нет, может быть, негосударственному сектору занять эту нишу?»

«Родители абитуриентов сориентированы чётко, - высказал свою точку зрения Валерий Абрамов. - «Я плачу деньги и хочу знать, кем будет мой ребёнок и какую зарплату он будет получать!» И я понимаю, что нашего выпускника к работе на конкретном рабочем месте надо готовить не только в самом вузе. И мы это делаем начиная с третьего курса: производственная практика, стажировки, иногда даже без оплаты, просто для того, чтобы человек почувствовал, для чего он учится. Но и образовательные программы нужно дорабатывать, и для этого нам необходимо участие бизнеса. Надо работать и сообща решать общие задачи».

Участники «круглого стола» единодушно признались: обучение самым востребованным профессиям - лишь часть задачи. Из «поколения перестройки», появившегося на обломках старой страны, они очень хотят вырастить патриотов новой.

Участники «круглого стола»:

А. Вильсон, президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России;

Х. Чеченов, председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке;

В. Абрамов, директор центра управления качеством, профессор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»;

А. Володарский, проректор Московского института иностранных языков, зампредседателя научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия;

В. Минаев, проректор, профессор Российского нового университета;

В. Дмитриев, директор школы № 1241 с углублённым изучением английского языка,

г. Москва;

И. Мусаев, ректор Дагестанского ИПК, председатель Ассоциации негосударственных образовательных учреждений республики Дагестан;

И. Грязнова, ректор Московского финансово-экономического института;

П. Пилипенко, ректор Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова;

Е. Миннибаев, ректор Восточной экономико-юридической академии, г. Уфа;

Г. Сподах, проректор по экономике и развитию Гуманитарного института им. Е. Р. Дашковой;

Н. Виноградова, директор учебного центра «Перспектива»;

В. Агеев, директор АНО СОШ «Гулливер»;

И. Боганцева, директор «Европейской гимназии»;

Н. Абросимова, ведущий специалист по развитию персонала компании «Юнилевер»;

А. Федченко, директор по управлению персоналом компании «Юнимилк»;

Я. Кабаков, ректор учебного центра «Финам»;

И. Елисеева, руководитель отдела PR компании «Финам»;

А. Тишутин, председатель совета директоров православных школ.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем запомнился режиссёр Франко Дзеффирелли?
  2. Кого подозревают в убийстве чемпиона России по сноуборду Дмитрия Кольцова?
  3. Можно ли замораживать молоко?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ